Специфика работы с иноязычным текстом – «ложные друзья

переводчика»

Итак, как уже отмечалось выше, для нормальной работы с научными текстами уровень переводчика должен быть довольно высоким. Таким образом, переводчик должен как-то сбалансировать умение подстраиваться под автора первоисточника и под целевую аудиторию. Из всего этого вытекают следующие требования к переводчику:

- Профессиональное владение языком перевода: знания высокого уровня в области лексики, грамматики и синтаксиса;

- Знание идиом, устойчивых фраз и выражений, характерных для потенциального круга читателей;

- Знание наиболее распространенного на момент перевода общественного мнения по отношению к описываемой проблеме;

- Владение специальными терминами, употребляемыми в области знания, к которой относится переводимый текст;

- Наличие высокого уровня осведомленности в области описываемых в переводимом тексте проблем и вопросов.

Очевидно, что поиск переводчика такого уровня является делом чрезвычайной сложности: люди, обладающие знаниями подобного уровня, крайне редко занимаются переводом чужих текстов.

Но даже используя алгоритмы или же постоянное обращение к словарям, даже при условии высокого уровня знаний (а некоторые исследователи утверждают, что только 10% существующих в мире переводчиков способны быстро и качественно переводить технические, деловые или узконаправленные тексты), все равно остается проблематично реализовать все требования, которые были перечислены выше. Это может быть объяснено рядом факторов:

Во-первых, для того, чтобы создать адекватный и понятный целевой аудитории документ, сделать его «родным», переводчику необходимо буквально мыслить на иностранном языке, быть полностью погруженным в языковую реальность. Профессионалов-переводчиков такого уровня мало, и они редко сидят без работы.

Во-вторых, переводчику требуется задействовать слова не только из активного словарного запаса, но и применять языковые конструкции из так называемого пассивного словаря. Это фразы, слова, обороты и выражения, которые мы с вами слышим каждый день, то, что говорилось в детстве, по радио и телевидению, что понятно каждому, живущему в стране языка. Естественно, что носитель языка или переводчик, который долго жил за рубежом, справится с этой задачей без проблем.

Однако число таких специалистов весьма ограничено. Помимо всего прочего, сложность для русскоязычного переводчика представляет и подбор адекватных языковых конструкций, оптимально подходящих для конкретного случая. Когда переводчик осуществляет перевод на родной язык, подбор происходит автоматически, на уровне подсознания. В случае же перевода на неродной язык переводчик должен быть настоящим билингвом, думать на иностранном языке, чтобы сделать полученный текст «живым» для иноязычной аудитории.

В-третьих, даже набор текста на иностранном языке может стать проблемой для переводчика, которому может быть просто сложно быстро и без ошибок напечатать документ на иностранном языке, особенно с большим количеством модифицированных букв.

Специфика перевода информативных текстов в значительной степени определяется не только функцией и своеобразием дискурса, но и задачей перевода. Анализируя коммуникативные задачи, стоящие перед специалистами в сфере естественнонаучных и технических дисциплин, можно отметить, что переводческая деятельность специалистов направлена как на передачу информации в полном объеме, так и на отражение определенной, основной, ключевой информации того или иного документа. Перевод всегда осуществляется в определенных целях. Переводчик всегда стремится выполнить определенную задачу, которую он выбрал сам или получил от заказчика, в чьих интересах или по чьему поручению осуществляется перевод. Цели перевода могут быть самыми различными, и соответствующие им тексты перевода будут принципиально отличаться друг от друга.

Именно учет этих особенностей делает закономерным рассмотрение процесса перевода как создание информационно-коммуникативного текста, а текст перевода как информационную единицу, соответствующую и ограниченную поставленной коммуникативной задачей.

Итак, в зависимости от целей перевода информация в тексте перевода может быть представлена как в полном объеме (полный перевод), так и в сокращенном, свернутом, усечённом виде, частично (адаптивное транскодирование) [6, с.107-109].

