Коммуникативная культура государственного служащего
Государственный служащий является лицом публичным. Это определяет необходимость его осознанной лояльности по отношению к власти. Следует воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности. Подобная норма вовсе не ограничивает свободу слова. Нужно уметь работать со средствами массовой информации, журналистами, с широкой аудиторией граждан.
Государственная служба относится к области повешенной речевой ответственности. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у отправителя и получателя может привести к серьезным сбоям в управлении, стать причиной различного рода ошибок, недоразумений и конфликтов.
По роду своей деятельности государственному служащему приходится не только оперировать законом, руководствоваться должностными инструкциями, но и разъяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Административный работник постоянно взаимодействует с гражданами, помогая им в решении социальных, хозяйственных и личных проблем; общается с субъектами, принадлежащими к различным социальным слоям и группам; контактирует с представителями разных общественно-политических сил и формирований; обсуждает вопросы, связанные с выполнением служебных обязанностей, принятием решений, организацией мероприятий и т.п. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», обладать высокой коммуникативной культурой.
Коммуникативная культура включает в себя культуру речи; умение организовать речевое взаимодействие в соответствии с коммуникативной целью, добиваясь точного восприятия передаваемого сообщения; владение различными жанрами устного делового общения; знание основ ораторского мастерства.
«Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации»[38].
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала». Языковая норма - это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все уровни языка. Кратко охарактеризуем основные нормы литературного языка.
Нормы ударения регулируют выбор размещения и движения ударного слога среди неударных (обеспечение - правильно; обеспече’ние - неправильно). Ударение в русском языке свободное и разноместное, т.е. может падать на любой слог, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным (меняет свое место в разных формах одного и того же слова: принять, при'няли, при'нял, приняла') и неподвижным (в различных формах слова падает на одну и ту же часть: берегу, бережёшь, бережёт, бержём, бережёте, берегут).
Орфоэпические нормы - произносительные нормы устной речи (коне[шн]о, ко[дэ]кс, му[з']ей - правильно; коне[чн]о, ко[д'}екс, му[зэ]й - неправильно). Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения, напротив, ошибки в произношении мешают воспринимать содержание речи.
Лексические нормы - это правила словоупотребления. Слово необходимо использовать в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм искажает смысл высказывания. Например, не всегда правильно употребляют различные по своему значению слова эффективный (действенный, приводящий к нужным результатам) и эффектный (производящий сильное впечатление, эффект); обидный (причиняющий обиду, оскорбительный) и обидчивый (легко обижающийся, склонный видеть обиду, оскорбление там, где их нет) и др.
Морфологические нормы - правила использования морфологических форм разных частей речи. Они определяют литературный статус определённых словоформ. Так, в настоящее время правильными считаются следующие словоформы: офицеры (не офицера), инженеры (не инженера), выборы (не выбора), профессора (не профессоры), шоферы (не шофера), слаще (не слаже), пять килограммов (не килограмм) и т.п.
Синтаксические нормы - правила использования синтаксических конструкций, требующие правильного согласования: черный кофе, большое бра (не черное кофе и не большая бра); управления: согласно приказу (не приказа), приехать из района (не с района); расположения слов в структуре предложения; выражения различных отношений между частями сложного предложения и т.п.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Они помогают литературному языку выполнять свои основные функции - быть средством общения, сообщения и воздействия.
Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно/неправильно». Она требует овладения навыками отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения. Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, к ним относятся:
Точность речи - строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности. Точность речи определяется знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Чаще всего она связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, паронимов, антонимов, омонимов. Например, предложения-омонимы Назначение председателя всем показалось удачным и характеристика Петрова точно соответствовала действительности заключают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная Петрову или Петровым.
