Политическая система общества, ее структура.

Наиболее важным элементом надстройки общества является политическая система. Политическая система общества - это совокупность государственных и общественных организаций, с помощью которых осуществляется власть в обществе, а также политических и правовых отношений и соответствующих им норм.

Будучи частью более общей, социальной системы, политическая система выполняет функцию целеполагания, обеспечивает принятие решений и мобилизацию ресурсов на их выполнение, сохранение целостности всего общества перед лицом глобальных угроз.

Целостность и устойчивость человеческих обществ – это не природная особенность и бесплатный дар, а проблема, способная периодически обостряться и всегда требующая специальных усилий и решений. Поэтому политическая система в современном обществе выступает не столько как механизм закрепления однажды сложившегося порядка, сколько как способ производства общественного порядка, достигаемого путем преобразования известных факторов входа (требований, поддержки) в известную форму продукции на выходе (решения и меры, инициируемые властью), которая называется политикой.

Политическая система воспринимает импульсы, исходящие от внешней среды в форме требований (о распределении благ и услуг, обеспечении безопасности, доступе к информации) и поддержки (которая выражается в соблюдении законов, лояльном отношении к власти, участии в политической жизни, оказании услуг и материальном финансировании политической системы). Эти импульсы она «перерабатывает», на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия.

В структуру политической системы общества входят:государство, политические партии и тесно связанные с ними политические молодежные организации, предпринимательские союзы, в некотором отношении общественные организации (при решении ими политических проблем), профсоюзы, религиозные организации (церковь).

Главным институтом (учреждением) политической системы общества выступает государство.Относительно происхождения государства существует несколько версий. Теократическая концепция связывает происхождение государства с божьим установлением, патриархальная теория трактует государство как продолжение семьи, согласно договорной теории государство – это результат «общественного договора», заключенного между суверенным правителем и людьми, теория насилия происхождение государства объясняет актом насилия, завоеванием одного народа другим, классовая теория связывает возникновение государства с появлением частной собственности и разделением общества на классы, имеющими противоположные социальные интересы. Чтобы расхождение социальных интересов не разрушило общество, понадобилось государство - материальная сила, которая с помощью своих элементов (армии, полиции, судопроизводства и т.д.) оберегает и защищает определенный тип распределения собственности.

Наиболее достоверной является концепция, согласно которой государство является продуктом определенного этапа развития общества, когда материальный прогресс привел к социальной, этнической и религиозной дифференциации, что повлекло за собой усложнение человеческих отношений, появление противоречий и конфликтов. Механизм самоорганизации, который регулировал отношения до этого, оказался неспособным согласовать интересы, субординировать их и найти общий интерес. Для реализации этой потребности потребовалась сила, стоящая над обществом и обеспечивающая целостность, стабильность и интеграцию социума. Такой силой явилось государство. Обладая специальным аппаратом, оно превратилось в орган управления обществом, охраны его экономической и социальной жизни.

Среди основных предпосылок возникновения государства выделяются экономические, демографические, социальные и внешние факторы. Экономические факторы связаны с переходом от присваивающего хозяйства к производящему, с развитием общественного разделения труда. Демографический фактор предполагает изменение численности и плотности населения, переход от миграционного существования к оседлому образу жизни. Социальный фактор связан с формированием имущественного неравенства и возникновением в связи с этим социальных конфликтов. Внешние факторы связаны с наличием внешней угрозы обществу, опасностью войны или самой войной, «идеей врага» как носителя угрозы, способствующей развитию государства.

Основными признаками государства являются: отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев; право на взимание налогов и сборов с населения, для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения, для обеспечения государственной политики; территория, очерчивающая границы государства, на которую распространены законы и полномочия власти; представительство общества как целого, защита общего интереса и общего блага.

Государство как система политической власти обладает сложной структурой. В нем выделяются три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная. Главным атрибутом исполнительной власти является государственно-бюрократический аппарат, правительство и его глава. Основное предназначение исполнительной власти – оперативное регулирование, управление обществом на основе конституции, законов.

Основу законодательной власти в странах представительной демократии составляет институт парламентаризма, т.е. наличие выборного органа (конгресс, бундестаг, Верховная Рада), призванного разрабатывать и принимать законы, регулирующие все сферы жизни общества, контролировать выполнение законов исполнительной властью.

Предназначение судебной власти – обеспечить законность и правопорядок в обществе, гарантировать защиту прав и свобод личности. Главные составляющие судебной власти – конституционный, гражданско-уголовный и арбитражный суд, органы юстиции и прокуратуры.

Границы действия каждой из трех ветвей власти устанавливаются конституцией. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К первым относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Внешние функции государства связаны с защитой территории и границ страны (оборонительная), с поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совместной деятельности с другими государствами в различных сферах.

Содержание, объем и функции государства обусловлены его формой. Форма государства – совокупность его признаков, определенных характером и содержанием деятельности государства. В форме государства принято выделять два основных аспекта: форму правления и форму государственного устройства. Форма правления – это способ организации и осуществления государственной власти. Традиционно выделяют такие формы правления как монархия и республика. Монархия (от греч. monarchia - единовластие) – это форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства и передается по наследству.

Республика (от лат. res publica – общее дело) – форма правления, при которой высшая власть в государстве осуществляется выборным коллегиальным органом, формируемым населением (или его частью) на определенный срок.

Разновидностями республики являются президентская, парламентская и смешанная.

В президентской республике президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Законодательная и исполнительная власти разделены, президент не имеет права распускать законодательный орган, а депутаты парламента не могут повлиять на досрочное переизбрание президента, кроме как через механизм импичмента. Такая структура формируется в результате раздельного проведения президентских и парламентских выборов.

