Борьба в руководстве КПСС после смерти И.В. Сталина

(1953–1957), ХХ съезд КПСС (1956) и их результаты

5 марта 1953 года умер И.В. Сталин – многолетний всевластный диктатор Советского Союза, построивший его экономическую и политическую систему (по вероятной версии, отравлен ближайшими соратниками, но точных доказательств этому уже не найти). Хотя большинство советских людей искренне оплакивали его смерть (и в этом заключается сила пропаганды настоящего тоталитарного режима), и в «верхах», и в обществе чувствовалось, что назрела необходимость перемен.

Предпосылками реформ после смерти Сталина послужили:

1) усталость партии, общества и народа, во-первых, от постоянной жизни в мобилизационных условиях, от сверхнапряжения сил и принудительного труда, и, во-вторых, от перманентного страха в обстановке репрессивной системы;

2) глубокий упадок сельского хозяйства.

Как и после смерти Ленина, после смерти Сталина, как это обычно бывает при тоталитарных режимах, развернулась борьба за власть между его наиболее влиятельными (на тот момент) соратниками. Официально был провозглашен лозунг «коллективного руководства». Практически сразу же начался пересмотр дел о политических репрессиях и реабилитация их жертв. Реальная власть сосредоточилась в руках триумвирата: Г.М. Маленков (формальный преемник Сталина на посту главы правительства) – Л.П. Берия – Н.С. Хрущев, но одновременно между ними началась скрытая борьба. Поскольку наибольшую опасность для остальных представлял Берия – многолетний шеф органов госбезопасности и куратор атомного проекта, крупный организатор и абсолютный циник с огромными амбициями, Маленков и Хрущев объединились против него и в июне 1953 года арестовали Берия с помощью военных. В дальнейшем он был расстрелян (по другой версии, убит после ареста).

Вскоре на первое место выдвинулся Н.С. Хрущев, отличавшийся большой энергией и ловкостью в политической борьбе, хотя и малокультурный. В сентябре 1953 г. был восстановлен упраздненный незадолго до смерти Сталина пост первого (генерального) секретаря партии, а поскольку на него был избран Хрущев, политическое первенство перешло к нему. Маленков составлял ему конкуренцию до 1955 г., когда он был отстранен с поста главы правительства, что ознаменовало окончательную победу Хрущева.

Рубежным историческим событием стал ХХ съезд КПССв1956 году, на котором Хрущев неожиданно для широких масс партии и народа развенчал культ личности Сталина (всего 3 года спустя после его смерти). Многие либеральные и демократические историки и политологи считают этот шаг Хрущева проявлением политического мужества и свидетельством его искренней приверженности идее «очищения». На деле он преследовал куда более прозаичные цели: возвысить себя через сенсационное «разоблачение» предшественника (которому, однако, сам был обязан карьерой) и взвалить на покойного ответственность за все преступления партии. При этом хрущевская критика Сталина выглядела насквозь противоречиво: все достижения СССР приписывались партии, а все грехи – лично Сталину (возглавлявшему ее 30 лет), что вызывало недоумение у людей. Тем не менее, партийный аппарат в своей массе поддержал Хрущева как гарантию собственной безопасности от повторения репрессий, от которых прежде всего страдал он сам.

В реальности сам по себе факт признания преступлений советского режима способствовал кризису мирового коммунистического движения (первыми откликами стали события в Венгрии и Польше) и положил начало духовному кризису самого советского общества. Понимая, что Хрущев в стремлении к популярности зашел слишком далеко, группа старых сталинских соратников во главе с Г. Маленковым, В. Молотовым и Л. Кагановичем, объединившись и собрав большинство в Президиуме ЦК партии, в июне 1957 года предприняла попытку свергнуть Хрущева. Однако собранный им пленум ЦК поддержал его, так как аппарат опасался возврата к сталинским репрессиям. Ниспровержение старых конкурентов (в дальнейшем главные из них были исключены из партии) укрепило власть Хрущева. Окончательным утверждением его единоличной власти можно считать Октябрьский пленум ЦК партии 1957 года, на котором был обвинен в стремлении к военной диктатуре и устранен с поста министра обороны популярный в народе полководец минувшей войны маршал Г.К. Жуков (хотя перед тем он поддержал Хрущева в борьбе с группой Молотова–Маленкова). На этом очередная борьба за власть закончилась.

Содержание политических реформ эпохи Маленкова–Хрущева, получившей название «оттепели», сводилось к следующему:

1) развенчание культа Сталина (ХХ и особенно ХХII съезды партии);

2) частичная демократизация общественной жизни, в которой можно выделить несколько направлений:

а) прекращение террора и реабилитация его жертв;

б) частичное расширение прав Советов, профсоюзов и местных органов партии;

в) «оттепель» в культуре, смягчение цензуры;

г) ослабление «железного занавеса», «первой ласточкой» которого стал 1-й Московский международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года;

3) расширение прав национальных республик, замена русских руководителей на представителей коренных национальностей и реабилитация репрессированных народов с возвратом автономии и прежнего места жительства (за исключением крымских татар и поволжских немцев, реабилитированных лишь в конце 80-х);

4) возобновление ленинской политики гонений на церковь (хотя и в менее жесткой форме);

5) сокращение армии.

Как видим, реформы были неоднозначны и даже противоречивы. Их ограниченность проявилась в том, что реальная власть и монополия на идеологию остались в руках партийных органов (иначе не могло и быть при однопартийной политической системе). По-прежнему пресекались инакомыслие (дело писателя Б.Л. Пастернака), любой протест (расстрелы народных демонстраций в Новочеркасске и Тбилиси), авангардизм в искусстве (разгром выставки художников в Манеже), нередко навязывались личные вкусы Хрущева (в весьма бездарной архитектуре). В целомкостяк сталинской системы и «железный занавес» сохранились, но в ослабленном виде. Более того, такие шаги Хрущева, как возврат к практике преследований церкви, от которых отказался прагматик Сталин, характеризуют его как недалекого и неисправимого догматика ленинизма.

Результатыв обобщенном виде были таковы:

1. Ослабление тоталитарного режима при одновременном укреплении позиций партийного аппарата (номенклатуры).

2. Отход от методов террора и смягчение рычагов принуждения.

3. Начало разочарования общества в идеалах партии и формирование интеллигентской оппозиции «шестидесятников» (будущих диссидентов),как следствие разоблачения преступлений Сталина и непоследовательной критики его Хрущевым, вопреки логике противопоставившим партию Сталину.

4. Раскол международного коммунистического движения. Справа очутилось отказавшееся от революционных методов движение «еврокоммунизма» во главе с крупнейшими на Западе компартиями Франции и Италии; слева – компартии, оставшиеся на сталинских позициях, во главе с Китаем. Те и другие вышли из-под контроля КПСС, а многие из них, как Китай, заняли открыто враждебную позицию. Одним из первых проявлений раскола стал антикоммунистический мятеж в Венгрии 1956 года, подавленный советскими войсками. Все эти события стали следствием все того же ХХ съезда КПСС.

5. Рост национального сепаратизма, как следствие национальных реформ Хрущева. Среди отдаленных последствий – распад СССР и война в Чечне.

Общим итогом следует признать начало политического и идейного кризиса внутри страны и за ее пределами, вопреки желанию самого Хрущева.

Наши рекомендации