Периодизация греческой истории.
Античные цивилизации
Эллинская цивилизация
В основном охватывает госва Средиземноморского бассейна. Изначально античная цивилизация появилась на балканском полуострове, потом на Апеннинском п-ове, потом дальше.
Эллинская и римская часть Средиземноморья резко отличаются от госв Древнего Востока.
Если на Востоке мы говорили о великих речных цивилизациях , то в античности у госв нет таких условий.
Эллинская цивилизация –морская.
Небольшие полуострова, части с большим кол-вом бухт, но нет ни великой реки, ни плодородных земель. Но все же сказать, что ничего нет вообще нельзя.
Сходство и различия.
Как и в странах Древнего востока, процесс исторического развития в Эгейском бассейнов 3-2 тыс донэ. Протекал в рамках общих закономерностей разложения родовой организации через ее соц дифференциацию, вызванную совершенствованием производительных сил, и социальную напряженность, которая , в с вою очередь, определяла появление гос аппарата, призванного обеспечить известный порядок в обществе и создать условия для его дальнейшего развития.
Как и в странах Др востока в эгейском бассейне возникают в рамках небольших государственных образований, объединяющих несколько общин с одним административным центром, кот вместе с тем был и сосредоточием культа. Подобные госва возникли на о. Крит в конце 3 тыс. дальнейшее их развитие привело к образованию крупного госва.
Различия:
Возникновение первых ростков цивилизации в Эгиде относится к более позднему времени, чем в долине Нила или Двуречья, где общество достигло известной зрелости к концу 3 тысячелетия донэ.
Для Балканской греции природная среда имела большое значение. В Др. востоке как известно рождению цивилизации способствовала орошаемая земля в речных долинах с плодородной почвой.
(Природно-географический фактор)
В южной части Балканского полуострова условия были иными. Там была каменистая, трудная для возделывания почва. Расчленненость территории многочисленными горными хребтами на мелкие изолированные долины. Огромную роль в развитии отдельных центров греции 2 тыс играло освоение моря – получения морских продуктов питания и возможность связей с другими народами.
Особую роль Эгейское море играло в жизни таких островов : Лемноса и Лесбоса, Киклад и Родоса. Ограниченность островной территории не позволяло сосредоточиться на земледелии, но с другой стороны – богатство полезными ископаемыми – рудами , камнем, хорошей глиной => развитие ремесла, заставляло жителей искать средства к жизни путем организации ремесла, развития рыболовства, активной морской торговли, кораблестроения, пиратства.
В островной зоне Эгиды эти мелкие госва представляли собой аристократические структуры, связанная с морской торговлей и пиратством олигархия.
Ведущими стали госва с монархическими устройствами. Состояли из дворцового центра, резиденции правителя, его администрации, жречества, составлявшую большую часть господствующего класса и разбросанные по всей территории госва родовых общин.
Производственной основой об-ва были централизованное дворцовое хозяйство, в котором трудились рабы и зависимые работники, и родовые коллективы, где велось примитивное земледелие и скотоводство, поставлявшее излишки продуктов в пользу царского дворца и местной аристократии.
Если в странах Др. востока монархичекий режим и связанная с ним аристократия играло роль в организации земледелия, то на Крите и в Балканской греции примитивные монархии принимали минимальное участие в организации земледелия. Общины были лишь объектом и насильственной эксплуатацией => это определило внутреннюю слабость ахейских и критских госв, постоянные войны, кот велись между мелкими госвами, делали их еще более не прочными.
Свою роль играл факт этнической неоднородности чреватой как правило раздорами и конфликтами.
Потребовавшая большого напряжения Троянская война, давление с севера дорийских племен, кот двигались в южном направлении, привели к постепенному разрушению микенских дворцов и падению олицетворяемой ими государственности, цивилизации, бюрократического уклада хоз - ва. Родовые стуктуры сохранили свою структуру и продолжали существовать дальше. Проникновение дорийских племен, живших в сходных условиях доклассного быта, лишь укрепили родовые отношения, которое заняло господствующее положение в Греции 2-1 тысячелетия донэ.
