Политическая социализация личности

Важное место в системе целенаправленного развития политиче­ских структур общества занимают процессы политической социализа­ции человека.

Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности обще­ства, и в первую очередь такую определяющую, как политика.

Политическая социализация в своей сущности представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, ха­рактерных для него общественно-политических отношений, направлен­ности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений — личностей, фактически воссоздаю­щих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности. Социализация выполняет роль своеобразного посред­ника, связывающего «прошлое с будущим», является способом организа­ции исторической преемственности в политической сфере.

С точки зрения реализации специфической функции — сохране­ния традиционных общественных отношений — социализация с этой стороны предстает в виде «жесткого» вовлечения человека в уже сло­жившуюся до него систему политических отношений и соответствую­щих им форм деятельности и тем самым способствует фактическому «ограничению» его социально значимой жизни участием только в этих готовых формах и видах политической деятельности. Но это лишь одна сторона социализации — характеристика ее консервативной направ­ленности.

Есть и другая сторона, дающая толчок прогрессивному развитию отношений, не позволяющая «уснуть» вечно тлеющему в душе каждого человека «огоньку» новаторства и активности.

Вспомним формулу К.Маркса, в наши дни незаслуженно забытую: «Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализа­ции, является в то же время субъектом общественной активности, твор­цом общественных форм»[176]. При этом, как подчеркивал К.Маркс, «из­меняются не только объективные условия... изменяются и сами произ­водители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые пред­ставления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» .

Иначе говоря, нельзя забывать тот факт, что не только общество «тво­рит» себе подобное существо — «homopoliticus», но и человек «творит общество», «творит самого себя и окружающих». Творческая актив­ность личности, т.е. политическое «я» в дальнейшем развитии сущест­вующих общественных отношений, в решении назревших задач приоб­рели сегодня многократное значение.

Политическую социализацию следует рассматривать как двусто­ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу инди­виду политической информации, знаний, его приобщение к существу­ющим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социально­го опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индиви­дом существующей системы общественных отношений за счет его ак­тивной деятельности в процессе включения в социально-политическую среду.

В социологическом плане задачи, решаемые обществом в процессе политической социализации личности, могут быть выражены в виде: а) формирования способностей и свойств индивидов, необходимых для выполнения ими общественных функций; б) включения индивида в систему общественно-политической самореализации личности; в) за­мещения индивидами социальных ролей (позиций) в системе социаль­но-политических отношений; г) развития и обогащения существующих общественных, и прежде всего политических, отношений.

Политическая социализация по своему содержанию представляет собой своеобразное введение человека в социально-политическую сре­ду, приобщение его к системе функционирующих политических ориен­таций, традиций, навыков, передачу и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной, и прежде всего общественно-политической, активности, иначе говоря, включе­ние индивида в систему социально-политических отношений посредст­вом наделения его свойствами, необходимыми для нормального функ­ционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.

В результате политической социализации человек при сохранении социальных различий, обусловленных материальным достатком и по­ложением, наделяется такими общественными свойствами, которые предопределены его непосредственной принадлежностью к тому или иному социальному слою, общности людей, объединенных рамками одного государства.

Человек в процессе его социализации в сфере политики не просто усваивает характер существующих в данном обществе общественных отношений, накопленный опыт политической жизни, его особенности, существующие нормы, ценности и традиции, политические образы и роли, но и преобразовывает их в свои собственные ориентации и уста­новки, в результате чего формируется социально-политическая зре­лость и способность эффективно участвовать в жизни социальных групп и общества. Усвоенные политические нормы и ценности и сформиро­ванные у человека установки к осуществлению определенных социаль­но-политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реак­ции порождают у него более или менее стабильные модели возможного поведения в сфере политики. Характерная черта этого процесса не пассивное восприятие, а активное применение полученного, его преоб­разование, т.е. своеобразная отдача в виде развития существующих политических отношений, переход их на новую ступень. Таким обра­зом, если общество в процессе социализации в сфере политики «творит» человека как гражданина, то социализируемый индивид, творчески влияя на развитие существующих политических структур и отноше­ний, обновляет само общество.

