Лютер принимает только два таинства – крещение и причастие.
Мартин Лютер был и политическим мыслителем – трактат «О светской власти». Светская власть по Лютеру имеет божественное происхождение. Противиться ей нельзя. Лишь другая власть может противостоять власти. Это объясняет неприятие Лютером крестьянской войны и поиск поддержки князей. Несомненно, в политических взглядах Лютера играла роль его принадлежность к бюргерству. Также в его произведениях сильны патриотические чувства - католическая церковь воспринимается как прямой враг немецкого народа.
Тем временем, реформация уже набирала обороты. Учение Лютера формировалось постепенно, он дорабатывал свои концепции, развивал свою теологию. Но его более ранние работы уже расходились по всей Европе, создавая множество различных толкований и идейных течений. Возникали различные течения – Цвингли в Швейцарии, в Германии – Томас Мюнцер.
1523 – рыцарское восстание во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем Зиккингеном. У них были свои чисто социально-политические причины, связанные с кризисом рыцарства. Восстание было подавлено.
Дальнейший ход событий (нагло скопировано из билетов по Церкви)
1524 – 1525 – Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера. Поражение крестьян.
1526 – первый рейхстаг в Шпайере – приостановление действия Вормсского эдикта по требованию германских князей.
1529 – второй рейхстаг в Шпайере – решение католических князей возобновить действие Вормсского эдикта.
1529 – Шпайерская протестация – протест со стороны ряда германских князей и городов против решения Шпайерского рейхстага восстановить действие Вормсского эдикта и преследование лютеран – успех. По названию их документа сторонники реформации начали именоваться протестантами.
1530 – рейхстаг в Аугсбурге – созван императором Карлом V (1519 – 1556) в целях примирения католиков и протестантов перед лицом турецкой угрозы. Лютеру запрещено было присутствовать на этом собрании, и он послал вместо себя единомышленника Филипп Меланхтона, первого протестантского догматика. Он представил т.н. Аугсбургское исповедание из 28 вероучительных положений, являющихся богословской нормой для лютеран. Католики написали папское опровержение. Меланхтон под руководством Лютера написал в ответ Апологию Аугсбургского исповедания. Рейхстаг поставленных задач не решил.
1531 – формирование двух противоборствующих религиозных союзов: Шмалькальденский союз и Лига католических князей.
1532 – мир в Нюрнберге между католиками и протестантами ввиду турецкой угрозы
1532 – 1546 – свободное распространение РФ в Германии
1546 – 1555 – война между католиками и протестантами
1555 – Аугсбургский религиозный мир –
1. свобода вероиповедания имперских сословий
2. право суверенов определять конфессию своей территории
3. право инаковерующих эмигрировать
4. уравнение в правах лютеранства и католицизма
5. НО непризнание договором кальвинизма
Вслед за Реформацией наступает эпоха Контрреформации.
Кальвинизм
C середины 1530-х развитие реформации в Швейцарии связано с Жаном Кальвином (1509 – 1564), юристом из Франции.
1534 – порывает с католицизмом в связи с гонениями на протестантов, покидает Париж и уезжает в Швейцарию
1536 – издает в Базеле «Наставление в христианской вере». В том же году оказывается в Женеве.
Религиозное учение Кальвина
Центральное место в его теологии – проблема познания Бога.
Концепция «двойного предопределения» - Бог изначально предначертал все, что должно свершиться, и участь каждому человеку – кому-то скорбь и страдания, кому-то – спасение и вечное блаженство. При этом, человек не должен сомневаться в своей избранности, ибо это уже симптом недостаточности веры. Цель каждого человека, сознающего себя избранным, - следуя заповедям реализовать свое призвание, проявить заложенные в нем богом способности.
При причастии духовную благодать получают лишь избранные. В целом, причастие – символический обряд, основанный на воспоминании о боге, а не на буквальном единении с ним. В этом – одно из ключевых отличий от лютеранства.
Церковный культ – еще более строгий и простой – отказ от поклонения святым, мощам, реликвиям, иконам; отказ от богатого убранства церквей и нарядов священников; отказ от органной музыки
Кальвин создает принципиально новое церковное устройство. Т.н. «Видимая церковь» состояла из общин, действующих по принципу самоуправления (республиканские порядки). В общине существовало 4 вида «служб»:
1. Пасторы для проповеди
2. Учителя для сохранения чистоты учения
3. Пресвитеры (старейшины) для контроля за церковной дисциплиной
4. Диаконы для надзора за церковным имуществом
Дела общины обсуждались на совете старейшин. По отношению друг к другу общины были автономны.
У кальвинистов тоже 2 таинства – крещение и причастие
Политическое учение Кальвина
Как и Лютер, и Цвингли, Кальвин считал, что государство – это установление Бога, что правитель обязан служить народу, а общество ему подчиняться. Однако, в отличие от Лютера, Кальвин считал, что любой человек может противиться власти, если она мешает истинной вере (Лютер же отрицал право обычных людей на бунт против власти). Для Кальвина сопротивление тиранам – священный долг. Он допускает насильственные методы в этой борьбе.
Кальвин считал, что светская власть и церковь должны сотрудничать, последняя при этом должна оставаться независимой.
Развитие кальвинизма в Швейцарии –
- свершалось в рамках отдельных городов и территорий в разное время и по-разному.
Наиболее совершенный вид кальвинизм приобрел в Женеве, где и находился Кальвин, обладавший огромным влиянием на местную светскую власть. Там был буквально установлен строжайший надзор над населением – не придерживавшихся аскетических правил кальвинизма изгоняли и даже казнили. Кальвин был нетерпим к инакомыслию. Зато Женева приобрела образ оплота праведной веры.
Распространяясь по Европе, кальвинизм так же, как и другие реформационные течения, приобретал разнообразные формы при сохранении фундаментальных принципов.