Исторические термины и понятия. Барщина, губа, думные бояре, дьяк, Дворец, заповедные лета, Земский собор, земщина, Избранная рада, крепостное право

Барщина, губа, думные бояре, дьяк, Дворец, заповедные лета, Земский собор, земщина, Избранная рада, крепостное право, Казна, местничество, мануфактура, наместник, опричнина, окольничий, податное население, пожилое, патриаршество, самодержавие, смута, соха, старообрядчество, секуляризация, тягло, урочные лета, уезд, царь, церковный раскол, централизованное государство.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите два периода в правлении Ивана Грозного. Дайте им характеристику.

2. В чем, на ваш взгляд, проявляется преемственность традиций Московской Руси ХУ1 в. и ее соседей – Золотой Орды и Византии.

3. Какую роль в истории Российского государства сыграли Земские соборы, учрежденные Иваном Грозным?

4. Выявите причины и последствия опричнины.

5. Чем вы можете объяснить обоснованность периодизации Смутного времени по С.Ф. Платонову?

6. Какие реформы 50-х гг. ХУ1 в. способствовали укреплению Российского государства и складыванию сословно-представительной монархии?

7. Что отличало Земские соборы в России от сословно-представительных институтов в Западной Европе?

8. Составьте таблицу, в которой будут отражены: время проведения реформ Ивана Грозного, содержание каждой из них, а также результаты и последствия.

9. Сравните методы правления Б.Годунова, Лжедмитрия 1 и Василия Шуйского. Что общего и особенного в их правлении?

10. Почему некоторые современные исследователи называют период Смуты временем альтернатив?

11. Выявите наиболее специфические черты правления Михаила Романова.

12. Назовите основные этапы складывания крепостного права в России и определите роль Соборного Уложения в этом процессе.

13. Чем объяснить непримиримые позиции во взглядах православных верующих в России в период церковной реформы Никона?

14. Каковы основные внешнеполитические успехи и неудачи России в ХУ1-ХУП вв.?

15. Чем объяснить, что ХУП век стал временем серьезных социальных конфликтов, «бунташным» веком русской истории?

16. Назовите прежние и новые тенденции, проявившиеся в русской культуре ХУКП века.

МОДУЛЬ 3. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ (ХУШ - нач. ХХ в.)

1. Модернизация «по-петровски». Утверждение абсолютизма в России и формирование имперского сознания.

2. Зарождение либеральных тенденций в русском обществе. «Просвещенный абсолютизм» в России.

3. Противостояние либерализма и имперского сознания в первой половине Х1Х в.

4. Буржуазные реформы второй половины Х1Х в. Кризис модернизационных ценностей.

5. Конституционный эксперимент в России в начале ХХ в. Социально-политические последствия российских революций.

Методические рекомендации

Тема охватывает обширный исторический период насыщенный многогранными событиями, затрагивающими все стороны жизни российского общества. Поскольку главной чертой очередного этапа в развитии России является ориентация на западную модель развития и европейские ценности, студенту необходимо усвоить основные тенденции государственного и общественного развития европейских стран, сравнив их с российскими.

Модернизационные процессы начались в наиболее развитых странах Европы уже в ХУ1 – ХУП вв. Под ними подразумеваются как ломка традиционализма, так и формирование основных черт современной промышленной цивилизации. Только знание и понимание узловых исторических явлений и процессов, произошедших в странах «первого эшелона»: Англии, Голландии, Франции и др., сущности и содержания революций в них, влияния эпохи просветителей на становление европейской цивилизации позволит оценить степень необходимости коренных перемен в жизни России на рубеже ХУП – ХУШ вв. Глобальные преобразования в мировом развитии, особенно в индустриальном смысле, настоятельно требовали реагирования России и ее соответствующего исторического выбора.

На фоне объективных предпосылок модернизации России к началу ХУШ в. возникла и личность реформатора – Петра 1, чья деятельность по настоящее время рассматривается сквозь призму противоречивых исторических оценок. Комплексность характера преобразований, их стремительность, жесткость методов и поразительные результаты неодинаково оцениваются многими историками.

Исходя из этих оценок, студенту необходимо понять, прежде всего, те мотивы, которыми руководствовался монарх-реформатор. В этом смысле представляет интерес суждение В.О. Ключевского: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной». У Петра не было продуманного плана реформ, а было стремление превратить Россию в процветающую и грозную державу. Задача студента увидеть, постичь те реальные шаги, деяния, приемы, посредством которых царь добивался цели.

В первую очередь предстояло создать новую систему управления, т.е. осуществить переход к светскому абсолютистскому государству с жестким централизованным аппаратом власти в центре и на местах. Студенту необходимо разобраться, каким образом была решена эта задача, а заодно уяснить сущность и основные черты российского абсолютизма. Соответственно важное значение в оценке петровских преобразований имеют другие реформы: военная, церковная, налоговая, в области промышленности, культуры и др. В конечном итоге все они способствовали не только укреплению международного авторитета государства, формированию имперского сознания, но и европеизации определенной части общества, приведшей к социокультурному расколу общества.