Социализация в сфере политики существенно влияет на формиро­вание и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической дея­тельности. Ее промежуточным и конечным результатом является фор­мирование у личности определенного состояния политической культу­ры как качественной характеристики творческой адаптированности личности к существующим политическим отношениям и социально- политической активности. Причем следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредст­венное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень полити­ческих отношений и существующих институтов власти и управления.

Процесс социализации в сфере политики может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жиз­недеятельности индивида.

Он в целом имеет свои временные рамки. Границы основных стадий социализации принято увязывать с возрастными рамками развития личности . С таким утверждением можно согласиться, но вместе с тем следует оговорить, что определять временные рамки социализации ин­дивида нельзя вообще, абстрактно, безотносительно к каким-то опре­деленным сферам общественных отношений и предметной деятельно­сти человека. Последние налагают существенный отпечаток как на само содержание социализации, так и на его временные рамки. При всей схожести этих временных рамок к различным видам социализации (нравственной, правовой, эстетической, трудовой и т.д.) применитель­но к сфере политики они имеют ярко выраженный специфический характер.

Временные рамки процесса политической социализации не ограни­чиваются, на наш взгляд, как принято считать в социальной психоло­гии, стадией раннего детства и юности[177], а наряду с ними включают в себя и более поздний период социального функционирования личности как субъекта политических отношений — гражданина соответствующе­го государства. Это в значительной степени обусловлено тем, что в период детства и юности идет в основном процесс «наращивания» по­литических знаний, познавательного и вместе с тем преимущественно эмоционального усвоения основных, присущих обществу политических ценностей и ориентаций. Как правило, их активная реализация и вне­сение своего «собственного» вклада в развитие политических отноше­ний и связей начинаются примерно с 18 лет. Этот же возраст для поли­тики определен конституционными положениями. А поскольку поли­тическая социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе политической деятельности, практического «разви­тия», «совершенствования» индивидом существующих общественных отношений, постольку стадии политической социализации охватывают не только периоды детства и юности, но и период зрелого развития человека.

Динамичная смена событий и явлений в политике, их скоротеч­ность, известная подвижность соответствующих этому эталонов, цен­ностей и социальных регуляторов поведения оказывают существенное влияние на социализацию человека и его различные возрастные пери­оды, устраняют ее косность и консерватизм, придают ей гибкость и динамизм. Несомненно, что сам процесс социализации в сфере полити­ки охватывает весь жизненный путь человека в обществе и не ограни­чивается лишь одними этапами формирования личности[178].

В самом процессе политической социализации необходимо разли­чать и соответственно выделять его активную фазу и стабилизирующе- корректирующие периоды. Активная фаза социализации длится не всю жизнь, а период, необходимый для устойчивой интериоризации комп­лекса коренных, основных для данного социального строя норм, ценно­стей, ролей и выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для станов­ления индивида как активного субъекта политических отношений. В ней, как представляется, можно выделить подпериоды первичной, про­межуточной, устойчивой и целостной социализации. Стабилизирую- щекорректирующие периоды охватывают отрезки времени, необходи­мые для внесения известных коррективов в сложившуюся систему взглядов, представлений и установок личности в соответствии с меня­ющейся международной или внутриполитической обстановкой и перс­пективами дальнейшего развития политических отношений в том или ином направлении. В связи с этим с идеологической и социологической точек зрения целесообразны во всем периоде политической социализа­ции этапы и подэтапы, соответствующие физиологическому, умствен­ному и психическому уровню развития человека. Это с точки зрения оптимального построения системы политической социализации и ее центральной составной части — идеологической, политико-воспита­тельной работы — позволит более четко определить, когда, в какой период, в какие сроки и в какой степени в проводимой работе надо делать упор на формирование тех или иных структурных элементов политической культуры личности (знаний, информированности, цен­ностных ориентаций, установок, убеждений, социальной активности).

На всех стадиях политической социализации личности общество оказывает на нее непосредственное воздействие. Последнее осуществ­ляется в рамках институтов социализации с помощью передачи каждой политически становящейся личности некоторой системы норм и ценно­стей. Институтами политической социализации являются семья, до­школьные учреждения (ясли, детские сады), школы, ПТУ, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, само государство через его организации и учреждения вла­сти и управления, формальные и неформальные возрастные группы, средства массовой коммуникации. Институты политической социали­зации действуют с разной степенью интенсивности на различных эта­пах и подэтапах социально-политического развития личности. Каждый институт решает определенные задачи, что позволяет достичь общего результата — сформировать зрелого, политически грамотного гражда­нина современного общества.