Специфика перевода научных текстов такова, что неправильное восприятие смысла текста переводчиком или некорректное использование терминологии, могут привести к полному искажению смысла переведенного материала. Такие недостатки встречаются в переводных текстах, над которыми работал переводчик, недостаточно хорошо понимающий, о чем именно говорится в тексте, или плохо знакомый с терминологией, используемой в нем. Научный текст, и соответственно его перевод, не терпят двойственности смысла и искажения используемых понятий и терминов. Поэтому перевод научного текста предполагает, прежде всего, ясность изложения при максимально полном соответствии перевода оригиналу. Достичь такой гармонии может только профессионал, имеющий наряду со знаниями в области тематики научного текста также высокую стилистическую грамотность [7].

Научно-технические тексты являются совершенно отдельной разновидностью переводческого материала. Для них свойственны предельная логичность, лаконичность, насыщенное информационное содержание и ярко выраженная последовательность изложения. В таких текстах хорошо прослеживаются логические и смысловые связи между основной мыслью и иными деталями текста, отсюда возникает заметная структурированность. Специфическим является и язык таких статей и материалов: строгий, книжный, несколько суховатый и лаконичный, он не приемлет излишней образности или сугубо «декоративных» фигур речи.

Если говорить о грамматике, то перевод научно-технических текстов обладает рядом характерных особенностей употребления тех или иных грамматических форм. Среди наиболее распространенных приемов написания подобных текстов: активная номинализация при описании процессов и действий, глаголы-операторы (с ограниченным смысловым значением) и четкие причинно-следственных связи.

Наконец, нельзя не упомянуть одно из основных отличий научно-технических текстов от большинства других – полное отсутствие авторского стиля как в изначальном материале, так и в переводе. Сама специфика стиля исключает необходимость в «авторском почерке», поэтому действительно талантливый специалист проявляет свое мастерство лишь в способности грамотно адаптировать содержание текста одного языка под другой [8].

Кроме того, в ряде случаев при переводе, переводчик сталкивается с так называемыми «ложными друзьями», которые можно поделить на группы:

1. Слова, которые имеют внешнее сходство (звучание и написание) со словами русского языка, но значение которых не всегда совпадает. Например: dramatic - драматический, драматичный, неожиданный, яркий, впечатляющий, сенсационный; decade - десятилетие; popular - народный, популярный; formal - формальный, официальный; nation - нация, народ, страна; sabotage - вредительство, диверсионный акт, саботаж и многие другие.

Примечание. В зависимости от контекста эти слова могут иметь другие оттенки значения и переводиться иначе.

2. Слова, которые во множественном числе приобретают новое значение, как например: difference - разница, различие — differences: 1)различия, 2)разногласия; development - развитие — developments – события и т. д.

Примечание. Кроме того, слово development часто употребляется в значении: участок, подлежащий освоению; освоение; микрорайон и т. п.

3. Слова, употребление которых в единственном и множественном числе не совпадает в русском и английском языках. Например: industry -промышленность, industries промышленность, отрасли промышленности; policy - политика, политический курс, policies - политика, политический курс; atomic weapons (мн. ч.) - атомное оружие (ед. ч.). [Ержанова Г.А. 2015. С.92]

Ложные друзья переводчика (калька фр. faux amis), или межъязыковые омонимы (межъязыковые паронимы) — пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении. Например, польск. miasto — город, а не место; czas — время, а не час, англ. angina — стенокардия, а не ангина, genial — добрый, а не гениальный, magazine — журнал, а не магазин; англ. и исп. mosquito — комар, а не москит. Ложные друзья переводчика могут приводить к неправильному пониманию и переводу текста. Часть из них образовалась из-за того, что после заимствования значение слова в одном из языков изменилось, в других случаях заимствования вообще не было, а слова происходят из общего корня в каком-то древнем языке, но имеют разные значения; иногда созвучие чисто случайно. Термин «ложные друзья» был введен М. Кёсслером и Ж. Дероккиньи в 1928 году в книге «Les faux amis ou Les pieges du vocabulaire anglais». Частным случаем ложных друзей переводчика являются псевдоинтернационализмы — межъязыковые омонимы, ассоциирующиеся (по своей графической и/или фонетической форме) со словами интернациональной лексики и вызывающие разного рода трудности при переводе: полное или высказывания, нарушение лексической сочетаемости или стилистического согласования слов в высказывании.

