Норми-цілі та норми-завдання трудового права

Нормы-цели и нормы-задачи относятся к системоформирующим нетипичным нормативным предписаниям трудового права.

Цели-задачи – это то, к чему должны стремиться субъекты, что нужно им осуществить (исполнить, решить и т.п.). Закрепленные в нормативных правовых актах, они являются юридическими целями, т.е. общеобязательными, обеспеченными мерами государственного и иного воздействия.

Все нормативно-правовые цели могут быть разграничены: а) по уровню и функционированию – на общеправовые, специальные и частные; б) по времени достижения – на ближайшие и перспективные; в) в зависимости от формы выражения – на цели-задачи, цели-модели и цели-мотивы; г) по степени реальности – на реальные и нереальные; д) в зависимости от соответствия объективным и субъективным закономерностям развития общества – на истинные и ложные; е) в зависимости от закрепляемых ими позитивных или негативных начал – на прогрессивные (демократичные, гуманные, нравственные и т.п.) и реакционные (антигуманные, аморальные и т.п.).

Лушников, Лушникова определяют нормы-цели как «нормы-декларации», то есть нормы, которые определяют позицию законодателя в отношении целей правового регулирования трудовых отношений.

С.С. Алексеев, отмечая особую роль правовых деклараций в правовом регулировании, писал о том, что декларации являются органическими частицами правовой системы в целом, в составе системы участвуют в правовом регулировании и, таким образом, являются правовыми положениями. Цели, изложенные законодателем, должны учитываться: а) при восполнении пробелов в праве путем применения аналогии права, б) служить общеобязательным (нормативным) критерием толкования правовых норм, в) быть ориентиром в дальнейшей правотворческой деятельности законодателя. Нормы-декларации органически входят в структуру Кодекса и тем самым обеспечивают его содержательное единство, связывают изложенные в нем предписания в стройную систему, придавая им общую направленность – обеспечить оптимальное согласование интересов работников, работодателей и государства.

Чуфаров считает целью трудового права достижение оптимального согласования интересов не только сторон трудовых отношений и государства, но и интересов иных субъектов трудового права (других работников, профсоюзов, их объединений, объединений работодателей, лиц, ищущих работу, учеников по ученическому договору и т.д.).

На рівні КЗпП України окремо не виділено цілей та задач трудового законодавства, а у ст. 1 КЗпП йде мова про завдання Кодексу законів про працю України (такий підхід склався історично і був характерний для всіх попередніх Кодексів законів про працю та Основ законодавства про працю СРСР і УРСР). Фактично, цілі трудового законодавства виводилися шляхом доктринального системного тлумачення положень трудового законодавства, і повязувалися із гарантуванням прав працівників.

Позитивним у цьому контексті є положення ст. 1 проекту ТК України від 22.04. 2013 р., відповідно до ч. 1 якої метою Трудового кодексу України є визначення основних засад реалізації передбачених Конституцією України трудових прав і гарантій працівників, створення належних умов праці, забезпечення захисту інтересів працівників та роботодавців.

Выделение норм-целей и норм-задач в трудовом праве имеет идеологическое и юридическое значение.

Первое из них связано с необходимостью декларирования исходных векторов правового развития государства в сфере труда с целью их донесения до субъектов трудового права, иных лиц.

Юридическое значение норм-целей и норм-задач в трудовом праве проявляется в целом ряде выполняемых ими функций.

1) Данные нетипичные нормативные предписания относятся к числу «первичных» норм, подчиняющих себе, в конечном счете, весь нормативный массив трудового права, выполняют функцию формирования системы трудового права. Указанные нормы выступают в качестве показателя «необходимости» конкретной нормы в системе трудового права. То есть в зависимости от того, служит ли конкретная норма достижению целей и задач трудового права, определяется и целесообразность ее включения в систему трудового права (или ее существования в трудовом праве). Если норма трудового права не соответствует целям и задачам рассматриваемой отрасли, она должна быть исключена из системы трудового права.

