Авторитет - высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые определяют их повиновение без убеждения или угрозы санкций.
Существуют два главных способа властвования (два «лица власти»). Первый из них заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.
Ресурсы власти - все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.
Типы ресурсов:
- Экономические ресурсы - это материальные ценности.
§ Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или ранга.
§ Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения.
§ Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди.
В соответствии с типами ресурсов выделяют типы власти:
§ Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на материальные ценности различного рода.
§ Социальная власть - распределения позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий.
§ Культурно-информационная власть - это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения.
§ Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.
Особо выделяется политическая власть - право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь убеждения и цели, затрагивающие интересы всего общества. Государственная власть является разновидностью политической власти (в контексте, где это не указано отдельно, они употребляются как синонимы).
Черты политической (государственной) власти:
1) легальность использования силы в пределах государства;
2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти;
3) публичность, т.е. всеобщность и безличность;
4) моноцентричность, наличие единого центра принятия решений;
5) многообразие применяемых ресурсов
6) направленность на интересы общества в целом
7) суверенитет (независимость от иных видов власти)
Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в форме политического господства.
Политическое господство - структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий - с одной стороны, и исполнительской деятельности - с другой.
Функции политической власти:
1) принятие целей развития общества
2) управление общественными процессами
3) обеспечение стабильности в обществе
4) интеграция общества.
Власти присуще две характеристики: легальность (законность) и легитимность. Эти два понятия не всегда взаимосвязаны. У политической власти должна быть хотя бы одна из этих характеристик.
Политическая легитимность - положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться.
Типы легитимности:
1. Традиционная легитимность - обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.
2. Харизматическая легитимность. Основана на вере в исключительные качества, чудесный дар (харизму), руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Основана на рационально понятом интересе, который побуждает людей подчиняться решениям власти, принимаемых на основе демократических процедур.
4. Идеологическая легитимность. Основана на умении определённого человека заражать людей своими идеями и желании людей следовать им.
Государство, его функции
Государство - в широком смысле - общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
§ в узком смысле - центральный институт политической системы, система учреждений, обладающая суверенной властью на определенной территории.
Признаки государства:
- отделение публичной власти от общества;
- территория, очерчивающая границы государства;
§ суверенитет, т.е. верховенство и независимость власти на определенной территории;
§ монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
§ право на взимание налогов и сборов;
§ обязательность членства в государстве;
§ претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага;
§ наличие армии;
§ государственная символика (герб, флаг, гимн).
Функции государства:
1. Внутренние:
- политическая - реализация власти, обеспечение единства общества;
§ экономическая - осуществление мер государственного регулирования экономики;
§ социальная - развитие образования, здравоохранения, культуры, социальная поддержка незащищенных слоев;
§ идеологическая - формирование общегражданских, патриотических ценностей.
2. Внешние:
- обеспечение безопасности;
- международное сотрудничество;
- участие в решении глобальных проблем.
Формы государства
Формы государства классифицируются по трем характеристикам:
1. Форма правления
2. Форма государственного (территориального) устройства
3. Политико-правовой режим (см. п. 4.4)
1. Форма правления - организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на:
- монархии (формальным источником власти является одно лицо);
- республики (формальным источником власти является весь народ).
Монархии делятся на:
§ абсолютные (вся полнота реальной власти принадлежит монарху и ничем не ограничена);
§ конституционные (власть монарха ограничена законом). Конституционные монархии делятся на:
§ дуалистические (монарх осуществляет функции исполнительной власти, а законы принимает парламент; монарх может распустить парламент);
§ парламентские (монарх практически не имеет реальной власти, играет лишь представительские функции).
Республики делятся на:
§ парламентские (правительство формируется парламентом и ответственно перед ним, глава правительства - премьер-министр, президент практически не играет реальной политической роли);
§ президентские (правительство формируется президентом и ответственно перед ним, пост премьер-министра отсутствует, президент не имеет права распустить парламент, а парламент - отправить в отставку правительство);
§ полупрезидентские (смешанные) (правительство формируется президентом с согласия парламента и ответственно как перед президентом, так и перед парламентом, существует пост премьер министра).
2. Форма государственного (территориального) устройства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Формы территориального устройства государства:
- унитарная;
- федеративная.
Унитарное государство - единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Единая конституция и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.
Федерация - это устойчивый государственный союз, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Члены федерации - соучастники общегосударственного суверенитета - фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.
Также в качестве формы территориального устройства иногда выделяется конфедерация - устойчивый союз государств, не теряющих права одностороннего выхода из союза.
Согласно статье 1 Конституции РФ, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В России установлена смешанная республика.
Политическая система
§ это совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
Функции:
1. Управляющая - руководство остальными сферами жизни.
2. Целеполагающая - определение целей и задач общественного развития.
3. Интегративная - поддержание целостности общества.
4. Регулирующая - упорядочение общественных отношений, выработка социальных норм.
Политическая система состоит из подсистем (компонентов):
§ институциональная или организационная (государство, партии, общественно-политические движения);
§ нормативная (политические, моральные, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, традиции политического поведения);
§ функциональная (формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти);
§ коммуникативная (связи и взаимодействия между политической системой и другими подсистемами, политическими системами различных государств, между элементами политической системы);
§ культурно-идеологическая (политическая психология, культура, идеология).
Элементы политической системы в РФ:
- Президент,
- Федеральное Собрание,
- Правительство,
- местные органы самоуправления,
- политические партии и иные политические организации.