В контексте всемирной истории

В.Г. ХАНДОРИН

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Курс лекций

Издательство

Томского политехнического университета

Томск 2008

УДК 947(075.8)

ББК Т3(2)0Я73

Х19

Х19
Хандорин В.Г.

Отечественная история: курс лекций / В.Г. Хандорин. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 177 с.

Авторский курс лекций посвящен основным проблемам отечественной истории и ее методологии с точки зрения культурно-цивилизационного подхода. Курс в сжатой форме охватывает практически все основные события истории России и раскрывает их взаимосвязь. Авторская концепция курса сочетается с использованием новейших достижений современной исторической науки. К лекциям прилагается список литературы для самостоятельного изучения и подготовки докладов.

Предназначен для студентов технических специальностей ТПУ в качестве учебного пособия по дисциплине «Отечественная история» для самостоятельной работы и подготовки к экзаменам.

УДК 947(075.8)

ББК Т3(2)0Я73

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

Рецензенты

Доктор исторических наук, профессор ТГАСУ

В.П. Андреев

Кандидат исторических наук, докторант ТГПУ

И.Е. Рудковская

© Томский политехнический университет, 2008

© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. История России в контексте всемирной истории…
1.1. Предмет, источники, функции и методы исторической науки. Значение курса отечественной истории………………..
1.2. Понятие о методологии изучения истории: формационный и культурно-цивилизационный подходы……………….
   
Тема 2. Древняя Русь ……….......................................................
2.1. Этногенез восточных славян. Социально-культурные основы развития славянских племен……………………………  
2.2. Становление Древнерусского государства: норманнская и антинорманнская теории. Социально-политическая структура и законодательство Киевской Руси (882–1132): формирование традиционного общества…………………………………………  
2.3. Крещение Руси и его последствия………………………….
2.4. Удельный период истории Руси, его характерные черты…
2.5. Монголо-татарское нашествие. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды……………………………………………………..
2.6. Формирование Московского государства и освобождение от татарского владычества. Особенности централизации Руси по сравнению с Западной Европой………………………………
   
Тема 3. Московское государство (XVI–XVII вв.)……………
3.1. Идеология «Москвы – Третьего Рима». Политическая система сословно-представительной монархии. Деятельность Ивана Грозного. «Смутное время» и первые Романовы……….    
3.2. Сословный строй Московского царства и крепостное право. Церковный раскол и его социальные причины. Новые черты в экономике в XVII в. ………………………………………...    
3.3. Культура Руси в XVI–XVII вв.)……………………………..
   
Тема 4. XVIII век в истории России: первая модернизация и великая империя……………………………………………
4.1. Преобразования Петра Великого (1-я четверть XVIII в.), их противоречия и значение……………………………………..  
4.2. Российская империя: особенности формирования и национального устройства………………………………………….  
4.3. Внутренняя и внешняя политика Екатерины Великой (1762–1796), ее значение. Павловский период (1796–1801)…...
Тема 5. Российская империя в 1-й половине XIX века: время упущенных возможностей……………………………...
5.1. Противоречия внутренней и внешней политики Александра I (1801–1825)………………………………………………….  
5.2. Становление независимой обшественной мысли, либерального и революционного движения…………………  
5.3. Идеология, внутренняя и внешняя политика Николая I (1825–1855). Николаевский режим как высшая форма военно-полицейско-бюрократического сословно-самодержавного государства…………………………………………………………..
   
Тема 6. Великие реформы и их последствия: вторая модернизация России (2-я половина XIX века)…………
6.1. Великие реформы эпохи Александра II (1855–1881), их противоречия и значение. Формирование индустриального общества…………………………………………………………..    
6.2. Общественное движение и общественная мысль 2-й половины XIX в. Революционное народничество и его последствия  
6.3. Консервативное правление Александра III (1881–1894), его итоги…………………………………………………………...  
6.4. Внешняя политика России 2-й половины XIX века……….
6.5. Расцвет русской культуры в XIX в. ………………………...
   