Центральным институтом ранней стадии политической социализа­ции индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и осталь­ные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политиче­ские ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок индивида, его ценност­ные ориентации и их реализацию в будущем в сфере политики. Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отве­дена и таким специализированным учреждениям общественного воспи­тания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, дет­ские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентаций, осозна­ние таких понятий, как «добро» и «зло», «родина», «страна», «народ», зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей.

Большое значение в политической социализации индивида на про­межуточной и устойчивой стадиях имеют такие учреждения, как шко­ла, техникумы, ПТУ, вузы. И хотя семья продолжает по-прежнему (особенно в первые годы промежуточной стадии) играть большую роль, постепенно все же большее значение для политического развития лич­ности приобретают школа, техникумы, училища, вузы, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, учениче­ские, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию лич­ности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В ста­новлении личности как будущего субъекта политических отношений на этой стадии все большее значение приобретают и средства массовой информации. Существенное влияние на политическую социализацию человека и его общественно-политическую активность оказывают рез­ко увеличивающиеся в этот период межличностные связи в рамках формальных и неформальных групп. Именно в этот период социального и политического становления и развития человек решает для себя такие важные с политической точки зрения вопросы, как о смысле жизни, о своем месте в ней, примеряет к себе прообразы различных социально- политических ролей. Именно в этот период вырабатываются основные позиции становления социально зрелой личности. При этом, как спра­ведливо отмечает И.С. Кон, «его реальный выбор, да и сами его стрем­ления, сознает он это или нет, в огромной степени определяются пред­шествующим воспитанием и влиянием окружающих людей, социаль­ной средой»[179].

Подпериоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают собой период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовле­ны на предшествующих стадиях политической социализации. Полити­ческая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая инфор­мированность, глубокие политические знания, относительная устойчи­вость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления.

Наиболее значимые в эти подпериоды институты политической социализации — производственный коллектив, общественные органи­зации, формальные и неформальные группы.

Причем проведенные исследования показывают, что средства мас­совой информации и трудовой коллектив являются центральными звеньями всей системы социализации человека, и прежде всего полити­ческой. Именно благодаря им человек в полной мере может получить и реализовать накопленные политические знания, проявить себя как субъект политической жизни страны. Особенности и специфика этих двух важнейших составных частей системы социализации в значитель­ной мере предопределяют характер и направленность политической социализации человека и ее итог — уровень политической культуры личности. Так, результаты многочисленных опросов показали, что тру­довой коллектив занимает второе место после средств массовой инфор­мации по объему передаваемых личности политических знаний, оказы­вает существенное влияние на процесс усвоения и осмысления получен­ной информации, а в процессе развития навыков и умений политиче­ской деятельности занимает первое место среди прочих институтов.

Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает опре­деленные убеждения.

Социологические данные позволяют сделать вывод, что в настоя­щее время составные части системы политической социализации в тру­довом коллективе работают недостаточно связанно. Яркий пример тому — еще имеющиеся противоречия между уровнем политических знаний и их реализацией в конкретной общественно-политической деятельно­сти. В итоге — низкий уровень развитости умений и навыков политиче­ской деятельности части трудящихся.

В целенаправленной деятельности по укреплению системы полити­ческой социализации важен координированный учет всех ее функций.

Функциями политической социализации являются: информацион­ная, ценностно-ориентировочная, установочно-нормативная, поведен- ческо-деятельная. При этом итоговая цель реализации всех этих фун­кций — формирование политической культуры личности, формирова­ние ее как гражданина соответствующего государства. Политическая социализация своей информационной функцией осуществляет переда­чу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, пра­вильной ориентации в вопросах социальной жизни. Вторичная цель информационной функции социализации — удовлетворение потребно­сти и интересов развитой личности в политических сведениях, освеща­ющих происходящие в мире события, явления, процессы.