Уничтожение микенской аристократии как носителей раннеклассового общества и государственности, паразитических резиденций, дворцов с их роскошью, утонченным искусством , письменностью привело к общему понижению соц-экономического и культурного уровня Греции, которая в целом вернулась к родоплеменной структуре общественного устройства.
Значение античной цивилизации в истории мировых цивилизаций:
а) Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. Хотя принадлежность к гражданской общине порождала ощущение защищённости и стремление воспроизводить существующий порядок. Но в жизни античного человека изменения происходили очень быстро. На протяжении одной жизни могла измениться форма правления, могущество родного полиса смениться упадком, происходили многочисленные войны, часто существенно менявшие материальное положение граждан. Производство, рассчитанное на рынок и особенно занятие торговлей показывали античному человеку, что всё очень изменчиво в мире. Эта обстановка способствовала развитию активности, направленной на обеспечение процветания полиса и личный жизненный успех, а и то и другое предполагало постоянные изменения окружающего мира. То есть ради общей стабильности жизни нужны были частные изменения.
б) В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было. Верховным собственником было и оставалось государство. Земля давалась в пользование. В Спарте равные наделы давались всем мужчинам, которые могли держать в руках оружие. В Риме же наделы были далеко не равные...
в) В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. В дальнейшем, развиваясь, эта Рыночная экономика составила основу товарно-денежных отношений нашего общества.
г) Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии.
д) Античный мир - исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Наибольший интерес в этом аспекте представляет римское право, а также отношение граждан к законам своего государства.
е) В ходе развития этой цивилизации были заложены основы гражданского общества - самоорганизации населения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины.
ж) Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру.
Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искусстве. Основным методом греческой науки было созерцание. Этим объясняется то развитие, которое в античности получила астрономия. Греческие ученые, начиная с Фалеса, конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, но к началу IV в. до н. э. греч. астрономия имела существенные достижения. Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки нового времени. Наука нового времени, творцами которой были великие ученые эпохи Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой интернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они были представителями различных наций. Античная наука - это прежде всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обходиться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римского ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являвшееся столь характерным признаком греческ
научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, замечательных историков, блестящих ораторов. Римские учёные специализировались более на практичес ких науках , таких как, например, агрономия. В основном они развивали знания, полученные от греческих учёных.
Во времена Ренессанса люди возродили культуру Рима, гумманистические идеи о человеке, как о личности. В те времена писали: "Выдающиеся авторы древности были причастны к божественной истине и подготавлиали человечество к её восприятию". Название самой эпохи - Возрождение - подчёркивает, что это было возрождение античности.
з) Достижения античности - это достижения свободного человека. “Классическая эксплуатация рабов - исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. - III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира.
Реформы Солона
594г. – реформы Солона.
Ареопаг – где проходит заседание.
Солон прославился в битве за о. Саламин.
1. деление Аттики на 4 фила.
2. Запрет делать рабом афинского гражданина.
3. введение технических культур (оливы и винограда)
4. Сын может отказать отцу в пропитании, если тот не научил его обрабатывать культуры или каком-либо ремеслу.
5. Новый принцип гражданства – определяется по доходу , а не по знатности.
6. Был запрещен вывоз зерна.
7. провел активную борьбу против всяких излишеств и непроизводительных расходов.
Общество по Салону:
1) пентакосиомедимны– 500 мер зерна
2) Всадники, – 300 мер зерна
3) Зевгиты (владельцы упряжки волов)– 200 мер зерна
4) Феты – им не давалось зерна, они шли матросами на корабли.
Законодательство запрещало брать в рабство за долги, т. Е. долговая кабала.
К голосованию готовились знатные ареопаги. Солон создавал Буш – совет из незнатных, но богатых граждан.
Гелиэйа – суд в Афинах при Солоне.
Солон и позднее Писистрат устраивают выездные суды для бедных.
Мощный удар по аристократии заключался в деятельности Салона. В результате деятельности Салона Аттика стала делится на 4 части.
В самом конце 6 века до н.э. Клисфен Провел значительную реформу. Афины стали демократическим обществом.
Клисфен создал понятие избирательного участка.
3 части: равнинная, прибрежная, пригородная.