Понятность речи означает доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это важнейшее коммуникативное качество речи зависит от правильного употребления в ней терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, т.е. слов ограниченной сферы употребления. Если у говорящего нет уверенности, что данные речевые средства известны слушателю, то ему следует избегать их или разъяснять их смысл. И, конечно же, он сам должен хорошо знать значение употребляемых слов. Например, некоторые толкуют слово приоритет (первенство в открытии) как «уважение» (Он пользовался в коллективе особым приоритетом). Можно услышать фразу: Эта идея мне гармонирует, в которой спутаны понятия «гармонировать» и «импонировать».
Качество речевой деятельности во многом определяет и чистота речи, т.е. незасоренность ее внелитературными а также словами-паразитами (ну, значит, вот, так сказать, понимаешь, собственно говоря, буквально, как бы и др.). Навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения.
Богатство речи - это максимальная насыщенность ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. Бедность речи проявляется в повторении одного и того же слова в рамках небольшого контекста; употреблении рядом или близко однокоренных слов; однотипности синтаксических конструкций.
Выразительность речи, т.е. способность ее поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия речи. Лингвистическое основание выразительности - наличие в языке экспрессивных средств, традиционно именуемых тропами (метафора, эпитет, метонимия, сравнение, гипербола и др.) и фигурами (антитеза, градация, повтор, риторический вопрос, вопросно-ответный ход и др.). К языковым средствам выразительности относятся также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение речевого этикета, под которым понимается система устойчивых формул общения (выражение приветствия, просьбы, благодарности, вопроса, поздравления и т.п. обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.). Он накладывает строгий запрет на сквернословие, нецензурную лексику в сфере официального общения, осуждает разговор на аповышенных тонах». Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам устанавливать контакт и взаимопонимание, создавать благоприятную психологическую обстановку.
Государственному служащему следует иметь в виду, что в процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только язык, владеть высокой речевой культурой. На эффективность речевой коммуникации оказывают влияние многие экстралингвистические (внеязыковые) факторы. Специалисты к ним относят потребность в общении, коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего, умение проникнуть в замысел говорящего; внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние); строгое соблюдение говорящими ролевого амплуа (начальник, подчиненный, коллега, партнер, официальный представитель, частное лицо и т.д.); нравственные установки участников коммуникации и др.
Собеседники должны придерживаться определенных принципов и правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти принципы составляют конвенциональную основу общения, представляют собой так называемый коммуникативный кодекс. К ним относится принцип сотрудничества (основные постулаты: Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации чем это требуется; Старайтесь, чтобы высказывание было истинным; Не говорите того, что считаете ложным; Не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований; Не отклоняйтесь от темы разговора и др.) и принцип вежливости, включающий ряд правил (Не затрагивайте тем, потенциально опасных для собеседника; Не осуждайте других; Не будьте высокомерными в разговоре с собеседником.
Старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных целей; Демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру и др.).
Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт и взаимопонимание. По данным зарубежных учёных, количество передаваемой информации, ее точность увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения. Созданию такого климата способствуют партисипативные формы управления, партнерские отношения, предполагающие участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, с учетом общих интересов и потребностей его участников, а также соблюдение ряда психологических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе. Назовем основные из них.
Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации. Большое значение приобретают вежливость, такт, корректная форма распоряжений, спокойная обстановка, в которой отдаются приказы, делаются критические замечания и т.д.
Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоистических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность в отличие от эгоцентрической характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, исходя из интересов дела, ради которого и ведется обсуждение.
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т.е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно меняют позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким образом добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласию и взаимному недоверию.
Игнорирование названных принципов превращает конструктивный диалог в деструктивный, препятствует организации эффективной речевой коммуникации. Главная причина появления деструктивных элементов в процессе общения - стереотипно-догматическое мышление, нетерпимость к чужому мнению. Основанием деструктивности могут стать и личностные особенности его участников: эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, а также отсутствие здравого смысла, непонимание реальных процессов, происходящих в обществе.
Необходимое условие эффективной коммуникации - умение слушать. Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Различают два вида слушания. Один из них называется нерефлексивным. Он состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь н речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы. Однако такое слушание не всегда бывает уместным, ведь молчание можно принять за знак согласия. Суть рефлексивного слушания заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и точного понимания собеседниками друг друга.