Тема 7. Россия на рубеже XIX–XX вв.: накануне великих потрясений (1894–1917)…………………………………………
7.1. Социально-экономическое развитие на рубеже веков и реформы С.Ю. Витте……………………………………………..  
7.2. Революционные события 1905–1907 гг. и их последствия. Итоги деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина…………...  
7.3. Политические партии и Государственная дума……………
7.4. Россия в Первой мировой войне (1914–1917). Ее влияние на социально-экономическое состояние страны. Нарастание политического кризиса…………………………………………...    
7.5. «Серебряный век» русской культуры………………………
   
Тема 8. Революция и гражданская война в России (1917–1920)……………………………………………………………….
8.1. Предпосылки русской революции. Февральские события 1917 г., их особенности и результаты…………………………...
8.2. Временное правительство и его крах……………………….
8.3. Октябрьский переворот 1917 г., его причины, особенности и значение. Первые декреты Советской власти, «военный коммунизм», формирование тоталитарной государственности, внешняя политика………………………………………………...  
8.4. Гражданская война (1918–1920): причины, расстановка сил, характеристика и роль Белого движения. Итоги войны и причины победы большевиков…………………………………..    
   
Тема 9. Советский Союз в 20–30-е годы: формирование тоталитарной системы………………………………………….  
9.1. НЭП и его значение (1921–1929). Образование СССР……
9.2. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) (1923–1929)………….
9.3. Коллективизация и индустриализация. Построение единой системы государственной плановой экономики (1929–1937)……………………………………………………………….
9.4. Окончательное утверждение тоталитарного режима. Конституция 1936 г. и «большой террор» 1937–1938 гг. ………….
9.5. Внешняя политика. Предпосылки Второй мировой войны.
   
Тема 10. Великая Отечественная война и послевоенный период (1941–1953): апогей тоталитарного режима………...  
10.1. Великая Отечественная война (1941–1945) в контексте Второй мировой войны: причины, основные периоды, роль экономики и внутренней политики. Антигитлеровская коалиция. Итоги войны, значение победы Советского Союза............  
10.2. Внешняя политика после войны: переход к «холодной войне» двух сверхдержав и их сателлитов (1945–1953)……….  
10.3. Экономика и внутренняя политика СССР в последние годы жизни И.В. Сталина: апогей тоталитаризма (1945–1953)..
   
Тема 11. Попытки реформ и разложение советской системы (1953–1985)………...................................................................  
11.1. Борьба в руководстве КПСС после смерти И.В. Сталина (1953–1957), XX съезд КПСС (1956) и их результаты…………  
11.2. Социально-экономические реформы Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева и их тупик (1953–1964). Причины низложения Н.С. Хрущева……………………………………………………..    
11.3. Политические тенденции брежневской эпохи: торжество партийной олигархии, консервация системы, зарождение диссидентского движения (1964–1982)……………………………..    
11.4. Разложение социально-политической сферы. Попытки изменения ситуации после смерти Л.И. Брежнева в рамках прежней системы и их крах (1982–1985)……………………….    
11.5. Внешняя политика СССР в 1953–1985 гг. ……………….
   
Тема 12. «Перестройка» и крах Советского государства (1985–1991)………........................................................................  
12.1. Предпосылки и этапы реформ М.С. Горбачева . Политический и экономический кризис, «двоевластие». Крах внешней политики………………………………………………    
12.2. Путч ГКЧП, крах коммунистического режима и распад СССР (1991): причины и значение………………………………  
   
Тема 13. Россия постсоветская (1991–2007)……….................
13.1. Либеральные экономические реформы 90-х годов, их результаты…………………………………………………………...  
13.2. От политического кризиса и внешнеполитической катастрофы – к становлению нового политического режима и поиску своего места в мире……………………………………    
13.3. Внутренняя и внешняя стабилизация. Основные политические тенденции в президентство В.В. Путина (с 2000 г.)...  
   
Список литературы……………………………………………..