В каждой части – 10 участком. В каждом участке живут 50 (?) человек.
Экиссия (?) – новое народное собрание.
Завершение архаического периода.
Направления колонизации.
Западное – с середины VIII в., главная метрополия - Коринф. В основном – южная Италия и Сицилия (Сиракузы – 733, Занкла (Мессана) – 730, Тарент – 706; см. карту). Вместе – «Великая Греция». Кроме того: Массалия на юге Франции, Эмпорион на испанском побережье.
Северо-восточное – Милет (вывел до 100 колоний). Пропонтида – Кизик (756) и Византий (667). Понт: Ю - Гераклея (560), Синопа (756), З – Истрия, Одессос, С (с VI) – Ольвия, Березань, Пантикапей, Феодосия, самизнаетечто.
Ю и ЮВ – слабее, т. к. финикийская конкуренция. Аль-Мина (Сирия), Навкратис (Египет), Кирена.
Процесс. Ищут место (гавань, земля, вода, торговля с местными), могут использовать архивы оракулов. Потом запись. Начальник выселка – ойкист (конкретно выбирает место, план и т. д.). Выселок – несколько сотен человек. Как правило, всё мирно. Колония – новый полис, но граждане колонии имеют симполитию с метрополией. Экономика в колониях растёт как правило быстрей, т. к. на новом месте, не давят старые отношения и т.д.
Последствия. Расширение ойкумены, кругозора. Создание огромного греческого мира. Развитие техники градостроительства, архитектуры и иже. Решение ряда социальных проблем, связанных с перенаселением, в самой Греции. Развитие экономики. Греков теперь знают все.
Старшая тирания в Греции.
Тирания архаического периода – старшая (древняя тирания).
Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в полисах.
Тираны в целом проводили политику против господства старой родовой аристократии. Они отстраняли от власти многие знатные роды, конфисковали их имущество, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких землевладельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей. Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический хар-тер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны в или погибли в борьбе.
К концу 6 века тирания как форма гос правления изжила себя и была уничтожена вовсех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати.
Писистрат в Афинах – развитие ремесел, выращивание технических культур – оливы и винограда. Этот товар выгодно продавать, этот путь нравится новым богатым, способствует экзогенному рабству, развитию экономики Афин. Земельная же аристократия была против. Она бедна экономикой, но богата традициями, правом толковать законы и культ. Писистрат хочет ее ослабить. Он перевел на террит Аттики культ Диониса, этим он подчеркнул, что главную роль будет играть земледелие и виноградство. В этом культе могло участвовать население. Этим он укрепил так же сам демос.
До этого некоторых аристократов судили за разглашение тайн культа Деметры. В культе Диониса не было никаких тайн, и учувствовал в нем весь народ.
Писистрат ввел «разъездные суды», т.е. суд проходил прямо на месте спора \ ссоры.
Проблемы:
1 демографическое перенаселение
2 аграрные проблемы
3 Нехватка металла
4 Рынки сбыта и источники сырья- предпосылки
Греческая религия
Религия оказывала огромное влияние на греческую культуру. Богатая греч мифология дала богатый арсенал образов, применяемых в литературе, живописи, искусстве и тд.
Греки воспринимали своих богов, даже самых высших, как могучих, но не всемогущих, которые так же подчиняются высшей силе, которая довлеет над богами, как и над людьми. Известная близость мира богов к человеку, через посредничество полубог8ов, через взаимоотношения богов и людей, в принципе возвышало человека.
Почитание божества главного в своем полисе виде шествий со статуей, праздничные мероприятия, среди которых были обязательны пиршества, жертвоприношения.
1. Источники – поэмы Гомера и «Теогония» Гесиода. Литература – Зелинский Ф.Ф., Кузищин Мать Его.
2. Микенский период. Культ предков и фетишизм.
3. Дорийское переселение. С этого времени доминируют местные племенные культы персонифицированных богов (основа гомеровского пантеона).
4. Классика. К этому времени в основном устаканились классические пантеон и мифология., хотя всё ещё доминируют местные культы.
5. Эллинизм. Местные культы теряют значение. Расширение общего пантеона.
