Общий политический процесс в современной России

На политическом поле современной России развивается мно­жество политических процессов. Конечно, наибольший интерес представляет развитие общего политического процесса, привед­шее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.

Известно, что по форме правления СССР был республикой, то есть формально источником власти в стране был народ, который избирал на определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной формы правления заключалась в том, что все ветви власти концентрировались в Советах. Практически разделения властей не было. Вторая особенность республиканской формы правления в СССР заключалась в ру­ководящей роли Коммунистической партии. Все важнейшие решения в стране принимались ее высшим руководством. Таким образом, форма правления в СССР была советским типом государственности, которая отрицала важнейшие принципы правового государства, прежде всего реальное разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, контроль общества за органами власти верховенство закона над властью.

Современный политический процесс в России высокими темпами перевел в новое состояние ее политическую систему. Это коснулось и формы правления, и политического режима. Начнем с формы правления Современная Россия, как это подчеркивается в Конституции страны (статья I), является республикой. Однако нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране наполнил ее адекватным ей содержанием. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностные характеристики разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.

Вместе с тем российская республиканская форма правления сохраняет ряд черт советской государственности - государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продол­жать контролировать различные стороны жизни общества, со­храняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров. Таким образом, нет основания говорить о том, что для России характерна совершенная республиканская форма правления, отвечающая всем основным критериям

То же самое можно сказать о состоянии государственного устройства России в части ее национально-территориального деления. В этом отношении общий политический процесс, развиваясь, породил много сложностей. Современное федеративное устройство Российского государства — одна из них. В России среди субъектов Федерации сейчас есть как национально-государственные образования (в их числе республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные единицы (края, области, города). Всего их — 89. Это больше, чем в какой либо другой стране. Возможности субъектов Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочии между Центром и субъектами Федерации не могут быть одинаковыми. Уже заключено несколько десятков двусторонних соглашений между Центром и субъектами Федерации, которые закрепляют их компетенции.

Развитие общего политического процесса в России в части смены формы политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий полити­ческий процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие общего по­литического процесса в современной России привело к созда­нию переходноготипа государства, устремленного к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализа­ция. Ее суть заключается в том, что усилия государства направ­лены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ори­ентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это пред­полагает равноправие всех форм собственности, совершенство­вание проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей эконо­мической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и политическое поле страны.

Успешное дальнейшее развитие общего политического про­цесса России призвано обеспечить:

• повышение уровня политического руководства российским обществом;

• достижение устойчивости общественных отношений;

• интенсификацию деятельности по созданию правового и социального государства;

• новые взаимоотношения государства с гражданским об­ществом;

• совершенствование федеративного устройства Российско­го государства;

• эффективные мероприятия по формированию среднего класса;

• дальнейшие демократические преобразования в экономи­ческой сфере;

• развитие политического плюрализма;

• проведение эффективной социальной политики;

• создание и реализацию четкой геополитической программы развития страны, соблюдения ее национальных интересов.

Наши рекомендации