ТЕМА 1

ИСТОРИЯ РОССИИ

Историческая наука

· экономика – экономическая наука

· общественные отношения – социология

· политика – политология

· законодательство – юриспруденция

· культура – культурология

· поведение конкретных людей – психология

· внешние условия человеческой деятельности – география

При этом история дает материал почти для всех перечисленных наук, кроме географии, которая, наоборот, создает материал для самой истории, определяя условия человеческой деятельности.

Как и все общественные науки (в отличие от «точных» наук), история имеет определенные проблемы объективного изучения.В общем виде эти проблемы сводятся к следующему:

1. Трудность проверки теоретических выводов опытным путем. Если в химии теоретический вывод легко проверить лабораторным опытом в пробирке, то применительно к огромным массам людей «опыты» со стороны государственной власти проверяются порой десятилетиями. И всегда найдется масса внешних привходящих обстоятельств, которые нарушат «чистоту эксперимента».

2. Еще большей проблемой является то, что история затрагивает интересы различных социальных слоев и политических партий и групп. Здесь уместно привести остроумную фразу немецкого социолога О. Бергера: «Если бы таблица умножения затрагивала чьи-то интересы, то ее бы опровергали». Иначе говоря, когда задеваются социальные привилегии или материальные интересы, всегда найдется масса желающих доказать, что «дважды два – пять».

Из этого, однако, не следует, что историю вообще нельзя считать наукой. Ее выводы проверяются и в сравнении, и другими путями. Просто проверка ее «уроков» не всегда наглядна и не для всех убедительна (по тем же причинам).

История как наука черпает свой материал из источников. В упрощенном виде их можно подразделить на следующие основные типы:

1. Вещественные источники, представляющие основной материал для археологов, и не только. В изучении древнейших цивилизаций, когда письменность либо отсутствовала, либо была еще мало развитой, они просто незаменимы.

2. Письменные документы. Они служат главным материалом при изучении истории последних столетий, от которых сохранились многочисленные архивы (однако и здесь вещественные находки сохраняют существенное вспомогательное значение). Этот вид источников настолько многообразен и порой затруднен для анализа, что в нем целесообразно выделить несколько наиболее значительных групп:

а) законодательные и иные нормативные акты государственной власти и межгосударственных объединений и подготовительные материалы к ним. Последние ценны тем, что отражают борьбу мнений и партий вокруг законопроекта, а через их посредство – интересы и позиции различных социальных групп;

б) служебная и частная переписка. Этот источник ценен тем, что отражает скрытые мотивы политических партий и деятелей, не выносимые на широкую публику. Если в официальных выступлениях они, как правило, облагораживаются и маскируются радением о «благе народа» и иными высокими помыслами, то в доверительной переписке наружу выступают чаще истинные, куда более прозаические мотивы;

в) различные рабочие материалы государственных учреждений, политических партий, хозяйственных предприятий и т. д. В своей совокупности они дают общую статистическую картину состояния экономики, ее отраслей, регионов, народного образования, вооруженных сил и

т. д., короче – любой сферы деятельности, и позволяют проследить динамику и направления ее развития;

г) дневники и мемуары. Это сугубо личный и поэтому субъективный источник (тем более, что пишут их чаще всего заинтересованные лица), зато в нем концентрируются, как правило, наиболее важные события;

д) периодическая печать. С точки зрения достоверности, это – самый ненадежный источник, зато он ярко отражает борьбу мнений и партий, ведь большинство газет служат рупорами тех сил, чей социальный заказ они выполняют;

е) старинные летописи и хроники, то есть ежегодные сводки событий, дошедшие до нас с тех отдаленных времен, которые не оставили потомкам многочисленных письменных документов.

Различные группы источников изучаются вспомогательными (прикладными) историческими дисциплинами.Наибольшее значение среди них имеют источниковедение (наука об анализе и критике источников), историография (история самой исторической науки, т. е. научных школ и трудов историков), археология (наука о вещественных источниках) и этнология (наука о культурных особенностях и традициях различных этносов и наций). Есть и более узкоспециализированные дисциплины, такие, как палеография (о расшифровке древней письменности), генеалогия (о составлении родословных), геральдика (о гербах), нумизматика (о монетах), сфрагистика (о наскальных надписях первобытных людей), топонимика (о происхождении географических названий) и др.