6. Коллективизм греческой религии. Коллективные жертвоприношения и праздники.
7. Антропоморфность греческих богов. Отсюда – образ храма как дома божества.
8. Жертвоприношение как неотъемлемый элемент греческой религии.
9. Религия как материал для искусства.
10. Отстутствие в греческой религии, в отличие от восточной, абсолютного доминирования бога над человеком. Человечность богов. Судьба. Нет непреодолимой пропасти между человеком и богом, человек может стремиться стать таким, как бог. Другое дело, что он обречен на поражение (агон).
11. Олимпия и Дельфы. Единственные религиозные центры, почитавшиеся во всей Греции. Имели серьезную политическую силу.
12. Олимпия. Святилище Зевса в Элиде. Основано Гераклом в честь папы. Внутри – известная статуя. Олимпийские игры.
13. Дельфы. Святилище Аполлона в Фокиде. Оракул. Пифийские игры.
14. Мистериальные культы. Элевсинские мистерии в честь Деметры, Дионисии, орфические учения.
19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.
Воспитание:
Отсутствие в стране могущественной жреческой организации, такой, например, как в Древнем Востоке, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль.
Характер греч религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали такую возможность. Это предопределило более свободных характер воспитания, мировоззрения и всей культуры.
Довольно широкое распространение грамотности, умения писать и читать, грекам были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей. Широкое распространение грамотности характерно демократическим полюсам, предполагающих политич активность рядовых граждан, их участие в выборах, голосовании, составлении решений, знакомство с документами гос важности.
Греция в период эллинизма.
Возникновение системы новых гусв превратило Грецию и Македонию в сравнительно второстепенный район эллинистического мира.
Эллада переживала упадок, причины – массово перенаселение греков на Восток, перемещение туда торговых путей, рост новых экономич центров, непрерывные соц конфликты.
Для Греции и Македонии - конец борьбы диадохов и установление определенной стабильности, было нашествие кельтов (280-277). Кельты разгромили армию Птоломея Керавна. Победа над оставшимися кельтами в Европе отрядами Антигона Гоната (Македония) (277 г.). Антигон стремился укрепить свое влияние в Греции.
В ряде городов Пелопоннеса установлены промакедонские тиранистические режимы. Основная масса греческих полисов стремилась к освобождению от македонского влияния.
Все большую роль в греч политике начинают играть новые силы: Ахейский и Этолийский союзы.
Периодизация Эллинизм.
1этап –
334-281 – период столкновения Селевкидов и Египта, все гос-ва воюют. В этой битве погибли все гетайры Александра (диодохи)
2 этап
1. Романович – последний этап греческой истории. Отсек весь Восток.
3. Зильин – Взаимодействие Востока и Эллады, где наблюдается взаимодействие экономики, культуры, социальной жизни.
После смерти Александра Восток поглотил греческое и македонское влияние. Во главе войск стоял Селепт, династия Селептов.
Птоломей остался править в Египте.
280 – сер 2 века до н.э. – борьба эпигонов, войны детей диадохов. Госва – Пергам и Бактрия отделились, македонцы основали свою династию. Парфия – все кочевники, лучшая конница, пройдет время и они станут бить римлян.
Остров Родос – становится центром эллинистического Востока.
Греция – агонизирует. Спарта пыталась проводить аграрные реформы. Спарта отсталый район.
Афины остаются научным центром. Средняя Греция в руинах.
В западной части Этолия – 22 деревни свободные эллинистические объединения в этолийский союз.
Ахейский союз
3 этап
сер 130-30-е годы. – период, когда старые полисы опасались Македонии. Приглашали 3-ую силу принимать решения.
В нач 2 века правит Филипп 5 . – зарится на террит Пергамы. Союзы испуганы – составили коалицию – Пергам, о. Родос, Этолийский союз, Ахейский союз. Пригласили Рим, который стал урегулировать конфликты – Рим вошел на террит Эллады, вступил в военные действия.
В 197 г. – римский легион разбил македонскую фалангу.
Филипп 5 проводит рекрутский набор. И когда он умер завещал власть Персею.
