Установите правильное соответствие античных авторов их работ.

1. Платон.

2. Аристотель.

3. Цицерон.

3) «О Законах»;

2) «Политика»;

1) «Государство»;

) «Всемирная история».

26. Согласно марксисткой традиции дальнейшая трансформация гражданского общества приведет к установлению…

а) новой формы договорных отношений между обществом и государством;

б) бесклассового и безгосударственного коммунистического общества;*

в) бесклассовой и безгосударственной анархической ассоциации;

г) новой диктатуры буржуазии при капитализме.

Решение:

Согласно марксисткой традиции дальнейшая трансформация гражданского общества приведет к установлению бесклассового и безгосударственного коммунистического общества. Революционные изменения капитализма, мероприятия диктатуры пролетариата приведут к ликвидации классов, а следовательно, и к уничтожению государства. (Политология: учеб. / под. ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 173.)

27. На II съезде РСДРП (1903) произошло размежевание российской социал-демократии на …

а) большевиков и меньшевиков;*

б) националистов и интернационалистов;

в) эсеров и эсэров-максималистов;

г) революционеров и реформистов.

Решение:

На II съезде РСДРП (1903) произошло размежевание российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Умеренное крыло (Ю. О. Мартов и Г. В. Плеханов) обосновывало необходимость следования идеям марксизма и полагало, что Россия должна пройти длительный путь капиталистического развития, прежде чем созреют объективные предпосылки для социалистической революции. На съезде они высказались против предложенной большевиками идеи создания партии нового типа со строгой внутрипартийной дисциплиной и фиксированными обязанностями членов. Лидером большевизма являлся В. И. Ленин, который отстаивал идею своевременности социальной революции в России при ведущей роли большевистской партии в этом процессе. (Ирхин, Ю. В. Политология : учеб. / Ю. В. Ирхин. – М. : Экзамен, 2007. – С. 301.)

28. Отцом-основателем Соединенных Штатов Америки, автором «Декларации независимости», принятой 4 июля 1776 года, является …

а) Томас Джефферсон;*

б) Джон Стюарт Милль;

в) Бенджамин Франклин;

г) Джон Адамс.

Решение:

Автором «Декларации независимости», принятой 4 июля 1776 года, отцом-основателем Соединенных Штатов Америки является Томас Джефферсон. По заданию группы депутатов Континентального конгресса он создал «декларацию независимости», которая с небольшими поправками была принята 4 июля 1976 года. В декларации равенство, свобода, право на восстание признаются естественными и неотчуждаемыми правами народа. (Ирхин, Ю. В. Политология: учеб. / Ю. В. Ирхин. – М. : Экзамен, 2007. – С. 236, 240.)

29. Платон, в отличие от Аристотеля, считал причиной возникновения государства необходимость …

а) удовлетворения многообразных потребностей людей;*

б) установления власти сильнейшего;

в) управления неспособными управлять;

г) завоевания соседних племен.

Решение:

Платон, в отличие от Аристотеля, считал причиной возникновения государства необходимость удовлетворения многообразных потребностей людей. Поскольку люди в одиночку не в состоянии доставить себе необходимое для жизни, они обращаются к другим. Аристотель же полагал, что в основе государства лежит потребность в общении. (Политология : учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 56.)

30. Основателем ____________ является американский социолог Амитаи Этциони.

а) коммунитаризма;*

б) неоконсерватизма;

в) антиглобализма;

г) неолиберализма.

Решение:

Основателем коммунитаризма является американский социолог Амитаи Этциони, написавший в 1993 году книгу «Дух общины». Идеология коммунитаризма (от англ. community – община) означает служение интересам сообщества. На развитие коммунитаризма оказали влияние либерализм, консерватизм и социализм. (Теория политики : учеб. пособие / Под ред. Б. Д. Исаева. – СПб. : Питер, 2008. – С. 360.)

31. Одним из течений ____________ являются «новые правые».

а) неоконсерватизма;*

б) коммунитаризма;

в) национализма;

г) неолиберализма.

Решение:

Одним из течений неоконсерватизма являются «новые правые», впервые появившиеся во Франции в 1969 году. Для «новых правых» в Европе и США характерен особый интерес к культурным вопросам, к защите национальной идентичности своих стран. Одним из главных способов сохранения национальной идентичности своих стран они считают прекращение массовой иммиграции представителей иной культуры. (Теория политики : учеб. пособие / Под ред. Б. Д. Исаева. – СПб. : Питер, 2008. – С. 358.)

32. К философам Нового времени, не разделявшим идею договорного происхождения государства, относится …

а) Карл Маркс;*

б) Джон Локк;

в) Томас Гоббс;

г) Жан-Жак Руссо.

Решение:

К философам Нового времени, не разделявшим идею договорного происхождения государства, относится Карл Маркс. В отличие от многих философов эпохи Просвещения Карл Маркс определял природу государства как классовую. В общем виде, возникновение государства он связывал с появлением частной собственности и разделением общества на классы. Аппарат государства использовался одним классом для подавления другого. (Политология : учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 76.)

33. Конституционные проекты М. М. Сперанского являются примером ___________ либерализма.

а) правительственного;*

б) консервативного;

в) нового (социального);

г) оппозиционного.

Решение:

Конституционные проекты М. М. Сперанского являются примером правительственного либерализма. Это направление в либерализме поддерживалось правящей властью и предлагало проведение реформ «сверху» в целях ограничения абсолютизма и установления конституционной монархии. (Политология: учеб. / под. ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 89.)