2) Нормы-цели и нормы-задачи предопределяют функции трудового права, т.е. основные направления правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

3) Цели и задачи (как способы, пути достижения поставленных целей), содержащиеся в указанных нетипичных нормативных предписаниях, служат, одной стороны, «предпосылкой эффективности правового регулирования» трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, а с другой – «эталоном (масштабом) оценки эффективности» норм трудового права.

4) Указанные нетипичные нормативные предписания ориентируют правотворческий орган на необходимость принятия дифференцированных норм трудового права в случаях, когда цели и задачи не достигаются при помощи общих норм трудового права (т.е. не обеспечивается необходимая степень эффективности правового регулирования в сфере труда). Таким образом, нормы-цели и нормы-задачи оказывают влияние и на структурное построение системы трудового права, на определение в данной системе места иных норм трудового права (в частности, на выделение в ней так называемой «специальной части»).

5) Цели, изложенные законодателем, служат общеобязательным критерием толкования правовых норм.

6) Нормы-цели и нормы-задачи трудового права играют определяющую роль при применении аналогии права как способа преодоления пробелов в данной отрасли. Безусловно, указанные нетипичные нормативные предписания по своей природе не могут выполнять непосредственно регулятивную функцию при наличии пробелов в трудовом праве, т.е. выступать в качестве самостоятельного регулятора трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Поэтому при аналогии права должны применяться общие начала трудового права (принципы трудового права). Вместе с тем, нормы-цели и нормы-задачи определяют общий смысл трудового права, заложенный в принципах и иных нормах отрасли, и поэтому подлежат обязательному учету при применении аналогии права как способа преодоления пробелов в трудовом праве. В этом плане указанные нетипичные нормативные предписания противостоят нарушению целостности системы трудового права, обеспечивают ее постоянное (непрерывное) функционирование.

16 Аксіоми у трудовому праві.

Правові аксіоми (грец. axioma) - закріплені в нормах права самоочевидні істини, які не потребують доказів і слугують підставою для доказів інших правових положень (теорій).

Правові аксіоми, як і будь-які аксіоми, мають досвідне походження. Протягом століть свідомість людини звикала до повторення тих чи інших правових положень, і вони набули значення само очевидних істин, які приймаються без доказів, і здобувають офіційне закріплення. Завдяки цьому правові аксіоми набувають регулятивного значення і не можуть бути відкинутими; як правило, вони близькі принципам права, додають їм особливий зміст і значення. Наприклад, життя і здоров'я людини - вища правова цінність; люди народжуються вільними і рівними в правах; народ - джерело влади; закону, що установлений, повинні дотримуватися; за те саме правопорушення не можна відповідати двічі; закон зворотної сили не має; усякий сумнів тлумачиться на користь обвинувачуваного; відповідальність може настати лише за вину; ніхто не може бути суддею у власній справі; ніхто не зобов'язаний свідчити проти себе і своїх близьких.

-----

Правові аксіоми в трудовому праві. Питання про правові аксіоми в теорії трудового права не знайшло належної уваги, проте в теорії права вже достатньо досліджено. Про це писали у своїх працях Г.Манов, О.Черданцев, О.Ференс-Сороцький та ін. Аксіоми – такі правила регулювання поведінки, які в результаті тривалої практики їх застосування є звичними та самоочевидними. Потреба дотримання їх не пов'язана з обов'язковою формалізацією. Разом з тим, аксіоми забезпечують правоприємство та зв'язок між правовими системами, між правовими системами та системою моральних норм (справедливістю тощо).

У радянський період мали поширення аксіоми, що стосувалися регулювання трудових відносин. Наприклад, "труд является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу "кто не работает, тот не ест", "от каждого по его способностям, каждому по труду"

З погляду змісту, способу формулювання та існування, за способами забезпечення можна говорити про подібність аксіом та звичаїв.

Певну відмінність становить значення їх, оскільки аксіоми мають загальне людське (загальнодержавне) значення та визнання, звичаї, як правило, носять локальний характер. У той же час, усе зазначене вище дає підстави визначити правові аксіоми як явища, що є звичаєм з публічно-правовим значенням.

Наши рекомендации