Тот начинает 3 македонскую войну – битва при Пидне 6- г. До н.э. с Римом. Рим разгромил Македонию. Греция пришла в ужас. Обратилась в сенат. Тогда Рим сказал, что это враг №1. – о. Родос возмущен.
Рим принес права порто-франко на остров.
Отал 3 завещал все Риму. Рим получил привилегию Азии.
Следующий этап завоевания Вост Средиземноморья.
Сирия и Египет воюют между собой.
В Египте мало греч колоний, посему влияние малое, а вот в Сирии большое, там построены города, где проживают македонцы.
В конце 2 века, когда Рим напал на Сирию, то Рим превратил Сирию в свою провинцию.
Культура – в пластике много нового – попытка изобразить красоту души – выразить глазами, передать страдания.
Лаохом – идея страдания души.
Завоевание Греции Римом.
Слияние греческих и восточных начал оказалось неполным, их сосуществование стало порождать напряженность, которая выливалась в разные формы этнических и социальных столкновений, неповиновение центральной власти.
Многочисленные внешние войны, которые часто ведутся не из-за защиты государственных интересов, сколько из соображений престижа отдельных дворцовых группировок, истощают силы и средства эллинистических государств, высасывают соки их поданных, еще более накаляют внутреннюю напряженность. К середине 2 века эллинистические госва внутренне дряхлеют и начинают распадаться на составные части.
Этими ослаблениями пользуется Рим. В серии военных столкновений Рим громит Македонию и греческие госва Балканского полуострова. Пергамский царь не видя выхода, добровольно передает по завещанию царство Риму. Во 2-ой и первой половине 1 века до н.э. одно за другим эллинистические госва Средиземноморья до Евфрата захватываются Римом. Оккупация Римом Египта в 30 г. Означало конец эллинистического этапа исторического развития Древней Греции.
Загадка этрусков.
Этруски – субстрат. Создали гос-во, флот.
В 7 веке до н.э. самый богатый район.
Происхождение:
1) Геродот считал, что под нажимом персов некоторые народы Азии бежали сюда. Восточная теория – лидийцы.
2) Дионисий Деокарнас отрицал это. Афтахтонное население Италии
3) Восточная теория с опорой на Геродота, болгарский этнолог Велигоров.
4) Национальная италийская стереография на основе Дионисия. При Муссолини.
«Тусцы» называли себя этруски. «Ретты» самоназвание с одной из областей Европы.
5) Северная теория арийская. М.Паллотино сформулировал: этруски – симбиоз многих этносов (индоевропейцы, коренные и хетты и народы с севера Аппенинского п-ова) в начале 1 тыс до н.э.
Самый сложный мир: круглые города – вавилонское влияние, в 9 веке до н.э. Первые сажали виноград этруски.
Долина По: 12 городов. Владели флотом, колонизировали Кампанию.
12 городов – Вавилонское влияние.
Царь – лукумон (термин), жрец по схеме Крита. Правит вместе с аристократией. Ниже их свободные граждане (ремесленники, судостроители, моряки и пираты). Ниже зависимые представители 1 и 2 волн переселения индоевропейцев (см.29 вопрос) обрабатывали землю, они были по статусу ниже рабов-должников.
И создали космогонию: небесный храм на земле.
Оси: свастика на запад: сис-ма координат. Темплюм – дом бога.
Стиль в керамике «буккеро»: серая глина блестела как металл. Особый стиль бронзы. Многие культы взяты с Востока: например, культ ощетинившегося пса.
7 век до н.э. – у этрусков самые могущественные города. В 6 веке до н.э. завоевали Рим
4 до н.э. – почти не слышно о этрусках =( Чрезвычайно разбогатев направили свое богатство против себя (в сущности это произошло и в Микенах). Щахтные гробницы. Не стали завоевывать много территории (как Рим).
Потом греки в 524 до н.э. проникли в Кампанию, затем в Лацию и в конце 6 века до н.э. изгнали этрусскую династию из Рима. На этрусков на севере также обрушились галлы.
Рим царской эпохи.
…Легенда про Ромула…(также см.33 вопр)
Цивитас – община (город) возникла при Ромуле 8 век до н.э.