Функции исторической науки:

1) познавательная, т. е. познание самих фактов истории и осмысление их закономерностей;

2) воспитательная, подразумевающая прежде всего формирование гражданского самосознания и морально-политических ценностей, важнейшей из которых является патриотизм;

3) прогностическая, означающая моделирование исторического процесса, «прогноз на будущее» при заданных условиях, опираясь на исторический опыт, известные аналогии.

Как любая наука, история имеет свои методы познания, которые можно подразделить на три основных группы:

1. Общенаучные методы, наиболее распространенные из них – логические: а) индукция (путь умозаключений от частного к общему), б) дедукция (от общего к частному).

К этой группе можно присовокупить и диалектический метод, основанный на изучении любого явления в развитии и базирующийся на трехклассических законах диалектики, сформулированных Г. Гегелем и применимых как к историческому процессу, так и к окружающей природе:

1) закон единства и борьбы противоположностей как движущей силы развития (там, где их нет, жизнь замирает, а любой исход борьбы, будь то компромисс или победа одной из сторон, есть развитие);

2) закон перехода количества в качество (по мере накопления в обществе внутренних изменений оно может «перерасти» рамки существующего политического строя и радикально изменить его, подобно тому, как личинка превращается в куколку, куколка – в бабочку и т. п.);

3) закон «отрицания отрицания» (развитие общества нередко идет как бы по спирали, по пословице «новое – это хорошо забытое старое», но на более высоком уровне).

2. Методы, характерные для большинства гуманитарных наук, важнейшие из них:

а) системный – всестороннее, комплексное исследование явления;

б) сравнительный институциональный, или структурный – изучает в сравнении различные политические и социальные институты, их структурные особенности. Этот метод статичен;

в) сравнительный функциональный – сравнивает те же институты в действии, позволяя проследить их эффективность (например, борьбу КГБ и ЦРУ) и заодно динамику развития;

г) сравнительный количественный, выраженный в сопоставлении статистических цифровых материалов за разные периоды по различным отраслям и странам. Этот метод является наиболее наглядным для сравнения динамики развития или упадка.

3. Специальные исторические методы познания. Общепризнанным среди них является историзм, т. е. анализ и оценка событий и явлений с учетом особенностей изучаемой эпохи (культурно-исторических, социально-психологических и иных). Изучая поведение людей в ходе исторических событий, необходимо помнить, что его психологические мотивы зависят от культурного уровня, характерной для эпохи идеологии, социального статуса, бытового уклада, окружающей среды, наконец моды. Нельзя подходить к людям и событиям прошлых эпох с однозначной меркой сегодняшнего дня.

Что же касается большинства остальных методов исторической науки, то они зависят от общего подхода, выбранного исследователем. В следующем разделе мы остановимся на двух основных подходах: формационном и культурно-цивилизационном.

В заключение этого раздела, можно сформулировать основное значениеизучениякурса истории Отечества в техническом вузе. Вкратце оно сводится к реализации первых двух из перечисленных функций самой исторической науки – познавательной (применительно к студентам – овладение основами научного подхода к пониманию особенностей и закономерностей истории Отечества) и воспитательной (развитие гражданского и патриотического самосознания).

1.2. Понятие о методологии изучения истории:

ТЕМА 2

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Этногенез восточных славян.

ТЕМА 3

ТЕМА 4

XVIII ВЕК В ИСТОРИИ РОССИИ:

Их противоречия и значение

Модернизация традиционного общества сводится к его эволюции в направлении к обществу индустриальному (понятие, которое мы детально рассмотрим позднее). Первым этапом такой модернизации в России стали реформыПетра I Великого (1689–1725), под знаком которых прошла вся первая четверть XVIII века. Они затронули практически все стороны жизни общества, но наибольшее их значение – в изменении социокультурного облика прежнего общества в его верхнем слое, связанном прежде всего с падением главенства религии, церкви и этнических традиций в культуре и сознании людей. Годы правления Петра Великого, младшего сынацаря Алексея Михайловича (после свержения его старшей сводной сестры, правительницы царевны Софьи), указаны в скобках, но реальное начало реформ можно отнести к 1698 г. (после его поездки по Европе в составе т. н. «Великого посольства» и подавления стрелецкого бунта).