Психологи выделили основные принципы хорошего слушания, соблюдение которых позволяет сделать общение более плодотворным. Один из них звучит так: «Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который говорит с вами; обращайте внимание не только на его слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д. ». Это позволит получить дополнительные сведения о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на слова партнера. Другой принцип сформулирован следующим образом: «Покажите говорящему, что вы его понимаете». Для этого можно использовать реплики (Да; Интересно; Продолжайте; Я внимательно слушаю и т.п.), кивки головой, движения руками, улыбку и др. приемы. Следует обратить внимание и на такой принцип хорошего слушания: «Не давайте оценок, не давайте советов». По мнению ученых, оценки и советы, даже если они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний. А это может снизить активность участников диалога, оказать давление на мнение присутствующих и в результате помешать эффективному обсуждению проблемы.
Коммуникативная культура предполагает владение различными жанрами устного делового общения, получившими широкое распространение в управленческой деятельности (беседа, переговоры, совещание, телефонный разговор, интервью).
Так, на государственной службе используются практически все виды деловых бесед, выделенные и описанные в научной литературе: кадровые (собеседование при приеме на работу; разговор при увольнении с работы, когда сотрудник сам принимает решение об уходе или руководство организации решает уволить своего работника; беседа в, связи с переменой должностного положения служащего); дисциплинарные (связаны с нарушением трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка, уклонением от служебных обязанностей, несвоевременным или небрежным выполнением заданий и т.п.); организационные (обсуждается технология выполнения того или иного задания, анализируются полученные результаты, высказываются критические соображения по поводу решения поставленных задач); творческие (вырабатывается общая концепция работы организации, обсуждаются принципы выполнения различных программ, проектов, заданий и т.п.); проблемные (вызваны необходимостью решения различных конфликтных ситуаций, возникающих в организации).
Особую значимость в работе чиновника приобретают беседы с посетителями. В государственные учреждения люди обращаются со своими нуждами, проблемами, жалобами, просьбами, новыми идеями и планами. -
Государственному служащему не следует забывать, что проблемы населения и отдельного человека - это, по сути, проблемы государства, которое обязано служить своим гражданам.
Административный работник несет моральную и социальную ответственность за свои слова, действия и принимаемые решения. Он действует в рамках компетенции того органа, который он представляет, опираясь на существующее законодательство и соответствующие нормативно-правовые акты: При этом он должен продемонстрировать не снисхождение, а максимум уважения к посетителю, стремление оказать ему помощь. Корректное и внимательное отношение к гражданам, представителям производственных коллективов, гражданских организаций способствует повышению доверия общества к государственным институтам, к органам власти.
Принимая посетителей, необходимо выяснить цель визита, понять причину прихода, вникнуть в суть проблемы, просьбы, предложения, определить свои возможности в решении поставленного вопроса и занять определенную позицию. 3алогом успешного проведения любого вида деловой беседы является тщательная подготовка к ней.
Государственному служащему следует познакомиться с методикой подготовки и проведения деловых переговоров, с обязанностями руководителя совещания и основными правилами поведения его участников; усвоить общепринятые правила ведения телефонного разговора; знать, что необходимо учитывать, выступая в роли интервьюируемого.
Поскольку профессиональная деятельность государственного служащего связана с публичной активностью, он должен знать основы ораторского мастерства, приобретать опыт выступлений в различных аудиториях.
Важнейшее условие эффективности ораторской речи, самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями. Он возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Главные показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией - ожидаемая реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их позы, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), рабочая тишина в зале, естественное и уверенное поведение оратора.
На установление контакта влияют различные факторы. Прежде всего это актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Большое влияние на аудиторию оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся о нем общественное мнение. Если оратор известен как человек авторитетный, у которого слово с делом не расходится, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Необходимые условия установления контакта - учет особенностей аудитории, знание психологии слушателей, использование приемов управления аудиторией, свободная форма преподнесения материала.
