Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании
Качество социологической информации-одна из составляющих качества социологического исследования. Вшироком смысле под К. с. и. понимают способность любой социологической информации, в том числерезультатов социологического исследования, правильно отражать социальную действительность.
Выборка в социологическом исследовании строится по определенной схеме, которая должна подготовить ее репрезентативность, т.е. научную состоятельность, полноту и правдивость данных, полученных в ходе опроса, и возможность экстраполяции их на генеральную совокупность людей. Проблемы обеспечения репрезентативности достаточно сложны и рассматриваются статистикой. Сложность заключается в том, чтобы выборка в социологическом исследовании обеспечивала не только количественную репрезентацию генеральной совокупности). Таким образом, понятие «выборка» в социологии рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это подлежащая исследованию часть генеральной совокупности, во-вторых, это часть совокупности, при формировании которой должно соблюдаться условие ее репрезентативности.
Выделяют различные типы выборок. Это может быть стихийная выборка, когда в группу отбирают людей по принципу добровольности и доступности. Чаще всего такой опрос происходит с помощью почтовых отправлений и публикаций в средствах массовой информации. Это самый экономичный тип выборки, но и самый ненадежный, ведь он менее всего отвечает условию репрезентативности. Наиболее часто используемый тип – случайная выборка. В данном случае обеспечивается возможность участия в опросе любому члену общества. Случайная выборка составляется с использованием таблиц случайных чисел, лотерейного или механического отбора. Наконец, существует стратифицированный или квотный отбор. Он создается многоступенчато. Сначала формируется генеральная выборка с учетом всех необходимых в исследовании параметров. Затем происходит отбор в выборочную совокупность с учетом этих параметров. Выборка в социологическом исследовании подразделяется еще и на простую одноступенчатую, на серийную, когда в качестве единицы отбора берут семью, социальную или профессиональную группу и т.д., а также на многоступенчатую, когда отбор респондентов происходит в несколько этапов, например, отрасль промышленности – предприятие – цех – бригада и т.д. Правильно организованная выборка, с учетом всех параметров репрезентативности, играет огромную роль в социологическом исследовании. Ведь на основе полученных эмпирических данных при опросе всего 10% респондентов можно понять суть сложных процессов, происходящих в обществе в целом.
Практические задания статистика:
1. Распределение рабочих предприятия по тарифному разряду имеет следующий вид:
Тарифный разряд | ||||||
Число рабочих, чел. |
Определите средний уровень квалификации рабочих предприятия.
Решение:
=
=
= 3,9 ~ 4 разряд
2. Имеются следующие данные о внутригодовой динамике заготовок сельскохозяйственной продукции области по кварталам за три года:
Квартал | Заготовлено продукции, тыс.руб. | ||
Первый год | Второй год | Третий год | |
I II III IV |
Для анализа внутригодовой динамики заготовок сельскохозяйственной продукции определить индексы сезонности.
Решение:
Квартал | Первый год | Второй год | Третий год | yi=(y1+y2+y3)/3 | Индекс сезонности = yi/ ![]() |
I | 159,67 | 159,67/175 = 0,91 | |||
II | 196/175 = 1,12 | ||||
III | 180,67 | 180,67/175 = 1,03 | |||
IV | 163,67 | 163,67/175 = 0,94 | |||
Итого | |||||
![]() |
3. Торговая фирма планировала в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличить оборот на 14,5%. Выполнение установленного плана составило 102,7%. Определите относительный показатель динамики оборота.
Решение: ОПД = *100%, Vфo – оборот 2004 года
= 14,5% →
= 1,145
ОВВЗ = *100% = 102,7% →
= 1,027
ОПД = *100% = 1,027*1,145*100% = 117,59%
4. Имеются следующие данные о проданных товарах:
Товары | Единица измерения | Количество, тыс.ед. | Цена, руб. | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | ||
А Б | кг л |
Определить общий индекс товарооборота.
Решение.
Общий индекс товарооборота: Iqp= =
=…
5. Планируется 25% -ное собственно – случайное выборочное обследование населения района. Определите, на сколько процентов ошибка такой выборки при бесповторном отборе будет меньше ошибки повторной выборки.
Решение:
n = 0,25*N; µ_повт = ; µ_бесповт =
=
*
=
= 0,87 или 87%, т.е. ошибка меньше на 13%
6. Как изменится необходимый объем собственно – случайной повторной выборки, если уровень вероятности, с которым требуется получить результат, увеличить с 0,683 до 0,954.
Решение: n =
t изменяется с 1 до 2 → =
=
→ увеличится в 4 раза
7. Найти моду признака для распределения рабочих цеха по тарифному разряду:
Тарифный разряд | |||||
Число рабочих |
Решение. Мода = 5 (f _max)
8. Найти медианное значение признака для распределения рабочих цеха по тарифному разряду:
Тарифный разряд | |||||
Число рабочих |
Решение:
х | Накопленные частоты, S |
12+32 = 44 | |
44+55 = 99 | |
99+62 = 161 | |
161+43 = 204 | |
Половина объема = 204/2 = 102 |
Медиана = 5
9. Средняя величина признака в совокупности равна 13, а средний квадрат индивидуальных значений этого признака равен 174. Определите коэффициент вариации.
Решение:
= 13;
= 174; σ2 =
–
= 174 - 132 = 5 → Vσ=
=
= 17,2%
10. Имеются данные о производстве продукции предприятия за 1999-2004 гг. ( в сопоставимых ценах) млн.руб.
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Определить аналитические показатели ряда динамики производства продукции предприятия за 1999-2004 гг.:
1) абсолютные приросты;
2) темпы роста;
3) темпы прироста.
Решение:
Год | Млн.руб. | Абсолютный прирост, млн.руб. | Темп роста,% | Темп прироста,% | |||
цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | ||
- | - | - | - | - | |||
105,0 | 105,0 | 5,0 | 5,0 | ||||
106,0 | 111,3 | 6,0 | 11,3 | ||||
106,7 | 118,8 | 6,7 | 18,8 | ||||
106,3 | 126,3 | 6,3 | 26,3 | ||||
106,9 | 135,0 | 6,9 | 35,0 | ||||
Итого | - | - | - | - | - | - |