Легенды о царях: Ромула взяли на небо. Выбрали рекса – царская власть еще пока не наследственна. После Ромула выбрали Нуму Помпилия.
Законы и культы. Культ Термина, бога границ. Собственность обозначается в Риме. Анк Марций и Гостилий завоевывали территории.
Рекс выполняет желание народа (по Полибию), это не диктатор и не деспот! Этрусская династия завоевала Рим (7-6 века до н.э.).
1) Тарквиний Древний (добрый, мудрый). Престолонаследие, монархия теперь.
2) Сервий Туллий зять, из рабов. Обнес город оборонительной стеной и по-новому организовал войско. Привлек плебеев к войску – тем самым дал им право проливать кровь за отечество (это было сделано т.к. Рим испытывал натиск других племен), но плебеи на получили агер публикус. Патриции же разбогатели на торговле.
3) Реформы прошли в середине 6 века до н.э.:
1. Сервий разделил Рим на административные округа (21 округ: 17 сельских, там живет кто хочет и 4 городских – патриции).
2. Принцип гражданства: гражданин определяется по принципу богатства – в металле (сыпучие меры зерна у Солона). Ас – медная монета, кусок меди.
3. 6 классов:
1) самые богатые (100 тыч ассов в год)
2) 75
3) 50
4) 25
5) 11,5
6) беднота без дохода – пролес (пролетарии)
4. Реформа войска:
Легио – войско
Курия – род патрициев
Сотня (центум, центурия) – войсковая единица, но точно 100 чел не было. Сервий включил туда и патрициев и плебеев. Богатые составляли основу войска.
Послецентуриальная реформа:
Центуриальные комиции (сходки) – собрание воинов по центуриям. На Марсовом поле, за городом.
Плебеи – непривилегированные граждане (цивис романорум).
3) Тарквиний Гордый – тиран.
Богатые плебейские роды вокруг него. Патриции эксплуатируют землю, дают в долг плебеям = долговые ямы. Патер фамилиас обладал аболютной властью. Ликторы – охрана.
Произошел сенатский переворот. Событие было спровоцировано, чтобы изгнать Тарквиния.
509 до н.э. – образование республики и изгнание последнего рекса. Правление сената, где правит небольшое количество богатых.
Реформы римской армии
С начала 4 века до нэ римляне вместо фаланги вводят деление на 30 манипул, по 2 центурии в каждой, что повысило маневренность войска. Легион теперь строится в 3 линии в шахматном порядке. При легионе были легковооруженные воины и 300 человек конницы. Общая численность легиона – 4200 человек.
Обыкновенно римляне выставляли 4 легиона (40 тыс человек).
+ римские солдаты еще и прекрасные строители, в завоеванных областях они строили дороги и мосты
В римской армии вводится одинаковое для всех вооружение, состоящее из панцыря, поножей, шлема, щита, меча и копья.
* воины начинают получать жалование
На каждом привале воины сооружают лагерь, окруженный рвом, валом и частоколом, поэтмоу римлян было очень тяжело застать врасплох даже ночью.
Командование легионом осуществляли 6 военных трибунов. Низшие командиры – центурионы, что логично, командиры центурий.
+ наградой за доблесть служили венки, один из самых почетных – дубовый, за спасение римского гражданина, и, кажется, еще и за то, что первым залез на стену.РЕФОРМА АРМИИ ПРИ МАРИИ
Марий – вождь группировки популятов (это при Гракхах), противников сената. Он прославился своими победами над племенами кимвров и тевтонов, над Югуртой (помните про договоренность и разбор полетов, который Марий им всем за это устроил))… Марий первым стал набирать в армию бедняков. Теперь легионеры стали служить несколько лет.
Ветераны – воины, вышедшие в отставку, получали землю.
Армия из ополчения граждан превратилась в проффесиональную, преданную только полководцу, который командовал ей и после окончания срока консульства.
Пунические войны.
У карфагенян были пентеры – тяжелые суда.
1) 1-я Пуническая война (264-41 до нэ)
- 60-е годы – Морские сражения на северо-западе Сицилии. Римляне проиграли. И строят флот (за год). Римляне берут греческую триеру за образец.
Триеверы – римские корабли.