На размах и проведение реформ оказала огромное влияние личность Петра Великого, но объективно они были подготовлены всем ходом истории. Основными предпосылками реформбыли:

1) тупик изолированного пути развития, выраженного в девизе «Москва – Третий Рим», имевшего следствием усиление отставания от Европы, необходимость заимствования передового опыта;

2) необходимость выхода к морям для развития экономики.

Хотя изначально реформы велись без определенного плана, а определяющую роль в их проведении играли потребности войны, в итоге они сложились в систему, содержание которой можно свести к следующему:

1. Экономика:

– усиленное строительство мануфактурных предприятий на крепостном труде (из-за нехватки свободных рабочих рук) и первых в России каналов;

– как следствие – ускоренное развитие промышленности (самый яркий пример – уральские заводчики Демидовы, родоначальник которых, простой тульский кузнец, создал настоящую империю в черной металлургии) и ее новых отраслей (судостроение и др.) с усилением роли государства в экономике.

2. Социальные отношения:

– консолидация сословий и упрощение их иерархии (слияние боярства с дворянством путем закрепления за дворянами наследственной собственности на землю в 1714 г. и упразднения Боярской думы с ее привилегиями в 1711 г., упразднение сословия холопов и т.п.);

– усиление зависимости всех сословий от государства, с одной стороны (обязательная государственная служба для дворян, повышение налогов на др. сословия) и, с другой стороны, крестьянства – от дворян (замена подворной подати подушной в 1718 г., и как следствие – личная крепостная зависимость вместо поземельной, вплоть до торговли людьми), отсюда – народные восстания (Стрелецкий бунт, Астраханское восстание, восстание Булавина на Дону).

3. Государственное управление:

– модернизация всех звеньев и уровней государственного аппарата на профессиональной основе – центрального (вместо наследственной Боярской думы с 1711 г. – Сенат, комплектовавшийся по назначению из любых дворян, независимо от знатности), отраслевого (вместо громоздкой запутанной системы приказов с 1718 г. – упорядоченная система коллегий) и местного (наряду с многочисленными уездами с 1708 г. – объединявшие их губернии во главе с губернаторами);

– учреждение прокуратуры как органа надзора за исполнением законов (с 1722 г.);

– закрепление чиновно-бюрократической иерархии единой системой гражданских, военных, морских и придворных чинов – Табелью о рангах 1722 г. (просуществовавшей до революции 1917 г.) с доступом к получению дворянства по выслуге чинов;

– окончательное утверждение самодержавия (без Земских соборов, последний из которых созывался в 1686 г.), причем с тоталитарным оттенком, проявлявшимся во всеобщей зависимости от государства (как низших сословий, так и высших);

– разграничение понятий государя и государства как Отечества, наиболее наглядным примером которому послужило дело царевича Алексея 1718 г. (сына и наследника Петра, казненного за измену), после которого порядок престолонаследия по старшинству был заменен назначением наследника по личному выбору царя.

4. Церковь:

– подчинение церкви государству с упразднением патриаршества (1700 г.) и заменой его Синодом во главе с назначаемым царем гражданским чиновником – обер-прокурором (с 1721 г.), и как результат – окончательная утрата церковью духовной независимости (по секретному указу царя священники даже обязывались нарушать тайну исповеди в интересах государства) и падение ее авторитета и влияния (пренебрежение Петра к церкви выражалось и в снятии и переплавке сотен церковных колоколов на пушки в годы войны, и в кощунственном, по понятиям того времени, пародировании церковных обрядов в застольных шутовских заседаниях «всепьянейшего собора», и в ограничении числа монастырей и монахов).

