Организационные модели менеджмента
1. Модель рациональной цели – оптимизация затрат и результатов достигаемая посредством планирования и умелого проектирования работ
2. Модель человеческих отношений – гибкость и внутренние процессы, нацеленная на развитие человеческих ресурсов и человеческого капитала, мастерства и сплоченности рабочей силы
3. Модель внутренних процессов - стабильность и контроль, достигаемые посредством управления информацией и коммуникациями
4. Модель открытых систем – гибкость, качество адаптационных механизмов, развитие способности к приобретению внешних ресурсов, внешней поддержки
Организационная эффективность зависит от соответствия технологического ядра с организационной структурой
Степень соответствия определяют:
• Уровень расходов на координацию
• Расходы на планирование
• Ритмичность работы управленческого аппарата
• Количество конфликтов
• Организационные особенности исследовательской деятельности
• Транзакционные издержки внутри и вне корпорации
• Модель выявления структурных барьеров повышения эффективности
Таким барьерами являются:
• Обособление во взаимодействиях система-подсистема возникают на основании выделения в организации подразделений, каждое их которых решает свою собственную задачу, имеет собственные потребности и стратегию. Отношения внутри подразделений могут развиваться в ущерб взаимодействию между подразделениями. Информационные потоки могут усиливать внутригрупповое обособление
• Власть, борьба за Влияние, также разделяют
• Характерные приемы снижения структурных барьеров
Снижение структурных барьеров лежит не только в плоскости изменения организационной структуры
• Доступ к информационным потокам внутри организации
• Регулярность и учет организационных особенностей стратегического и бизнес -планирования
• Оценка уровня выявления причин конфликтов
• Разработка организационных схем, повышающих мобильность персонала внутри организации
• Разработка эффективных процедур оценки персонала
• Формирование качественных систем стимулирования
• Изменение психологического профиля организации
• Модель структурных преобразований
Исходит из необходимости соответствия типа организационной структуры задачам организации.
• Формирование новых взаимодействий внутри организации, создание новых механизмов и процессов, например, в способах группировки и координации подразделений, использовании горизонтальных механизмов координации
• Внедрение новых методов принятия решений, требующих от подразделений участия в процессах целеполагания и планирования.
• Управление квалификацией и возможностями персонала
• Новые методы разрешения конфликтов
• Модель формирования эффекта реструктуризации (разукрупнения)
Основная задача модели- оптимизация размеров и организационной структуры при разукрупнении организации. Разукрупнение не всегда ведет к улучшению деятельности.
При оценке влияния реструктуризации на организационную эффективность используются следующие критерии:
• Длина и связанность производственных цепочек
• Капиталоемкость
• Количество поставщиков и потребителей
• Наличие и качество плана реструктуризации
• Процедуры взаимодействия частей организации внутри производственного цикла
• Объединяющие инвестиционные проекты
• Степень снижения уровня квалификации персонала после реструктуризации
• Затраты на единицу продукции
Методы экспертной оценки.
В исследовании управления широкое распространение имеет метод экспертных оценок. Это объясняется сложностью многих проблем, их происхождением из "человеческого фактора", отсутствием надежных экспериментальных или нормативных инструментов.
Эксперты (от латинского "expertus" - опытный) – это лица, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению.
Процедура получения оценок от экспертов называется экспертизой.
Этапы подготовки и проведения экспертизы:
1. формулировка цели экспертного анализа;
2. формирование группы организаторов экспертизы;
3. разработка процедур проведения экспертной оценки;
4. подбор экспертов;
5. получение экспертных оценок;
6. обработка результатов опроса и анализ полученных данных;
7. установление степени достижения цели экспертизы.
Получение экспертных оценок
Если эксперт способен сравнить и оценить какие-либо объекты, явления, факторы, варианты действий, приписав каждому из них какое-либо число, то говорят, что он обладает определенной системой предпочтений.
В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации и обладают различной способностью к математической формализации.
Способы измерения объектов:
1. Ранжирование
Ранжирование – это расположение объектов в порядке возрастания или убывания какого-либо присущего им свойства. Ранжирование позволяет выбрать из исследуемой совокупности факторов наиболее существенный.
Если имеется n объектов, то в результате их ранжирования j-ым экспертом каждый объект получает оценку xij – ранг, приписываемый i-му объекту j-ым экспертом.
Значения xij находятся в интервале от 1 до n. Ранг самого важного фактора равен единице, наименее значимого – числу n.
Ранжировкой j-го эксперта называется последовательность рангов x1j, x2j, …, xnj.
Достоинством метода является его простота, а недостатком - ограниченные возможности использования. При оценке большого количества объектов экспертам очень трудно строить ранжированный ряд, поскольку приходится учитывать множество сложных связей.
2. Парное сравнение
Парное сравнение - это установление предпочтения объектов при сравнении всех возможных пар. Парное сравнение можно проводить при большом числе объектов, а также в тех случаях, когда различие между объектами столь незначительно, что практически невыполнимо их ранжирование.
3. Непосредственная оценка
Часто бывает желательным не только упорядочить (ранжировать объекты анализа), но и определить, на сколько один фактор более значим, чем другие.
В этом случае диапазон изменения характеристик объекта разбивается на отдельные интервалы, каждому из которых приписывается определенная оценка (балл), например, от 0 до 10.
Именно поэтому метод непосредственной оценки иногда именуют также балльным методом.
Смысл метода состоит в том, что эксперт помещает каждый из анализируемых объектов в определенный интервал (приписывает балл). Измерителем при этом является степень обладания объекта тем или иным свойством.
Например, метод непосредственной оценки используется при проведении экзаменов. Здесь диапазон, характеризующий уровень знаний студентов.