В противоположность ложным друзьям переводчика существуют также слова, которые в двух данных языках имеют одинаковое значение и сходное звучание. Подобные «друзья переводчика» называются лексическими когнатами [6, с.107-109].

Таким образом, можно заключить, что специфических особенностей перевода научных текстов с английского на русский язык довольно много, но главной сложностью и спецификой работы с иностранным научным текстом является то, что многие слова в иностранном языке либо созвучны по произношению с родным языком, либо похожи на те слова, которые все знают и в результате появляется неверный перевод, так как переводчик может решить, что это слово легко переводится и переведет его неправильно. Подобные ситуации приводят к серьезным нарушениям правил перевода, отсутствию связности текста и другими проблемам, связанным с работой над научным текстом. Избежать проблем не могут даже крупные специалисты, но минимизировать их возможно, при условии аккуратного и дословного перевода.

Заключение

Подводя итог проделанной работе, можно заключить следующее:

необходимо отметить, что подготавливаясь к переводу того или иного текста переводчик должен быть готов к встречи с рядом трудностей. В частности – с отсутствием аналогов в родном языке, так как язык может включать в свой состав не только устаревшие, но и иноязычные слова, которые могут оказать не добрую службу переводчику, так называемые «ложные друзья», которые на первый взгляд понятны, а с другой стороны имеют совсем другую основу – отличную от подразумевающейся. А, следовательно, качество перевода будет зависеть от опытности и квалифицированности переводчика. И конечно же, важно учитывать и то, что значимость перевода на сегодняшний день заключается в первую очередь в том, что почти все люди на планете сегодня нуждаются в постоянном пополнении информации, и от сюда вытекает значительная заинтересованность всех стран в развитии переводческой деятельности;

перевод – это общественное явление, которое формировалось в процессе развития самого общества и в результате, на сегодняшний день он является неотъемлемой частью жизни общества. Основных видов перевода выделяют 2 – это письменный и устный перевод. Каждый из них имеет свои ответвления и характерные только для этого вида типы работы с текстом. Но как бы там ни было, к этим видам так же можно причислить художественный вид перевода. да, с одной стороны он будет относится к письменному переводу, но так же и устный перевод может быть выполнен в художественном стиле или же над художественным произведением. Но с другой стороны, необходимо отметить, что письменный перевод имеет больше положительных сторон, что выражается в широком перечне методов и инструментов используемых письменными переводчиками;

все возможные методы и способы будут сводится к тому, чтобы сделать перевод как можно более доступным, для переводящего человека, а, следовательно, будет естественным искать аналоги в родном языке переводчика или же попытаться передать смысловую нагрузку. И как было показано на примере художественного текста, именно такой подход и является наиболее приемлемым в работе с именами собственными, так как только при аналогичных вариантах возможно точное донесение смысла до читателя. Кроме того, рассмотрев методы и подходы к переводу имен собственных можно предположить следующее: трансляция, транскрипция и калькирование не всегда спасают переводчика;

не смотря на то что, сегодня у переводчиков прослеживается способность использовать большое количество приемов, методов, принципов и инструментов, для работы с текстом, выбор так или иначе будет сохраняться именно за самим переводчиком – это его личное решение и как следствие – личный путь к совершенствованию профессионализма;

специфических особенностей перевода научных текстов с английского на русский язык довольно много, но главной сложностью и спецификой работы с иностранным научным текстом является то, что многие слова в иностранном языке либо созвучны по произношению с родным языком, либо похожи на те слова, которые все знают и в результате появляется неверный перевод, так как переводчик может решить, что это слово легко переводится и переведет его неправильно. Подобные ситуации приводят к серьезным нарушениям правил перевода, отсутствию связности текста и другим проблемам, связанным с работой над научным текстом. Избежать проблем не могут даже крупные специалисты, но минимизировать их возможно, при условии аккуратного и дословного перевода.

Наши рекомендации