5. Культура и просвещение:

– поворот от тупикового лозунга «Москва – Третий Рим» к курсу «учиться у Европы» с прагматическим содержанием (в противоположность современным западникам, Петр учился у Запада не ради подражания и слепого подчинения ему, а для победы над ним его же оружием); символом столь радикальной смены курса стал перенос столицы России из патриархальной Москвы в новую блестящую европейскую столицу на побережье Балтики, построенную на народных костях, – Санкт-Петербург(основан в 1703 г., столица с 1712 г.);

– светский характер образования и мировоззрения, упразднение культурной монополии церкви (отчего еще более упала ее роль);

– интенсивное развитие просвещения (учреждение Академии наук с 1725 г., первых в России СМИ с 1703 г. /газет/, первые библиотеки, театры и музеи, сеть средних и средних специальных школ);

– обязательное образование для дворян (запрет жениться без экзамена);

– внедрение европейских обычаев и моды, обучения иностранным языкам;

– бытовое раскрепощение женщин по европейскому образцу.

6. Военное дело:

– создание регулярной, первоклассно вооруженной и обученной профессиональной армии на базе рекрутской воинской повинности (с 1705 г.);

– создание флота (впервые в истории России) и превращение его в один из сильнейших в мире.

Центральным событием внешней политикиПетра Великого стала Северная война со Швецией (1700–1721), а ее кульминацией – Полтавская битва (1709), в которой первоклассная шведская армия короля Карла XII была наголову разгромлена русской армией под личным командованием Петра Великого. Именно с этой даты ведется отсчет истории России как великой державы, с которой стал реально считаться Запад. Война окончилась в 1721 г. присоединением к России устья Невы и Северной Прибалтики (современные Латвия и Эстония). Превращение России в великую и морскую державу символизировало принятие Петром Великим наследственного императорского титула, страна стала официально именоваться Российской империей (помимо этого, Сенат присвоил ему персональный титул «отец Отечества»).

Общие итоги реформ и деятельности Петра Великого:

с одной стороны:

1) модернизация практически всех сфер жизни страны, и как результат – ускорение ее развития;

2) духовное, научно-техническое и культурное сближение с Западом («прорубил в окно в Европу», по образному выражению А.С. Пушкина);

3) превращение России в великую державу;

4) превращение России в морскую державу;

5) мощный стимул для дальнейшего территориального роста и внешнеполитического усиления;

6) переход от церковного средневековья к новому времени в области культуры и общественного сознания (правда, пока лишь в верхнем слое общества);

с другой стороны:

7) дальнейшее усиление роли государства и авторитарного деспотизма власти;

8) усиление крепостного права, и в частности, тупиковый путь развития промышленности на крепостной основе под опекой государства (как следствие зависимости реформ от военных потребностей);

9) общее усиление эксплуатации всех сословий;

10) чрезмерный упадок религии, ее нравственного влияния на народ;

11) полный отрыв дворянства (основного объекта просветительных реформ Петра) от народа, далеко идущим последствием которого стало взаимное непонимание между народом и интеллигенцией, выросшей на базе дворянской культуры в XIX веке, что в дальнейшем сыграло трагическую роль в революции 1917 года.

Противоречия эпохальных реформ отражали противоречия и масштабы самой личности Петра Великого, поражавшей иностранцев. В нем сочетались широта и глубина ума, разносторонние таланты (владел множеством профессий), исключительная энергия и несокрушимая воля – и бешеная жестокость, особенно проявившаяся при усмирении Стрелецкого бунта (когда было казнено более тысячи человек, причем царь лично принимал участие в пытках и казнях) и в казни родного сына (царевича Алексея); простота в быту (не гнушался никакой черной работой, знал несколько рабочих профессий), храбрость, чувство долга перед Отечеством – и крайний деспотизм, пренебрежение к человеческой жизни и человеческой личности; тяга к просвещению – и варварское глумление над национальными обычаями, пьянство.

Эти противоречия обусловили развернувшиеся еще в XIX веке между славянофилами и западниками и не утихающие до сих пор ожесточенные споры об исторической роли петровских реформ и их полярные оценки – от безоговорочной апологетики (сторонники западного пути развития России) до яростного отрицания (крайние приверженцы самобытного пути развития). Несомненно одно: колоссальное значение этих реформ, задавших мощную инерцию развития по крайней мере на все XVIII столетие.