Информационная функция направлена на решение познаватель­ных задач в области политических и иных классовых отношений. Итог ее реализации — развитие когнитивных аспектов политического созна­ния личности, представляющих собой основу формирования ее полити­ческой культуры. В содержании политической информации знания: о форме бытующих в обществе социальных отношений и их политиче­ском урегулировании, о существующем государственном устройстве, о правах и обязанностях гражданина, социальной роли личности на раз­личных этапах и уровнях функционирования политической системы, о политических ценностях и общепринятых ценностных ориентациях. Итог реализации информационной функции политической социализа­ции — накопление у личности определенного запаса специальных по­литических знаний, необходимых для осуществления различных соци­ально-политических ролей в обществе. Это знания и представления о власти и политике, их классовой природе; знание существа политики, ее норм и принципов, идей и воззрений, лежащих в основе управления социальными процессами в различных общественных системах и позво­ляющих оценить характер политики, реализующих ее сил; знание по­литического устройства государства, форм и способов участия в управ­лении обществом, в решении политических вопросов.

Процесс политической социализации в обществе нельзя предста­вить и без передачи личности информации о его принципах и идеалах; знаний об истории человечества и своего государства; конституции, правах, свободах и обязанностях гражданина своего государства.

Рассматривая информационную функцию политической социали­зации, следует особо подчеркнуть, что ее реализация означает передачу личности не только сугубо политических знаний, но и правовых, эко­номических и других, входящих в зоны соприкосновения и взаимодей­ствия когнитивного аспекта политической культуры с иными видами культур. Это объясняется тем, что политическая социализация не про­исходит обособленно, самостоятельно, а тесно увязывается с нравствен- но-правовой, экономической социализацией.

Не менее важной по значимости является ценностно-ориентировочная функция. В ходе ее реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отноше­ний, ценностей и ориентаций, у него вырабатывается определенный аппарат, аппарат политического мышления, своя собственная система ценностных ориентаций с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим. Важная роль в реализации ценностно-ориентировочной функции отведена политической культуре обще­ства, находящей как духовное, так и материализованное выражение в существующих в обществе политических институтах. Реализуя данную функцию, политическая социализация первейшей своей целью имеет формирование мировоззренческого ядра политической культуры лич­ности. Оно складывается как итог духовного развития субъекта, осмыс­ления общественных отношений. Политическое мировоззрение каждо­го человека формируется на базе высокой степени обобщений и предпо­лагает сравнительно развитую способность индивида к абстрагирова­нию и теоретическому мышлению. Вот почему для формирования мировоззренческого ядра политической культуры личности решающее значение имеет теория.

Вместе с тем было бы упрощением считать, что мировоззренческий аспект политической культуры формируется и утверждается только в результате изучения философии как науки. В его содержание входят не только научно-философские знания, но и данные других наук, и прежде всего жизненный опыт, здравый смысл. Последнее нередко приводит человека к материалистическим, политическим выводам, если он даже недостаточно хорошо, полно знаком с диалектико-материалистической философией. В.И. Ленин именовал это стихийным материализмом и стихийной диалектикой. Более того, индивид осваивает политико-фи­лософские начала именно со знакомства с более простыми для понима­ния науками, в которых так или иначе содержатся мировоззренческие выводы. Но только овладение философией дает возможность делать глубокие мировоззренческие обобщения, приводит в систему политиче­ские взгляды, высвечивает идеологический аспект явлений, придает политическим знаниям завершенность и устойчивость.

Не менее важной и тесно связанной с ценностно-ориентировочной представляется реализация установочно-нормативной функции. По­следняя охватывает собой процесс, направленный на выработку у фор­мирующейся личности определенных установок на восприятие и по­требление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, выбор своего стиля и направленности поведения в политиче­ских отношениях.

Анализируя с этой точки зрения нынешнее состояние политиче­ской социализированности граждан нашей страны, что характеризует и состояние их политической культуры, следует отметить зафиксиро­ванный исследованиями низкий уровень политической убежденности в ранее пропагандировавшихся идеалах и принципах коммунистической идеологии и практики. С другой стороны, высок уровень гражданской позиции опрошенных в вопросах борьбы с имеющимися в обществе негативными явлениями. Среди опрошенных (свыше 95%) ярко выра­жен настрой на необходимость искоренения в обществе всяких антисо­циальных проявлений, мешающих нормально жить.

