Органы управления безопасностью.

Безопас­ность определяется как состояние защищенности жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Такое понимание бе­зопасности отражено в ФЗ от 2010 года «О безопасности», в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года.

Выделяются государственная, экономическая, общественная, информационная, экологическая и иные виды безопасности.

К силам обеспечения безопасности РФ относятся:

· Вооруженные Силы,

· Федеральная служба безопасности,

· Служба внешней раз­ведки,

· органы внутренних дел,

· служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,

· формирования гражданской обороны;

· внутренние войска,

· пограничные органы;

· органы, обеспечива­ющие безопасное ведение работ в промышленности, энергети­ке и в сельском хозяйстве;

· органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безо­пасности» общее руководство органами обеспечения безопасно­сти возложено на Президента РФ. Он контролирует и коорди­нирует деятельность государственных органов обеспечения бе­зопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.

Правительство РФ обеспечивает руководство государствен­ными органами безопасности; осуществ­ляет необходимые меры по обеспечению государственной безо­пасности РФ; организует оснащение вооружением, военной тех­никой, материальными и финансовыми средствами, ресурсами силы и органы обеспечения безопасности и т. д.

Важное место в системе органов обеспечения безопаснос­ти занимаетСовет Безопасности РФ, руководство деятельнос­тью которого осуществляет Президент РФ. Он же и формирует его состав. Основные задачи Совета Безопасности РФ опреде­лены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г.

Задачами Совета Безопасности являются:

а) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

б) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

в) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

г) формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;

е) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

ж) оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

Функциями Совета Безопасности являются:

а) рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, организации обороны, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

б) проведение стратегической оценки на основе анализа информации:

в) разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

г) осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности;

д) участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

е) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;

ж) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

з) организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

В систему специальных органов обеспечения безопаснос­ти входитФедеральная служба безопасности РФ (ФСБ России),основы организации и деятельности которой закреплены ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности» и в По­ложении о Федеральной службе безопасности РФ, утвержден­ном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г.

ФСБ России представляет собой централизованную систе­му, в состав которой входят:

· службы, департаменты, управления, другие подразделения, реализующие отдельные направления де­ятельности органов Федеральной службы безопасности.

Руководство ФСБ России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует ее деятельность в части взаи­модействия с федеральными органами исполнительной власти.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с терроризмом;

борьба с преступностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.

Основными задачами ФСБ России являются:

· инфор­мирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, фе­деральных органов государственной власти и органов государст­венной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

· органи­зация выявления, предупреждения и пресечения разведыватель­ной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на на­несение ущерба безопасности РФ;

· организация борьбы с орга­низованной преступностью, коррупцией, терроризмом, контра­бандой, легализацией преступных доходов, незаконной мигра­цией и др.

Функции ФСБ России:

· осуществляет нормативно-правовое регулирование,

· вырабатывает предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопас­ности РФ;

· организует деятельность органов безопасности по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов

· осуществление контроля за соблюдением физическими лицами и юридическими лицами режима государственной границы и в пунктах пропуска через неё, пограничного режима.

· в пределах своей компетенции вправе объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений

· в пределах своих полномочий разрабатывает меры по защите сведений, составляющих государственную тайну

· организует и обеспечивает безопасность в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба

Составной частью системы обеспечения безопасности яв­ляются органы внешней разведки РФ, основы организации и де­ятельности которых закреплены в ФЗ от 10 января 1996 г. «О внешней разведке».

В систему органов внешней разведки входят:

· Служба внеш­ней разведки РФ (СВР России), которая имеет статус федераль­ной службы,

· Органы внешней разведки Минобороны России.

Перечисленные органы осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизнен­но важные интересы РФ реальных и потенциальных возможно­стях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осу­ществляемых государством в интересах обеспечения безопасно­сти РФ.

Обработанная органами внешней разведки информация направляется Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию.

Органы внешней разведки имеют свои сферы разведыва­тельной деятельности.

Так, СВР России осуществляет свою дея­тельность в политической, экономической, военно-стратегиче­ской, научно-технической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, используемых с территории РФ.

Специальным органом обеспечения безопасности являет­сяФедеральная служба охраны РФ (ФСО России), задачи и пол­номочия которой закреплены в ФЗ от 27 мая 1996 г. «О государ­ственной охране», в Положении о ней, утвержденном Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г.

Объектами охраны указанных служб являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены их семей, руководите­ли обеих палат Федерального Собрания, председатели Консти­туционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, Ге­неральный прокурор РФ, Председатель СК РФ и другие лица. На неё возложено обеспечение безо­пасности главам иностранных государств и правительств, чле­нам их семей в период пребывания на территории РФ.

Основными задачами ФСО России являются:

1) прогнозирование и выявление угроз безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этих угроз;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования специальной связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) обеспечение защиты охраняемых объектов;

6) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и трассах проезда объектов государственной охраны;

7) обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем

8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.

Для решения возложенных задач Служба наделена полномочиями по осуществлению персональной охраны названных выше лиц; обеспечению Президента РФ президентской связью; организации и проведению соответствующих охранных, режимных, технических и иных мероприятий.

В пределах своей компетенции она осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охране, специальной связи, информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов и т.д.

В состав государственных органов обеспечения безопасно­сти входитФедеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).Руководство ее дея­тельностью осуществляет Президент РФ.

Данная Служба является уполномоченным органом испол­нительной власти в области обеспечения безопасности инфор­мации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также органом защиты государственной тайны.

Основными задачами ФСТЭК России являются:

1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

2) осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

3) организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной государственной системой;

К органам обеспечения безопасности относитсяМежведом­ственная комиссия по защите государственной тайны, Поло­жение о которой утверждено Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. руководство её деятельностью осуществляет Президент.

Комиссия координирует деятельность федеральных органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны, рассматривает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы его защиты; формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне и т.д.

Решения Межведомственной комиссии, принятые в преде­лах ее полномочий, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами го­сударственной власти субъектов РФ, органами местного само­управления, организациями, должностными лицами и гражда­нами.

Названные выше органы и Межведомственная комиссия в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государствен­ной тайне» в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, перечень ко­торых дан в ФЗ от 6 октября 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной тайне», а также в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» в редакции Указа от 24 января 1998 г.

Наши рекомендации