Абардаж – ближний бой (перекидные мостики на корабль).
Римляне выиграли 1 сражение с консулом Дуилием.
- 50-е – равновесие сил. Консул Аттилий перенес войну на сам Карфаген. Ксантипп – финикиец. Ночью всех взяли в плен.
- 40-е – сплошные победы Рима. Акраган пал. Прославился род Корнелиев Сципионов.
Г.Барка – влиятельные олигархи из пунийцев, предлгают перестать воевать за Сицилию.
2) 2-я Пуническая война (219-201 до нэ), война с Ганнибалом
Ганнибал двинулся по побережью Италии через Альпы со слонами. Галлы воюют с ним, но их удается переманить на свою сторону. Галлы охотно предали Рим. Стратегия Ганнибала неисправна: не проиграл ни одного сражения.
Р.Тицин – сражение 218 до нэ. и поражение Рима.
Р.Требия – уничтожил консулов.
Ситуация: враг у ворот города. Пусть кто-то из плебса станет консулом – Гай Фламиний Непот.
217 до нэ – пошли навстречу, бой у Тразименского озера. Фламиний убит в первой же схватке.
Ганнибал идет мимо Рима и уходит в Апулию. Он воют не с Италией, а с Римом, поэтому с другими народами ведет мягкую политику и дипломатию. Из муниципий сделали префектуры.
217-11 до нэ – сенат назначил диктатора вместо консула – чрезвычайная ситуация.
Пунктатор медлительный.
Опять выбрали консулов – Луция Эмилия Павла и Гая Тернция Варрона. Они сразились с Ганнибалов у деревне Канны. Но римское войско было окружено и побито. Плен = большой выкуп.
215-11 до нэ – равновесие сил.
211-01 до нэ – Рим продемонстрировал силы.
202 до нэ – вытесняет Ганнибала и тот вернуля на Карфаген.
3) 3-я Пуническая война (140-е годы до нэ)
Римляне задались целью полностью уничтожить Карфаген. Марк Порций Катон заканчивает все свои речи: «Впрочем, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен».
Сципион Эмилион штурмует Карфаген. Дали карфагеняням 30 дней, чтобы все обдумать, но те использовали это время с пользой: обронили и укрепили свою крепость. Римляне долго осаждали; велись бои и внутри римских войск и карфагенянами. Так или иначе крепость была взята. Вспахивают землю, чтобы ни один народ больше здесь не имел право жить. Карфаген стал Африканской республикой Рима, земля его стала государственной, на население наложили налог.
Римская религия.
По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V-VI веке до н.э.
Римский автор III века до н.э Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. В древнем Риме легко принимали в пантеон других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону.
Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы.
Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны — под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видом копья, Веста — под видом огня.
К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве.
Греческие религиозные понятия и особенности греческого культа твердо водворились в Риме, или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя бледные римские представления. Борьба рельефных образов греческой религии с неясными очертаниями римской кончилась тем, что римские мифологические представления почти совсем утратили национальный характер, и только благодаря консервативному культу римская религия сохранила свою индивидуальность и влияние. К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой, Минерва вошла в капитолийскую триаду и имела в капитолийском храме свою целлу. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Венера вероятно была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий первоначально был известен как deus indiges — покровитель торговли
Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др.), изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. И в этом отношении латинские сказания сложились не без влияния греческой эпической формы, в которую облекалась вообще значительная часть римского религиозного материала. Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии — от Геркулеса, Юлии — от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания, слагавшиеся и распространявшиеся, в угоду римской аристократии, греческими риторами и грамматиками, нашедшими себе приют в Риме в качестве гостей, друзей и рабов: учителей и воспитателей. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели — возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности.
Римская культура.
Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Рим - родина оконного стекла.
Римские боги не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и функции.
Главной целью походов было не только расширение собственных земель, но и разграбление покоренных стран и захват рабов.
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома.
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.
Одежда, как и в Греции, была не сшитая (у мужчин - туника и тога, у женщин -туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.
Древнейший тип римского храма - круглый.
Во время правления Августа (27 г. до н. э. - 14 г н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции.
Достижением римской скульптуры является портрет. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульп<