Декабризм и декабристы. Восстание 1825 г.

1. Предпосылки

1.1. Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости, которая все более унижала патриотические чувства духовной элиты.

1.2. Война 1812 г. продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа. В ходе походов русские дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе.

Таким образом, с одной стороны, желание помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию, а с другой, предотвратить возможность повторения пугачевщины, угрожающей островкам европейской цивилизации в России, толкали часть дворян к активным действиям. Неслучайно декабристы называли себя детьми 1812-го года.

Политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, перемежающийся попытками возвратиться к политике реформ.

Реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений.

Влияние идей европейского Просвещения (теории естественных прав человека, парламентаризма, демократии, социальной справедливости, разделения властей) и особенно его революционного направления.

Влияние опыта американской и Великой французской революций, революционного

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия – дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы.

Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в его духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.

2.3. Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции.

2.4. Декабристы не опирались на какой либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа.

2.5. Это было первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества.

3. ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

3.1. Артель офицеров Семеновского полка (1815 г.), созданная Н. М. Муравьевым, была малочисленной организацией (15-20 чел) с аморфными и неясными целями. По указанию Александра I она была распущена, но ее члены продолжали собираться и после роспуска, благодаря чему артель стала колыбелью декабристского движения.

«Союз спасения» (1816-1818 гг.). Первая тайная офицерская организация во главе с полковником Генерального штаба А. Н. Муравьевым. У ее истоков стояли также князь С. П. Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин – все участники Отечественной войны. После прихода в организацию П. И. Пестеля в 1817 г. организация была переименована в «Союз истинных и верных сынов Отечества», что подчеркивало ее патриотическую направленность. В обществе состояло всего лишь около 30 человек.

Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия. Обсуждалась идея цареубийства во время посещения царем Москвы в сентябре 1817 г., но план был отклонен по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр дал указание разработать проекты конституции и освобождения крестьян.

«Союз благоденствия» (1818-1821 гг.)

Структура и деятельность. Общество было организовано теми же лицами, что и Союз спасения. Они образовали Коренную управу, которой подчинялись местные управы в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе. Эта организация была более многочисленной (около 200 человек) и открытой. Так Союз, оставаясь нелегальной организацией, помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, осуществлял и легальную деятельность. Под его влиянием находились легальные литературные общества: «Зеленая лампа», «Измайловское общество», а также Общество для распространения ланкастерских училищ» (для взаимного обучения).

Цели и средства их достижения. В уставе (Зеленой книге) говорилось, что Союз распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения будет споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия. Однако наряду с мирными задачами в тайной, второй части устава, известной лишь ядру общества, ставились более радикальные цели – введение конституции и ликвидация крепостничества. Вместо самодержавия предполагалось утверждение конституционной монархии, а в 1820 г. выносится предложение об установлении республики. Методами же достижения поставленной цели провозглашались пропаганда, просвещение, формирование общественного мнения в духе просветительских идей, что, как рассчитывали руководители общества, и позволит лет через 10-20 провести мирную революцию.

Реорганизация общества, проведенная в 1821 г., привела к отстранению крайних сил и победе умеренных (И. Якушкин, П. Граббе, М. и И. Фонвизины). Между тем становилось очевидным, что правительство отказалось от проведения ожидаемых обществом реформ, а это требовало изменений в тактике, программе и организации оппозиционных сил. К тому же власти, как стало известно членам Союза, располагали информацией о его деятельности. В итоге в конце 1821 г. на тайном съезде было принято решение о самороспуске, позволившее всем умеренным и колеблющимся отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий перегруппировать свои силы.

«Южное общество» (1821-1825 гг.) во главе с П. И. Пестелем, С. Г. Волконским, С. И. Муравьевым-Апостолом, А. П. Юшневским действовало на Украине. Общество в своей структуре имело три управы (Тульчинская, Каменская, Васильковская).

Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем и включавшая следующие положения:

– уничтожение самодержавия и установление республики;

– ликвидация сословий, равноправие всех граждан, введение суда присяжных для всех граждан;

– введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий;

– Россия остается единым унитарным государством (а не федерацией). Только Польша получает право на автономию;

– вводится разделение властей на законодательную власть – Народное вече (парламент), исполнительную – Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) – Верховный Собор;

– уничтожается крепостное право;

– земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли, определенного размера;

– введение в действие Русской правды должно произойти декретом Временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью.

«Северное общество» (1822-1825 гг.) во главе с Н. М. Муравьевым, С. П. Трубецким, а с 1823 г. – К. Ф. Рылеевым действовало в Петербурге и Москве. Программным документом стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая:

– введение конституционной монархии;

– разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную во главе с императором, который выполнял также функции главнокомандующего, судебную;

– федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей. Столица переносится в Нижний Новгород, который переименовывается в Славянск;

– ликвидацию крепостного права;

– обеспечение законом прав и свобод граждан;

– сохранение собственности помещиков на землю в определенных размерах;

– наделение крестьян приусадебным участком, а также пахотной землей в 2 десятины, остальная земля должна арендоваться у помещика;

– рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.

ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

Планы заговорщиков. Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом и Обществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето 1826 г.

Династический кризис. 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного Константину, т. к. у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату – Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии.

Восстание 14 декабря в Петербурге.

Планы Северного общества. Появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него. Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным.

Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат добром или под угрозой оружия издать Манифест к русскому народу, который объявлял об уничтожении самодержавия, ликвидации крепостного права, учреждении Временного правительства, введении свобод и пр. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, планировалось захватить и Петропавловскую крепость.

Ход восстания. С раннего утра 14 декабря офицеры-члены Северного общества вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина и его жену Конституцию. Им удалось вывести часть Московского, Гренадерский полки и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь (всего около 3,5 тыс. чел.). Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обреченности военного выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий.

Николай окружил площадь верными ему войсками (12 тыс. чел., 4 орудия). Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховским. После этого в дело была введена артиллерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты.

Восстание на Украине. На Юге о событиях в столице узнали с опозданием. 29 декабря восстал Черниговский полк во главе с С. И. Муравьевым-Апостолом, но поднять всю армию не удалось. 3 января полк был разгромлен правительственными войсками.

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ

Узкая социальная база, ориентация на военную революцию и заговор.

Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.

Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших, скованных понятиями дворянской чести

Неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества.

Культурная и отсталость крестьянства и рядового состава армии.

Правление Николая I (1825-1855 гг.)

Николай I не готовился, да и не хотел править, но, считая, что главное содержание жизни – это служба, принял престол, как служебное поручение. Вдохновляемый идеей долга и служения России, трактуемого им в духе воинской дисциплины, он стремился укрепить в стране порядок, и не терпел либеральной болтовни, подрывавшей, по его мнению, устои общества.

В 1826 г. было создано II отделение Собственной его императорского величества канцелярии (с. е. и. в. к), приступившее к кодификации законов и их упорядочиванию. Эта мера была призвана регламентировать жизнь общества, а главное, утвердить в управлении страной принцип верховенства закона, т. е. показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под руководством реабилитированного по инициативе Аракчеева М. М. Сперанского были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи»), а также составлен «Свод законов Российской империи», включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

В 1826 г. учреждено III отделение с. е. и. в. к.,занимавшеесяполитическим сыском,имевшее огромные полномочия и фактически поставленное выше закона. Начальнику Третьего отделения, а им долгое время был А. Х. Бенкендорф, подчинялся также созданный корпус жандармов.

Появились новые министерства и ведомства (например, в 1837 г. – Министерство государственных имуществ). При этом император использовал свою Канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов. Это привело к усилению управленческого централизма и режима личной власти Николая I.

В мрачное семилетие 1848-1855 гг. реакция, вызванная европейской революцией и неудачами внутриполитического курса, усилилась. Было сфабриковано дело петрашевцев, репрессии обрушивались на инакомыслящих, усилилась цензура, сократился контингент студентов, был запрещен выезд за границу, а иностранцам – въезд в Россию и др.

Реформа государственной деревни.Более активно и целеустремленно государстводействовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ графом П. Д. Киселевым, упорядочила как отношения государства с крестьянами, так и наделение их землей, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и сельских школ, но сохранила и даже увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними, что вызвало недовольство крестьян. Кроме того, реформа должна была подтолкнуть и помещиков к улучшению быта своих крестьян. Она стала первым опытом масштабных преобразований в деревне.

Государственная политика в области образования. Органы государственного управления образованием.Потребности экономического развития страны вынуждали правительство расширять сферу образования. Для организации просветительских учреждений и управления ими в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения (с 1817 г. – Министерство духовных дел и народного просвещения).

Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4-хступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. На практике изменения коснулись только системы высшего образования, для развития начального и среднего образования ничего сделано не было, их сеть росла крайне медленно. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась 3-хступенчатая система образования, находящаяся под сильным полицейским и церковным контролем: для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских обывателей – уездные училища, а для детей дворян – гимназии.

Система образования. К середине XIX в. сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой.

Начальная школа.Для крепостных крестьян не было создано никаких государственных учебных заведений, лишь единицы из них могли научиться грамоте у местного дьячка. В начале века для государственных крестьян начали открывать приходские школы с программой обучения на 1 год, в которой преобладали богословские предметы. К 1854 г. в стране насчитывалось около 2,5 тысяч приходских школ с числом учащихся около 100 тысяч. Программа уездных училищ для мещан была несколько шире, но в ней также преобладали богословские предметы.

Средняя школа.В соответствии с Уставом учебных заведений, подведомственных Университетам (1804) во всех губернских городах планировалось открытие гимназий для выпускников уездных и других училищ независимо от социального происхождения. Устанавливался 4-хлетний курс обучения с достаточно широкой программой (иностранные языки, география, история, математика, статистика, коммерческие и изящные науки и т. п.). Количество гимназий росло крайне медленно, в 1809 г. их было всего 32. По уставу 1828 г. гимназии, курс обучения в которых увеличился до 7 лет, стали закрытыми учебными заведениями для детей дворян.Для них же открывались кадетские училища; по-прежнему практиковалось частное и домашнее обучение, в программу которого входило в основном обучение иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам.

Проведение демократических реформ Александром II (Освободителем)

Важнейшей частью преобразований 1860-1870-х гг. стала Великая реформа 1861 г., ликвидировавшая крепостное право. Она явилась порождением целого комплекса факторов, и, в первую очередь, структурного кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества середины Х1Х в.

30 марта 1856 г во время коронации в Москве Александр II, выступая перед предводителями дворянства, сделал историческое заявление, что лучше освободить крестьян сверху, чем ожидать, пока они сделают это сами снизу. Это была смелая установка на подготовку реформы.

Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны, т. е. переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу.

Великая реформа дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, прошедшая примерно в то же время, стала возможной лишь в результате Гражданской войны.

Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений.

Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др., положила начало становлению гражданского общества.

Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом.

Однако интересы помещиков и, особенно, государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур.

Сохранилось крупное помещичье землевладение.

Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), что затрудняло хозяйствование. Главное же заключалось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка земли, приводящая к крестьянскому малоземелью, ставшему, в итоге, одной из причин аграрного кризиса начала ХХ в.

В условиях земельного голода крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. В результате этого складывалась т. н. отработочная система, внешне напоминавшая барщину со всеми ее негативными последствиями.

Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих к обнищанию.

Сохранение сельской общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств и крестьянина – настоящего хозяина на земле. Она способствовала сохранению коллективистских настроений, но с развитием рыночных отношений превращалась в оплот традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.

Реформаукрепила самодержавие. Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и придти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к управлению страной определили незавершенность реформ, стали одним из факторов глубокого общественно-политического кризиса начала ХХ в.

В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50-60-х гг., ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой, неадекватной реакции крестьян. Но сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило все недостатки реформы 1861 г. А они, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала ХХ в.

Судебная реформа началась с введением в 1864 г. новых судебных уставов.

Основные принципы новой судебной системы:

– бессословность, т. е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом;

– независимость суда, т. е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения;

несменяемость судей, т. е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью;

– гласность означала право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах;

– состязательность, т. е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенного), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого;

– вводился институт выборных присяжных заседателей, определявших – виновен ли обвиняемый.

Земская реформаначалась в 1864 г.

Основные положения реформы.Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях.

Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей.

Политическая деятельность земств не допускалась.

Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй – избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей – крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход – волостной сход – уездный съезд выборщиков по курии.

Структура земства и отношения с администрацией.Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы – земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Городская реформа,начавшаяся позже земской, в 1870 г., создавала новую систему городского самоуправления.

Выборыпроводились на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что значительно ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали:

– владельцы недвижимости в черте города;

– содержатели торговых и промышленных заведений;

– обладатели купеческих и промысловых свидетельств.

Избиратели, составлявшие небольшую часть городского населения, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков.

Реформа системы образования,проводившаяся с 1863-1864 гг. занимала важное место в преобразованиях Александра II. Она способствовала развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее (классические гимназии, реальные училища) и начальное образование (министерские, земские, церковноприходские школы) расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы. (Подробнее см. Тему 43)

Реформа печати(1865 г.) отменяла предварительную цензуру книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

Военные реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов.

Их основной целью было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны.

Наши рекомендации