В парламентской республике правительство формируется парламентом из числа членов партий, одержавших победу на выборах, и несет ответственность перед парламентом. Парламент может выразить правительству вотум недоверия, следствием чего будет либо отставка правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

В смешанной республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

Государственное устройство – это деление государства на определенные составляющие и распределение власти между государством и этими составляющими. Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство отличается простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны, состоящей из административно-территориальных единиц (областей, департаментов, воеводств и т.п.), не обладающих признаками политико-государственной самостоятельности.

Федерация – это союзное государство, входящие в него государственные образования (штаты, земли, провинции) обладают определенной самостоятельностью, сферы компетенции федеральной (центральной) власти и субъектов федерации четко разграничены. Федеральные законы имеют безусловный авторитет над региональными, в компетенцию федерального центра входит урегулирование конфликтов между субъектами федерации, оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложение, организация высших органов власти. Субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право принимать свою конституцию, иметь свою судебную и правовую системы, но они не имеют права выхода из союза.

Конфедерация как форма государственного устройства объединяет независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности – военной, внешнеполитической и т.п. Эти объединения либо распадаются после решения поставленных перед ними задач, либо перерастают в федерацию.

В развитии современного государства наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. Первая – усиление роли государства в обществе (этатистская тенденция), рост государственного аппарата и его структур. Вторая тенденция – антиэтатистская, противоположная первой, связана с ограничением государственной власти, переходом части ее к другим политическим и неполитическим структурам. В обществах с развитыми политическими системами и рациональным типом политической культуры власть государства всегда ограничивается представительными учреждениями, развитой политической самодеятельностью, массовыми движениями, оппозицией.

Важную роль в политической системе общества играют политические партии ( от лат. pars, parties – часть, группа). Политическая партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за власть или влияние в системе. Партия – это идеологизированное объединение людей. Будучи по своей природе общественным образованием, партия отличается от других общественных организаций своими целями и задачами – завоевание и удержание власти, поддержание функционирования государственных структур.

Партия обеспечивает политическую связь между обществом и государством, в процессе осуществления которой выполняет целый ряд функций. Важнейшими среди них являются следующие. Во-первых, представительство интересов той социальной группы, от имени которой выступает политическая партия, трансформация социальных требований в политические решения. Во-вторых, функция социальной интеграции, примирения интересов конфликтующих социальных сил и групп. В-третьих, функция политической социализации граждан, формирования общественного мнения, тесно связанная с идеологической функцией, которая проявляется в разработке партийной идеологии, партийной программы, резолюций, лозунгов, в ведении партийной пропаганды. В-четвертых, достижение власти, овладение ее аппаратом. В-пятых, кадровая функция, или функция политического рекрутирования, т.е. подбора и выдвижения кадров для самой партии, для общественных организаций, для работы в органах законодательной и исполнительной власти. В-шестых, функция разработки политики и осуществления политического курса. Объем и эффективность выполнения этой функции зависит от места партии в политической системе общества, от степени ее поддержки широкими слоями населения.

Многие партии превратились в довольно устойчивые организации и своей борьбой стимулируют политическую активность граждан, придают обществу необходимую жизнеспособность и динамичность.

Сила партии зависит от ее массовости, поэтому политические партии стараются всегда иметь свой резерв, прежде всего за счет молодежного движения.

Партии никогда не могли интегрировать всю политическую энергию людей. Существует много форм политического действия и партия лишь одна из них. Важную роль в политической системе общества играют группы интересов, группы давления, массовые общественно-политические движения.

Так, группы давления, или заинтересованные группы (союзы предпринимателей, фермеров, адвокатов и т.п.), в отличие от политических партий, не стремятся к завоеванию власти. Их цель – оказать влияние на политику, реализовать свои специфические интересы с помощью лоббирования. Так, союзы предпринимателей объединяют те социальные группы, которые господствуют в экономике, тех, кому принадлежит большая часть общественного богатства. Они, как правило, малочисленны, «элитны». Владея огромными материальными ресурсами, эти группы поддерживают определенные партии, оказывают существенное влияние на политическую жизнь социума.

Группы интересов (профсоюзы, творческие союзы, фонды и т.п.) – это добровольные, построенные на основе самоуправления и самодеятельности объединения граждан, выполняющие функцию артикуляции интересов, то есть превращения социальных эмоций, ожиданий, чувства неудовлетворенности граждан в политические требования. Будучи по своей природе общественными, группы интересов выступают частью политической организации общества. Деятельность их в политической сфере связана с обеспечением условий, как для эффективной конкуренции, так и массового участия граждан в политическом процессе, в формировании органов государственной власти и всего государственного механизма. Именно отношение к государству определяет политический характер деятельности общественных организаций. Так, профсоюзы – это организации, которые призваны оказывать содействие социально-экономическому развитию общества, защищать интересы трудящихся.

Политическая система постоянно изменяется, развивается. Это способствует становлению новых социальных институтов, которые обеспечивают социальную стабильность и определенный прогресс в развитии разнообразных форм социальной жизни.

Для понимания реального механизма функционирования политической системы, характера реализации индивидами своих прав и свобод, большое значение имеет изучение такого элемента политической системы, как политическая культура.

Политическая культура представляет собой обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политики. Политическая культура демонстрирует, насколько человеком освоены общезначимые, получившие всеобщее признание образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурных ценностей и норм политической деятельности. Политическая культура показывает степень усвоения человеком имеющегося в обществе политического опыта, традиций, реализация которых обеспечивает преемственность политической жизни.

Наши рекомендации