34. В концепции идеального государства Платона, изложенной в диалоге «Государство», предполагалось наличие следующих сословий …

а) правители-философы, воины, производители;*

б) правители, чиновники, торговцы;

в) правители-философы, чиновники, земледельцы;

г) правители-философы, воины, чиновники, производители.

Решение:

В концепции идеального государства Платона, изложенной в диалоге «Государство», предполагалось наличие трех сословий: правители-философы, воины (стражи), составляющие в совокупности высший класс, и «третье сословие», то есть масса производителей. Эти три сословия соответствовали трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) и трем началам в государстве (совещательному, защитному и деловому). (Политология: учеб. / под. ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 56.)

35. Важным фактором развития собственно политического знания стала особая организация, называемая …

а) древнегреческим полисом;*

б) восточной деспотией;

в) раннехристианской общиной;

г) римской империей.

Решение:

Важным фактором развития собственно политического знания стала особая организация – древнегреческий полис. Для функционирования полисной системы от каждого гражданина требовалось постоянное активное участие в законосовещательной и судебной деятельности. В связи с этим возникла потребность, с одной стороны, обучаться навыкам риторики и политического искусства и, с другой стороны, изучать принципы государственного устройства и политической жизни. (Политология : учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 53–54.)

36. Марксистские идеи о государстве и политике основаны на ____________ понимании исторического процесса как истории борьбы классов.

а) материалистическом;*

б) традиционалистском;

в) эмпирическом;

г) сенсуалистическом.

Решение:

Марксистские идеи о государстве и политике основаны на материалистическом понимании исторического процесса как истории борьбы антагонистических классов. Государство выступает как аппарат насилия господствующего класса над эксплуатируемым. Например, в капиталистическом обществе господствующий класс – буржуазия – использует государство для принуждения к труду и подчинения пролетариата. Государство с помощью законов, соответствующих интересам капиталистов, идеологии, обслуживающей культурные ценности капитализма, а также суда, карательных учреждений, армии и т.д. обеспечивает господство буржуазии. (Политология: учеб. / под. ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 76.)

37. Идея о том, что государство есть высшая форма человеческого общения, принадлежит …

а) Аристотелю;*

б) Сократу;

в) Платону;

г) Фрасимаху.

Решение:

Идея о том, что государство есть высшая форма человеческого общения, принадлежит Аристотелю. По его мнению, государство существует по природе человека и выступает целью его развития. Государство представляет собой высшую форму общения, где все другие формы достигают «благой жизни» и завершения. (Политология: учеб. / под. ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 58.)

38. Исторически первой формой познания политики является ее ...

а) религиозно-мифологическая трактовка;*

б) теократическая парадигма;

в) философское понимание;

г) нормативно-юридический подход.

Решение:

Исторически первой формой познания политики является ее религиозно-мифологическая трактовка. Для нее были характерны представления о божественном характере власти и о правителе как земном воплощении божества. (Политология: Учеб. / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009. – С.53.)

39. Шарль Луи Монтескье в целях сохранения свободы предложил разделить власть на ________________, с тем чтобы различные ветви власти могли взаимно сдерживать и дополнять друг друга.

а) законодательную, исполнительную, судебную;*

б) законодательную и исполнительную;

в) монархическую, аристократическую, демократическую;

г) федеративную и муниципальную.

Решение:

Гарантией сохранения свободы, согласно учению Шарля Луи Монтескье, является разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, с тем чтобы различные ветви власти могли взаимно сдерживать и дополнять друг друга. (Политология: учеб. / под. ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 71.)

40. С целью обоснования необходимости государства Томас Гоббс охарактеризовал ________________ как «война всех против всех».

а) естественное состояние;*

б) разделение властей;

в) строй цивилизации;

г) восточную деспотию.

Решение:

Томас Гоббс охарактеризовал «естественное состояние» как «война всех против всех». Понятие «естественное состояние» вводится Томасом Гоббсом для описания жизни людей до образования государства. Причина конфликтов («войны всех против всех») кроется в человеческой природе, Человек – существо разумное, но эгоистичное, наделенное сильными «естественными» страстями (властолюбие, корыстолюбие, чувственные желания), что влечет его к соперничеству, а как следствие – к раздорам, вражде, мести. Это «война всех против всех». Такая модель естественного состояния используется Томасом Гоббсом для обоснования необходимости политической власти и государства. (Политология: учеб. / под. ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 68.)

41. Разочарование в идеях Карла Маркса привело многих легальных марксистов к _______________ – философскому и общественно-политическому направлению в русской интеллектуальной среде в начале XX века.

а) веховству;*

б) анархизму;

в) большевизму;

г) толстовству.

Решение:

Разочарование в идеях Карла Маркса привело многих легальных марксистов к «веховству» – философскому и общественно-политическому направлению в русской интеллектуальной среде в начале XX века. Бывшие представители легального марксизма (Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк) выступили с критикой русского революционного движения в сборнике статей «Вехи» (1909 г.). (Политология: учеб. / под. ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 103.)

42. Значительное влияние на формирование политической концепции Фомы Аквинского оказало учение …

а) Аристотеля;*

б) Платона;

в) Сократа;

г) Цицерона.

Решение:

Значительное влияние на формирование политической концепции Фомы Аквинского оказало учение Аристотеля. Так, Аквинат рассматривал государство в духе аристотелевской традиции как результат социальной природы человека, как институт, целью которого является «общее благо». (Политология: учеб. / под. ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М. : Высшее образование, 2009. – С. 63.)

Наши рекомендации