Подводя итог, представляется необходимым отметить, что чем вы­ше уровень политической социализированности индивидов, тем выше уровень развитости общественных отношений, их стабильности и дина­мичной поступательности развития. Вместе с тем следует отметить, что, к сожалению, в литературе уделяется очень слабое внимание ана­лизу социализации как целенаправленному процессу воспроизводства и развития общества. Понятие же «политическая социализация» явля­ется вообще практически не разработанным. Неопределенность самого понятия «политическая социализация», а также малоизученность гра­ниц, структуры, механизма и институтов этого процесса нередко при­водят к тому, что по адресу «социализации в политике» высказывается довольно критическое отношение.

Политическая социализация должна стать объектом более при­стального внимания со стороны практических работников, ученых-об- ществоведов, и в первую очередь социологов и юристов. В настоящее время отсутствует какая-либо методика социологического анализа про­цесса социализации человека в сфере политики. Вместе с тем она явля­ется насущной потребностью сегодняшнего дня. В связи с этим хотелось бы обозначить отдельные возможные методологические подходы к соц­иологическому анализу социализации.

Анализ итогов политической социализации следует производить не по одному какому-то критерию или показателю, а по их сложной и разветвленной системе. Последняя должна включать в себя на уровне личности оценки политической информированности, компетентности, убежденности, активности, включенности в политическое руководство обществом. При этом важнейшим показателем является степень до­стигнутого единства знаний, убеждений и действий в реализации по­литической линии.

В качестве объектов исследования процесса политической социали­зации человека могут выступать: система выработанных и используе­мых политических знаний; интерес к политической проблематике, си­стема ценностных политических ориентаций, система политических убежденческих установок, система мотивов конкретного поведения, система поведенческих установок, система мировоззренческих пози­ций, система политических навыков и умений, характер конкретного поведения.

Рассмотрение политической социализации с точки зрения ее меха­низма и его эффективности предполагает и анализ политической соци­ализации на уровне общества в целом. По нашему представлению, это не только допустимо, но и обязательно, ибо общество в целом — ее центральный субъект, порождающий как саму возможность социально- политического становления личности как гражданина, проявления пол­итической власти, реализации политических прав и обязанностей, так и их государственное закрепление и выражение в форме определенного политического статуса личности.

С этой точки зрения политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям уровней политиче­ской культуры его членов — граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый организм, и прежде всего по присущим ему формам и способам политической социализации человека. В ходе анализа последних, по нашему представлению, следует рассмотреть: характер политической организации общества, формы и методы функционирования политиче­ских институтов, степень и способы участия членов общества в полити­ческой жизни страны, средства организации политической жизни, институализированный и неинституализированный исторический соци­ально-политический опыт национальной общности, политические обы­чаи и традиции, систему выработанных обществом и активно используемых в своем развитии политических идей, принципов, цен­ностей и т.д. Каждый из названных показателей содержит в себе на­столько широкую и богатую характеристику той или иной стороны механизма политической социализации, что требует самостоятельного изучения. Однако только суммарная качественная характеристика, ос­нованная на данных анализа всех показателей, позволяет должным образом оценить механизм и процесс политической социализации в целом.

Политическая социализация предполагает рассмотрение и процес­сов функционирования в бытующих социальных отношениях таких принципов и ценностей, как гражданская дисциплина, социальная справедливость, равенство, интернационализм, законность и т.д. Ис­следование процесса политической социализации предполагает анализ совокупности методов и средств организации политической жизни, уп­равления общественной жизнью, уровня научности политических тео­рий и их внедрения в массы.

Итог политической социализации — формирование политической культуры личности. Ее можно было бы определить как показатель, отражающий качественное своеобразие и уровень политической ин­формированности, компетентности, убежденности и социально-пол­итической активности трудящихся, выражающийся в деятельности, на­правленной на реализацию социально-политических отношений в рам­ках существующей политической системы. Политическая культура вносится в массы государством и партиями, общественными организа­циями, средствами массовой информации и т.д. Однако ключевая роль в ее воспитании принадлежит государству. Оно организует массовое обучение граждан политическим знаниям и навыкам управления обще­ством, государством, разрабатывает и совершенствует идейное ядро политической культуры всего общества.

Лекция 19.

Наши рекомендации