В заключение подчеркнем: культура государственного служащего способствует успешности управленческой деятельности, помогает совершенствовать технологические процессы в управлении, поэтому ее повышение - долг и обязанность каждого административного работника.
.
.
Различают два вида Реестра государственных должностей: Реестр государственных должностей в Российской Федерации (он содержит перечень должностей, предусмотренных Конституцией РФ федеральными законами) и Реестр государственных должностей государственной службы РФ (в него должности вносятся, их перечень дополняется и изменяется Указами Президента РФ).
До настоящего времени Реестр государственных должностей в Российской Федерации и его составная часть Реестр государственной службы государственных должностей РФ не утверждены. Но Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33 был утвержден Сводный перечень государственных должностей РФ, который в настоящее время является единственным источником систематизации государственных должностей. Реестр был утвержден, но с несколько иным наименованием: Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих. - С3 РФ. 1995. № 3. Ст.. 174.
[9] Россия на рубеже тысячелетий //Российская газета. 1999. 31 дек.
[10] Хентце И. Теория управления кадрами в рыночной экономике. - М., 1997. C. 50.
[11] Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М., 1998. C. 127.
[12] Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 1998. C. 29.
[13] Данный подход нашел отражение в ряде монографических работ и учебных пособий, подготовленных в СКАГС: Современная государственная кадровая политика и ее реализация на Северном Кавказе. Ростом н/Д,2000; Государственная кадровая политика и технологии ее реализации (на опыте Северо-Кавказского региона). Ростов н/Д, 2001; Муниципальная кадровая политика: проблемы организации и опыт профессионального развития служащих. Ростов н/Д, 2003.
[14] Глазьев С. Ю. 2000-й. Новая эпоха - новый смысл для российской политики // Независимая газета. 2002. 21 января.
[15] B этом плане муниципальная кадровая политика войдет составной частью (при сохранении относительной самостоятельности) в ГКП..
[16] АиФ. 2001. № 44. C. 24.
[17] Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. - М., 2001. C. 316.
[18] См.: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. - М.: РАГС, 1998. C. 292-314.
[19] Великие мысли великих людей. Антология афоризма. - М., 1998. Т. 3. C. 308.
[20] Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. - М.: РАГС, 1998. C. 292-314.
[21] См., например: «Государственная кадровая политика и механизм ее реализации» (М., 1998), где ценностный аспект специально не рассматривается и фактически сведен к нравственным основам кадровой политики.
[22] Саймон Г., Смитбург д., Томпсон B. Менеджмент в организaциях. - М., 1995. C. 46.
[23] См.: Захарова Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности. - Новосибирск, 1997; А.К. Маркова. Психология профессионализма. - М., 1996.
[24] Государь и его окружение / Cост. В.П. Павлов. - Ростов н/Д, 1999. C. 149.
[25] Государь и его окружение / Сост. В.П. Павлов. - Ростов н/Д, 1999. C. 149.
[26] См.: Слепцов Н.С Управление регионом и кадровый потенциал // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. - Майкоп - Ростов н/Д, 1999. С. 106.
[27] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М., 1999. C. 296.
[28] Российская газета.2002г. 23 ноября.
[29] Оболонский А.В. Реформа российской государственной службы: концепция и стратегия // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 7.
[30] См.: Слатинов В.Б. Кадровая политика в условиях социальных ормаций. - Орел, 1999. С. 12.
[31] Ноздрачев А.Ф. Государственная сдужба. - М., 1999. С. 296.
[32] См.: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведение. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. РАГС, 1998. C. 37.
[33] Организационная психология. СПб.: Питер, 2001. C. 437-438.
[34]
[35]
[36] Подробнее о типологии организационной культуры см.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: Гардарики, 2002.
[37] Российская газета. 2002. 15 августа, Ns 152.
[38] Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997. С.204.