Этапы развития политических учений

1 этап.Политические учения Древнего Востока.

2 этап.Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

3 этап.Политические учения Средневековья.

4 этап.Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

5 этап.Политические учения Нового времени.

6 этап.Современные политические учения.

Рассмотрим эти этапы.

1. Политические учения Древнего Востока(Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и гос­подствовало понимание божественного происхождения власти.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди лю­дей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.

У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 – 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказыва­ется от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что го­сударство возникло из объединения семей; это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной це­лью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему на­звание «легизм». Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву счи­тается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была аре­ной ожесточенной борьбы за власть.

Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 – 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 – 347 гг. до на­шей эры) – политические идеи его изложены в диалоге «Государство»; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до нашей эры).

Двухтысячелетняя история Древнего Рима – это огромный по своим мас­штабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перево­роты, народные восстания.

Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры – 65 г. – философ-стоик и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. По­кончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 – ок.140), Марк Аврелий (121 – 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой «Жизнь двенадцати царей» положил начало традиции политических портретов.

Характерные черты политических учений этого этапа:

· постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

· обособление их как относительно самостоятельной части философии;

· анализ устройства государства, классификация его форм;

· поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Политические идеи Платона:

· государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;

· залог стабильности государства – разделение труда по склонности души;

· управлять государством должно сословие философов, специально под­готовленных для этой миссии;

· сословие стражей должно защищать государство;

· землевладельцы и ремесленники – третье сословие – должны добросове­стно трудиться на благо государства;

· переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Аристотель, ученик и критик Платона:

· выдвинул предположение о естественном происхождении государства;

· назвал человека политическим существом;

· классифицировал формы государственного устройства по числу власт­вующих;

· выделял:

1. правильные формы государственного правления: монархия, аристокра­тия, полития, при которых целью политики является общее благо;

2. неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследу­ются лишь собственные интересы и цели власть имущих;

· залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;

· высказывал идею верховенства закона.

Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих пред­шественников в духе условий своей страны.

В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространя­ется христианство, которое к середине 4 века становится государственной ре­лигией Рима.

Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 – 430) пишет трактат «О граде Божием», который содержит рассуждения о государственных и право­вых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену «граду земному» придет «град Божий», где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.

Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью свет­ской.

3. Политические учения Средневековья.Средневековье характерно следующими политическими процессами:

· создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;

· распад их на раздробленные политические образования;

· расцвет сословно-представительных монархий.

Особенности политических учений этого этапа:

· безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;

· политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобре­тают форму законов;

· социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных дея­телей;

· обоснование теологической теории политической власти.

Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 – 1274) в своем трактате «О правлении государей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.

Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок – от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интере­сам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.Характерные черты политической мысли этой эпохи:

· освобождение политической науки от теологии;

· развитие гуманистических начал в политической теории;

· анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократиче­ского устройства общественной жизни.

Великий флорентинец Н. Макиавелли(1469 – 1527) первым стал рассмат­ривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга «Государь», в которой Макиавелли:

· дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удер­жанию власти;

· впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;

· считал, что народ не играет никакой роли в государстве;

· подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и доби­вается этих целей, используя любые средства;

· утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

Родоначальниками социалистической идеологии стали Томас Мор(1478 – 1535), английский гуманист и писатель,Томмазо Кампанелла(1568 – 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собст­венности, при распределении произведенных благ по потребности.

Английский мыслитель Томас Гоббс(1588 – 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор с неко­торыми ограничениями власти монарха.

Английский философ Джон Локк(1632 – 1704) правомерно считается осно­воположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.

На рубеже 17 – 18 веков в Европе возникло явление, которое принято назы­вать Просвещением.

Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле «царства разума» путем распространения знаний, искоренения невеже­ства, всестороннего воспитания личности и пр.

В политической мысли это отразилось в виде концепций «просвещенного абсолютизма».

Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии.

Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича «Политика». Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 – 1750).

5. Политические учения Нового времени.Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в.

Характерные черты политической мысли Нового времени:

· формирование либеральной политической идеологии;

· обоснование необходимости разделения властей;

· анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демокра­тии;

· формирование концепции прав человека и гражданина.

Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просве­тителю Шарлю Луи Монтескье(1689 – 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законода­тельную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма – граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 – 1825), Роберт Оуэн (1771 – 1858), Шарль Фурье (1772 – 1837).

В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо(1712 – 1778), который:

· утверждал, что главное зло – частная собственность;

· первым разграничил государство и гражданское общество;

· доказывал необходимость прямого народного правления.

Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Гер­берта Спенсера (1820 – 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 – 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 – 1882) и др.

В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 – 1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – теоретики коммунистического общества.

6. Современные политические учения.Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие пе­риоды.

Первый период – становление современной политической науки (конец 19-го – конец 40-х гг. 20-го в.).

Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

· теория заинтересованных групп (А. Бентли);

· теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

· социологическая теория государства (М. Вебер);

· теория олигархизации власти (Р. Михельс);

· психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

Второй период – активное расширение сфер политологических исследова­ний (конец 40-х – вторая пол.70-х гг.) – характерен поворотом к проблемам ли­берализации политической жизни, демократии, социальной политики государ­ства:

· новая теория демократии (И. Шумпетер);

· плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

· теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Бар­бер);

· концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Ка­тона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

Третий период – поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. – наст. время).

В этом периоде разрабатывались и развивались:

· футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);

· концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэл­брайт, З. Бжезинский);

· концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

· концепция национального интереса (Г. Моргентау);

· теория элитарной демократии;

· силовая концепция власти.

Современные политические теории и концепции можно классифицироватьпо следующим основаниям:

По уровню исследуемых объектов политики:

· концепции глобального или международного порядка;

· концепции общественного уровня;

· концепции политической сферы общества и политического развития;

· концепции важнейших подсистем политической системы общества;

· концепции отдельных или частных политических явлений.

По политико-идеологической направленности:

· либеральные;

· консервативные;

· социал-реформистские;

· марксистские;

· анархистские.

По специфике предмета и объекта исследования:

· политико-правовые;

· социологические;

· психологические:

· эмпирические.

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основ­ные школы.

1. Англо-американская– разрабатывает проблемы политической модерни­зации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).

2. Французская – занимается проблемами типологии политических режи­мов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).

3. Немецкая – занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государ­ства (Г. Майер, И. Флетчер).

4. Польская– проводит исследования политической жизни общества, глав­ных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 – 1978).

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – основоположник психоаналитического под­хода в политической жизни.

Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 – 1923), Г. Моска (1838 – 1941), Р. Михельса (1878 – 1936).

Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.

4.

Закономерности политологии

Выделяют три основных группы закономерностей.

1) Политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки, в частности:

- зависимость политики и системы политической, государственной власти от экономических процессов;

- обратное влияние политики на экономические процессы.

2) Политико-социальные закономерности, характеризующие развитие политической власти как особой социальной системы. К этой группе относится, например, укрепление стабильности – основная закономерность системы политической власти.

3) Политико-психологические закономерности, отражающие взаимоотношения между личностью и властью (напр., приоритет прав личности над правами государства - закономерность демократического государства)

Наши рекомендации