Участие самопровозглашенных государств в международных организациях

Политико-правовая характеристика непризнанных государств заключается в их непризнании международным сообществом. Этот аспект играет ключевую роль в ослаблении экономического взаимодействия с внешними государственными образованиями, а именно, лишает возможности заключения взаимовыгодных сделок или реализации прибыльных инвестиционных проектов. С целью преодоления экономических и политических барьеров и нахождения оптимальных путей перспективного развития, самопровозглашённые государства стремятся принимать участие в различных интеграционных объединениях или даже создавать их своими силами.

Одним из таких объединений является Содружество непризнанных государств (СНГ-2), в состав которого входят Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская республика, Приднестровская Молдавская республика. Организация была образована в 2001 году путём перерождения из Союза непризнанных государств и сопровождалась усечением некоторых участников. Основная цель, объединившая всех участников под эгидой СНГ-2, заключается в активизации сотрудничества и нахождении эффективных путей скорейшего признания своих государственных образований международным сообществом [15]. Государства-участники активизируют сотрудничество в рамках регулярных встреч, саммитов и конференций, для них это незаменимая платформа для реализации возможности представить свои позиции, рассказать о положении и проблемах жителей, обсудить вопросы гуманитарного характера и перспективах их решения [15]. Кроме того, данная конференция, по мнению научных экспертов, сыграла важную пропагандистско-просветительскую роль, ввиду того факта, что миссия Российской Федерации заключается в обеспечении свобод и прав своих соотечественников при урегулировании конфликтов на пространстве СНГ. К слову об эффективности данной структуры, в 2006 году страны СНГ-2 заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, а в 2007 году подписали Декларацию, которая определяет критерии признания самопровозглашённых государств с намерением отправить её в ООН и другие международные структуры. В частности, Декларация гласит о содействии Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии созданию устойчивой стабильности и безопасности в Кавказско-Черноморском регионе, необходимости преодоления политико-правовых последствий решений тоталитарного коммунистического режима, лишивших Абхазию, Приднестровье и Южную Осетию суверенной государственности. Также в документе отмечается, что укрепление независимости и суверенитета Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии является надежной гарантией свободного развития народов этих республик [15].

В большинстве случаев экономические представители самопровозглашённых государств осуществляют внешнеэкономическую активность с использованием реквизитов стран-метрополий, в рамках которых они сформировались. Исключением является Китайская Республика Тайвань, экономика которого добилась больших успехов в результате либерализации глобальной торговли и более свободного движения капитала [16]. Являясь участником международного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества с 1991 года, Тайвань добился повышения своей экономической роли в регионе. Следует помнить, что стратегической целью форума является создание условий для функционирования системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима, что и было достигнуто на примере Тайваня, сотворившего экономическое чудо.

Было бы несправедливо не упомянуть тот факт, что ряд непризнанных государств являются полноправными членами Организации Объединённых Наций, но не признаются другими государствами. К примеру, Армению не признаёт Пакистан ввиду поддержки Азербайджана по вопросу урегулирования Нагорно-Карабахского вопроса [17], Кипр не признан Турцией, а Израиль не признают 21 член ООН (часть арабских и африканских стран).

После Второй мировой войны геополитическая обстановка в мире претерпела изменения, в области международных отношений сформировалась биполярная система, а на смену Лиге Наций пришла глобальная межгосударственная организация ООН, стремящаяся создать на новых принципах самоопределения, суверенного равенства государств эффективную международно-правовую систему. Принцип самоопределения получил новый виток развития и был закреплён в Уставе ООН в качестве обязательной нормы. Общеизвестно, что одна из главных целей ООН – “развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия народов” [18].

Исходя из официальных документов ООН и если плавно перейти к Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, важно уточнить, что данное политическое соглашение закрепило право распоряжаться своей судьбой за всеми народами. Вместе с тем, Хельсинкский Заключительный акт акцентировал внимание на принципе нерушимости границ как к универсальной обязывающей норме, противостоящей внешнему самоопределению. Принцип взаимного признания и недопустимости насильственного изменения государственных границ закреплен во множестве двусторонних договоров и в ряде региональных актов: к примеру, в Уставе Организации американских государств 1948 года, Уставе Организации африканского единства 1963 года и других [19].

Без сомнения, все это внесло серьезный вклад в получение народами права на самоопределение, однако, как показывает практика, проблема по-прежнему остаётся актуальной.

Непризнанные государства изначально занимали значимое место в системе мировой политики. Их возникновение, развитие, существование тесно связано с экономическими обменами, межгосударственными союзами, дипломатическими контактами и военными конфликтами или, иначе говоря, с международными отношениями.

Следует признать, что в современном мире деятельность непризнанных государств уже стала нормой мировой политики, а их внешняя институционализация в виде участия во всевозможных интеграционных объединениях, вероятнее всего, поможет стать им самостоятельными акторами глобальной системы. При всей значимости работ научных исследователей в области геополитики и международных отношений, к сожалению, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с появлением новых непризнанных государств на политической карте мира.

Отдавая должное тому, что было сделано предшественниками, мы, тем не менее, считаем, что дальнейшая динамика развития ситуации вокруг непризнанных государств является важным показателем, по которому можно будет сделать веские выводы о способности глобальных международных организаций содействовать справедливому урегулированию замороженных конфликтов не путём применения силы, а путем политико-правового регулирования и переговоров. Такой вариант развития событий возможен только в условиях гарантированного отказа от военных действий, укрепления доверительных мер между сторонами конфликта, при активном участии самих самопровозглашённых государств.

Не ставя своей целью изучение членства в международных организациях каждого из непризнанных государств в мире, мы, тем не менее, отметим, что большинство этих государств стремится проводить диверсифицированную политику, направленную на сближение с региональными и международными интеграционными союзами для упрочнения своей позиции на международной арене и интенсификации внешних связей.

Наши рекомендации