Тема №2. Информационные основы режима секретности. Защита информации.

Цель занятия:изучение и закрепление курсантами правовых и теоретических основ режима секретности.

Семинарское занятие – 4 часа

Практическое занятие – 2 часа

Вопросы для обсуждения

1. Понятие защиты информации, её средства и методы.

2. Порядок засекречивания сведений составляющих государственную тайну.

3. Порядок рассекречивания сведений составляющих государственную тайну.

Методические рекомендации

Рассматривая первый вопрос курсанты должны знать, что под понятием физического поля подразумеваются электромагнитные и акустические поля, где первые связаны с работой и функционированием средств связи, коммуникации, вычислительных комплексов, средств отображения, в том числе электронно-лучевых и плазменных дисплеев компьютеров, излучение которых может приводить к передаче информации; вторые связаны со средствами озвучивания.

Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной тайны, которые используют средства и методы защиты сведений, составляющих эту тайну, и их носителей, а также проводимые в этих целях необходимые мероприятия. Непосредственными органами защиты государственной тайны, в рамках ст. 20 Закона (см. комментарий к ней), являются следующие органы: Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ. Основные функции Межведомственной комиссии заключаются в координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны и формировании перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, по предложениям органов государственной власти.

Средства и методы защиты информации предназначены для защиты от несанкционированного доступа к государственным тайнам и их утечки по техническим каналам и т.п. и обеспечения эффективности защиты информации.

К средствам защиты, позволяющим контролировать эффективность защиты информации, составляющей государственную тайну, относятся технические, физические, программные средства. Также к средствам защиты государственной тайны надлежит отнести законодательное обеспечение (правовое регулирование) режима государственной тайны. Реализация правового обеспечения выражается, в частности, в:

ограничении круга лиц, способных получить допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

определении особой процедуры работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Кроме того, ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ предусматривают возможность проведения закрытого судебного заседания по делам, связанным с защитой государственной тайны;

наступлении юридической ответственности для лиц, которые либо в силу своих полномочий, либо добровольно взятых на себя обязательств вступили с государством в правоотношения по защите государственной тайны:

При изучении второго вопросакурсанты должны знать, что основанием для засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. Дополнительным механизмом засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, является предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений с предполагаемой степенью секретности. Указанный механизм начинает работать вследствие невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне. После чего должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению). Таким образом, вышеуказанный механизм предварительного засекречивания являет собой реализацию принципа своевременности отнесения сведений к государственной тайне.

При изучении третьего вопросакурсанты должны знать, что при рассекречивании данных сведений они перестают быть объектом ограниченного доступа. Кроме того, перечни рассекреченных сведений подлежат опубликованию. Субъектами рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, являются должностные лица (руководители) органов государственной власти, наделяемые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

При рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, необходимо руководствоваться принципами обоснованности и своевременности аналогично принципам своевременности и обоснованности отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений (см. комментарий к ст. 6). Так, руководители органов государственной власти обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

За обоснованность принятых решений по рассекречиванию сведений руководители органов государственной власти несут персональную ответственность.

Срок рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет с момента признания, что сведения, отнесенные к государственной тайне, таковыми не являются. Решение о рассекречивании принимает Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

Практическое занятие – 2 часа

Цель занятия:закрепить практические знания обучаемых, полученные ими на лекции, а также в процессе самостоятельного изучения рекомендованной литературы; отработать практические навыки изучения, анализа и оценки оперативно-служебных ситуаций и принятия по ним соответствующих решений.

Методика проведения занятия: занятие проводится методом группового упражнения (курсантам предлагается просмотреть, обсудить и проанализировать учебный видеофильм «Выставка спецтехники» (для защиты информации) (или иной по теме занятия на усмотрение преподавателя), после чего выявить и обсудить основные принципы защиты информации, каналы её утечки, применяемые в сюжете, дать правовую оценку, предложить свои способы решения описываемой ситуации). В ходе занятие курсанты должны соотнести действия участников фильма с теоретическими вопросами, рассмотренными на лекции.

Место проведения занятия: учебно-методический кабинет кафедры ООРД.

Материальное обеспечение: плазменная панель; телевизор; видеоплеер; учебная доска; тематические видеофильмы.

Используемая литература: [1, 2, 6, 7, 13, 20-23, 31-34]

Наши рекомендации