Вопрос 1. иудаизм в россии

Оглавление

Вопрос 1. Иудаизм в России 3

Вопрос 2. Правовой статус религиозных групп в Российской

Федерации 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

Вопрос 1. Иудаизм в России

Иудаизм - одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. Иудаизм фактически является государственной религией Израиля.

Иудаизм в Росиии появился раньше, чем появилось название «Россия». Первые сведения об иудейских общинах в греческих городах-колониях на северных берегах Черного моря датируются I в. н.э. В VIII в. иудаизм становится государственной религией Хазарского каганата, располагавшегося между Волгой и Днепром. Население страны было преимущественно тюркским, со значительным славянским электоратом. Ко времени крещения Руси в Киеве и других городах уже существовали слявяноязычные иудейские общины смешанного этнического происхождения. В частности, летопись сообщает об участии «хазарских иудеев» в «испытании вер» князем Владимиром. На землях бывшей Киевской Руси, вошедших в состав Польско-Литовского государства, иудейские общины в конце XV – начале XVI в. были ассимилированы переселившимися из Германии евреями-ашкеназами и усвоили принесенный ими еврейско-немецкий язык (идиш). В XVI в. Польско-Литовское государство становится средоточием иудейской религиозной учености, и там формируются органы общинного самоуправления – кагалы, во главе которых стояли раввины и даяны (религиозные судьи). В конце XV в. в Новгороде возникает движение жидовствующих, сторонников которого обвинили в отходе от православного вероисповедания, в том числе культа икон и т.д., а также в приверженности иудейской традиции. В результате жестокого подавления «ереси» иудеям был запрещен въезд в Московское царство. В XVIII в. среди иудейских общин Западной Украины возникает новое мощное движение – хасидизм, против которого выступили представители традиционной талмудической учености После разделов Польши в конце XVIII в. восточные владения королевства с многочисленным еврейским населением были включены в состав Российской империи. До этого правительство (после подавления новгородской ереси), сохраняя традиции Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. На перешедших в христианство эти ограничения не распространялись. После перехода евреев под власть России при Екатерине II иудеи стали гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах. С 1795 г. законодательно оформилась «черта оседлости евреев», точнее, «лиц иудейского вероисповедания» (Белоруссия, Литва, Украина, Новороссия), за пределы которой иудеи не имели права свободно выезжать и селиться. В 1802 г. в начале царствования Александра I с негласного разрешения властей создается Санкт-Петербургская иудейская религиозная община. Дозволялось, правда, по особым разрешениям, посещать внутренние губернии иудеям-промышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. Запрещались преследования хасидов. В 1817 г. было запрещено обвинять иудеев в совершении ритуальных убийств на основании лишь предрассудков. Правда, большинство либеральных начинаний осталось на бумаге. Мистически настроенный Александр I даже учредил общество «израильских христиан». По уставу члены общества (евреи, перешедшие в одну из христианских религий, а также их потомки) получали большие экономические и правовые льготы и привилегии. Однако в 1833 г. общество было закрыто ввиду отсутствия достойных претендентов. В царствование Николая I положение иудеев ухудшилось, на них была распространена рекрутская повинность, причем в повышенной норме. Призывали в «кантонисты» подростков с 12 лет, которых зачастую насильно заставляли креститься. Однако отслужившие 25-летнуюю службу «николаевские» солдаты иудейского вероисповедания получали право повсеместного проживания, в результате иудейские общины появляются за пределами «черты оседлости». В 1844 г. кагалы «как оплот религиозного фанатизма» упраздняются, а в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских училища для воспитания иудейских духовных наставников. В конце царствования Николая I правительство было сильно обеспокоено распространением среди крестьян исконно русских губерний «еретических» сект жидовствующих (или субботников), отвергавших христианскую традицию. Хотя было доказано отсутствие миссионерской деятельности со стороны евреев, все же это привело к усилению ограничений для иудеев. Нередко также возникали обвинения в ритуальных убийствах, хотя все расследования показывали их беспочвенность[1].

В царствование Александра II был отменен институт «кантонистов», и иудеи были уравнены с другими гражданами в отношении воинской повинности. Постепенно право жительства вне «черты оседлости» было предоставлено некоторым категориям иудеев – богатым купцам и промышленникам, лицам с высшим образованием, ремесленникам, провизорам и фельдшерам. Это способствовало появлению новых иудейских общин как в Центральной России, так и в Сибири. После убийства Александра II по городам и местечкам юго-запада прокатились первые волны погромов, которые периодически повторялись во времена обострения внутриполитической ситуации в стране. Правительство ввело новые ограничения для иудеев, строгие процентные нормы в учебных заведениях, фактически сократило территорию «черты оседлости». Такое положение привело к уходу радикальной еврейской молодежи в революционные партии и сионистское движение (см. Сионизм), а также нередко к отрицанию религии предков. Тем не менее, еще в начале XX в. большинство иудейского населения (5,2 млн. чел.) продолжало вести традиционный образ жизни в пределах «черты оседлости». В число лиц иудейского вероисповедания включались малые этнические группы грузинских, горских, бухарских евреев и крымчаков. Около 15 тыс. приверженцев неталмудического иудаизма (см. Караимов религия) никаким правовым ограничениям не подвергались, однако переход в религию караимов другим евреям запрещался. После ликвидации кагальной системы продолжали существовать автономные религиозные иудейские общества, правда, без определенного четкого юридического статуса. К началу XX в. ведущими центрами религиозной жизни иудейских общин становятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монументальные синагоги. В последние годы существования Российской империи резко усилилась антииудейская и антиеврейская кампания, нашедшая свое концентрированное выражение в «деле Бейлиса», когда правительственная юстиция безуспешно пыталась обвинить киевского мещанина Бейлиса в ритуальном убийстве мальчика-христианина. После свержения царизма в 1917 г. Временное правительство отменило все правовые ограничения для иудеев. Хотя после Гражданской войны в СССР было реализовано гражданское равноправие евреев, официальная идеология была направлена против всякой религии, в том числе и против иудаизма. Закрывались синагоги, преследовались раввины. Во время Великой Отечественной войны и после нее советскими властями было допущено некоторое послабление в отношении религии, что коснулось также иудаизма. Однако в начале 1950-х гг. началась антисемитская и антииудейская кампания. В период «оттепели», наступившей после смерти Сталина, иудейская культурно-религиозная жизнь не была в полной мере восстановлена. В 1960-1961 гг. в период развернутой антирелигиозной кампании были закрыты синагоги во многих городах, а также религиозное училище (ешибот) в Москве. Большинство раввинов было вынуждено эмигрировать, что привело к почти полной утрате кадров служителей иудейского культа. Арабо-израильская война 1967 г. вызвала оживление национально-религиозных чувств у значительной части еврейского населения, у молодых образованных людей, полностью ассимилированных в русскую культуру. В настоящее время в России происходит оживление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудейских религиозных общин. Центром еврейской религиозной жизни сегодня является Москва, где размещается раввинский суд, имеющий право решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских религиозных законов. Имеются синагоги, различные учебные заведения, еврейские школы, работают религиозные объединения и училища. Синагоги и еврейские школы работают также в десятках других городов России. Иудаизм официально признан одной из четырех традиционных религий России. Массовые смешанные браки в течение нескольких поколений затрудняют сегодня оценку числа лиц, потенциально тяготеющих к иудейской религиозной традиции на территории России и СНГ. По некоторым весьма приблизительным подсчетам, их численность на постсоветском пространстве достигает 3 млн. чел. Кроме того, следует отметить существование специфически российского явления – различных сект «иудействующих»[2].

Наши рекомендации