Быт и культура московской руси xvii в.
Чз - История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 235-246.
Хф - Родная старина / Сост. В.Д. Сиповский. - М.: Современник, 1993. - С. 356-441.
2. Церковный раскол: сущность, причины, итоги и последствия.
Чз - Бушуев С.В. История государства Российского. XVII - XVIII вв. -М.: «Книжная палата», 1994. - С. 152-229.
Хф - Крывелев И.А. История религий. Т.2. - М.: «Мысль», 1976. - С. 32-42.
Литература основная
Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005.
Чз, Аб - История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2005.
Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004.
Чз – Россия в мировой истории /Под ред. В.С. Порохни. – М. Логос, 2003.
Литература дополнительная
Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006.
Чз - История России с древнейших времен до 1861 г. /Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Высшая школа, 2001.
Хф - Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. - М.: Просвещение, 1989.
Чзп - Галкин Е.Б. Некоторые историко-социальные черты российской монархии //Социологические исследования. 1998. №5. - С. 14-23.
Чз - История России: С древнейших времен до конца XVII века /Отв. ред.
А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. - М.: Издательство «ACT», 1996.
Чз - История России с древнейших времен до наших дней /А.С. Орлов и др. - М.: Проспект, 2000.
Чзп - Морозова Л.Е. Василий Иванович Шуйский //Вопросы истории. 2000. №10.-С. 72-96.
Методические указания
Цель занятия - раскрыть суть цивилизационного выбора, сделанного Россией в XVI веке, проанализировать последствия этого выбора.
1. По первому вопросу необходимо показать, как после освобождения от ордынской зависимости ускоряется социально - экономическое развитие Московской Руси, появляется орган сословного представительства Земский собор, проводится ряд важнейших административных, социальных и правовых реформ, укрепляющих русское государство и его позиции на европейской политической арене. Крутой поворот «на Германы», осуществленный Иваном IV, его опричная политика отбрасывают страну назад от уже завоеванных позиций, в очередной раз приводят к деевропеизации Руси и, в известной степени, служат предпосылкой периода, названного историками «смутное время». Проанализируйте причины выбора восточного пути развития, сущность опричнины и ее последствия.
2. По второму вопросу следует подчеркнуть, что несмотря на переплетение различных по характеру явлений, главное содержание «Смутного времени» нарушение внутреннего равновесия русского общества из-за утраты одной из важнейших частей его конструкции -легитимной монархии. Попытки различных лиц и поддерживавших их социальных групп восстановить утраченную стабильность долгое время были неудачными, так как возникавшие сочетания общественных сил не приносили желаемого результата.
Утраченный с кончиной царя Федора Иоанновича баланс сил в русском обществе был восстановлен после избрания Земским Собором в 1613 году на царство 16-летнего Михаила Романова. Бояре Романовы сумели подняться до осознания общенациональных задач, важнейшей из которых было преодоление анархии.
Отвечая на вопрос, выясните определение термина «Смута», хронологические рамки этого периода, проанализируйте причины и сущность, кратко охарактеризуйте основные этапы, выделите причины победы Михаила Романова на Земском Соборе 1613 г., рассмотрите итоги.
3.Основные направления деятельности правительств первых Романовых следует проанализировать, раскрывая третий вопрос. Вам
необходимо, пользуясь предложенным планом, описать время правления Михаила, Алексея, Федора, Софьи Романовых. Раскрывая экономическое развитие России, обратите внимание на развитие мелкого товарного производства, на процесс возникновения мануфактур и его отличия от западноевропейского, на рост городов и торговли, на специализацию районов и формирование всероссийского рынка, т.е. на становление капиталистических отношений в России. Анализируя социально-политическое развитие, перечислите мероприятия, способствовавшие усилению власти монарха, осветите предпосылки складывания российского абсолютизма.
Семинар №5