Послепетровская эпоха характеризовалась острой борьбой дворянских группировок за власть, расширением и укреплением привилегий дворянства, ослаблением страны, снижением боеспособности армии и флота. Вместе с тем сближение с Европой способствовало зарождению либеральных тенденций в русском обществе, что нашло яркое воплощение в жизнь в екатерининскую эпоху. Увлеченность идеями французских просветителей склоняла императрицу к идее социальных преобразований, но страх потерять поддержку дворянства подталкивал к политике, ориентированной на поддержку интересов элитного сословия. Ярким подтверждением этой политики явились жестокое подавление пугачевского восстания и Жалованная грамота дворянству.

Порожденные ХУШ веком либерализм и имперское сознание пришли в противоречие в первой половине Х1Х века. В это время Российская империя для сохранения статуса великой державы оказалась перед необходимостью решения глобальных проблем: отмены крепостного права и учреждения конституционной монархии. Изучение эпох Александра 1 и Николая 1 позволят увидеть сложный противоречивый процесс борьбы либеральных замыслов прогрессивно мыслящей части русского дворянства и консервативно настроенной правящей бюрократии.

Половинчатые реформаторские шаги власти в первой половине Х1Х в. привели к кризису (военному, политическому и экономическому) в середине Х1Х в. Очередному российскому императору Александру П выпала доля развязывать узел российских противоречий, что нашло отражение в буржуазных реформах второй половины Х1Х в.. Студенту необходимо дать оценку этим реформам с учетом последствий. Несостоявшаяся реформа политического устройства в России обусловила модернизационный кризис в конце Х1Х в. Его разрешение состоялось в начале ХХ в. путем революций. Объективная оценка революционных событий в России возможна на основе тщательного анализа их причин и предпосылок, изучения основных программных положений крупных российских партий, их стратегии и тактики, особенно в период февраля-октября 1917 г. Все это позволит выявить возможные альтернативы развития России в будущем и понять причины победы большевиков в ходе октябрьского переворота.

Социально-политические последствия российских революций наглядно отразились в ходе гражданской войны. При рассмотрении этого исторического эпизода необходимо выяснить суть, этапы, цели и средства войны, а также эволюцию идеологии основных политических сил и последствия гражданского противостояния в России.

Исторические термины

Абсолютизм,аннексия, аракчеевщина, Белая гвардия, бироновщина, большевизм, бюрократия, буржуазия, великодержавный шовинизм, Верховный Тайный совет, военные поселения, временнообязанные крестьяне, капитализм, государственный капитализм, диктатура, западничество, зубатовщина, империя, интеллигенция, кодификация, коллегии, контрреформы, консерватизм, либерализм, майорат, марксизм, меньшевизм, модернизация, олигархия, отрезки, отруб, партия, промышленный переворот, просвещенный абсолютизм, протекционизм, регенство, революция, Сенат, славянофильство, социал-демократия, Святейший Синод, регенство, фаворитизм.

Вопросы для самоконтроля

1. Что нового появилось в ХУШ в. в социально-экономической и политической жизни Европы?

2. Обоснуйте объективную необходимость модернизации России в начале ХУШ века.

3. Что составило теоретическую основу в процессе реформирования Петром 1 системы управления?

4. Какую роль сыграла бюрократия в период реформ Петра 1?

5. В чем заключаются особенности петровской индустриализации?

6. Какие территории вошли в состав России в ХУШ в.?

7. Чем объяснить противоречивые оценки петровских преобразований?

8. В чем причины дворцовых переворотов?

9. Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины П.

10. В чем, на ваш взгляд, проявились либеральные тенденции во второй половине ХУШ в. ?

11. Выявите основные тенденции мирового развития к началу Х1Х в. Каковы место и роль России в мировом сообществе?

12. В чем проявились либеральные и консервативные шаги Александра 1 в период его правления?

13. Можно ли считать внутреннюю политику Николая 1 контрреформаторской? Аргументируйте свою позицию.

14. Каковы были причины и последствия выступления декабристов?

15. Что нового появилось в общественном движении России после 1825 г?

16. Какие факторы определили условия крестьянской реформы? Могла ли эта реформа быть более радикальной?

17. Охарактеризуйте суть последовавших после 1861 г. реформ.

18. В чем заключались причины революционного движения в пореформенной России, его специфика, этапы и воздействие на общество?

19. Назовите особенности формирования партийно-политической системы в России в начале ХХ в.

20. Выявите общие черты и особенности российских буржуазно-демократических революций (1905-07 гг., февраль 1917 г.).

21. В чем причины радикализации масс весной – осенью 1917 г.?

Темы семинарских занятий

СЕМИНАР 1. ВАРИАНТЫ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА В ХУШ в.

1.Первая попытка модернизации страны при Петре 1 и ее последствия.

2. Русское общество в ХУШ в.: социальная структура и общественная мысль. Особенности и противоречия «просвещенного абсолютизма».

СЕМИНАР 2. РОССИЯ НА ПУТЯХ БУРЖУАЗНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ (Х1Х – НАЧ. ХХ в.)

1. Эволюция социально-экономических отношений в России и роль государства в этом процессе (Х1Х век). Последствия реформ Александра П.

2. Преобразования в общественно-политической сфере России в начале ХХ века. Реформы или революция?

3. 1917 год в судьбе России.

МОДУЛЬ 4. РОССИЯ – СССР В ХХ в.:

Наши рекомендации