4.2. Российская империя:

ТЕМА 5

Александра I (1801–1825)

Первая четверть XIX века – эпоха царствования Александра I, старшего сына Павла и внука Екатерины, вступившего на престол после убийства его отца в 1801 г. в результате дворцового заговора. Двойственность и драматизм личности этого императора проявлялись в сочетании, с одной стороны, исключительной образованности и воспитанности, тонкого ума, дипломатического таланта, гуманистического мировоззрения и либеральных взглядов (по воспитанию и убеждениям в юности он был самым либеральным из русских императоров) – и, с другой стороны, вечной нерешительности, интеллигентских колебаний и преследовавших его всю жизнь угрызений совести за фактическую причастность к гибели отца, что обусловило к концу жизни его уход от реальных дел в мистику, а в сочетании со скоропостижной смертью породило романтическую легенду о тайном уходе в народ под именем старца Федора Кузьмича, умершего значительно позднее в Томске.

Основными чертами внутренней политики Александра I были:

1) модернизация государственного аппарата (экзамены для чиновников, замена отраслевых коллегий с 1802 г. министерствами современного типа, учреждение с 1810 г. нового совещательного органа при императоре – Государственного совета, с сохранением за Сенатом функций высшего судебного органа);

2) дальнейшая (после Екатерины) гуманизация общественной жизни (отмена пыток, прекращение раздачи помещикам государственных земель);

3) нереализованные из-за сопротивления дворянства проекты либеральных реформ (Негласного комитета, затем М.М. Сперанского и др.), предполагавшие ограничение самодержавия, введение гражданских свобод и разделение властей;

4) во второй половине царствования (с 1815 г.) – консервативная реакция, связанная с именем генерала графа А.А. Аракчеева и военными поселениями (попытка соединить труд крепостных с одновременной военной службой, еще ухудшившей их положение).

Главные события внешней политики эпохи Александра I:

1801 – добровольное присоединение Грузии к Российской империи.

1805–1807 – неудачная война в составе коалиции европейских держав (Англия, Австрия, Пруссия и др.) против наполеоновской Франции (самое крупное поражение – битва при Аустерлице в 1805 г.). Результат – вынужденное присоединение России к невыгодной для нее экономической блокаде Англии, объявленной Наполеоном.

1809 – присоединение Финляндии (на автономных началах) в результате победоносной войны со Швецией.

1812 – присоединение Бессарабии (современная Молдавия) в результате победоносной войны с Турцией.

1812 – вторжение Наполеона в Россию и Отечественная война против него, в которой, наряду с армией, приняли участие партизанские отряды. Война началась в июне 1812 г. отступлением русских армий М.Б. Барклая-де-Толли и П.И. Багратиона под давлением вдвое превосходящих (500 тыс.) сил Наполеона, к тому времени подчинившего себе практически весь Европейский континент. Уклоняясь от генерального сражения, они отступали и сумели соединиться под Смоленском. Вскоре после назначения главнокомандующим фельдмаршала светлейшего князя М.И. Кутузова произошло исключительно кровопролитное, но безрезультатное Бородинское сражение под Москвой (сентябрь). Стремясь сохранить армию, Кутузов пошел на сдачу Москвы без боя; вместе с армией ее покинула большая часть населения, а вскоре после вступления французов в Москве произошел грандиозный пожар, уничтоживший половину города. К тому времени армия Наполеона оторвалась от баз и резервов, русская же армия, наоборот, стягивала резервы из глубины страны и превзошла французскую по численности. Попытки Наполеона завязать переговоры о перемирии не увенчались успехом, и уже через месяц после занятия Москвы он был вынужден начать отступление, преследуемый по пятам армией Кутузова. Катастрофу армии величайшего полководца и одного из крупнейших завоевателей в мировой истории довершили жестокая русская зима, к которой совершенно не были готовы французы, и гибель значительной части армии при переправе через р. Березину. Война закончилась почти полной гибелью французской армии и изгнанием ее жалких остатков (около 30 тыс.) из России (декабрь).

Сокрушение мощи властелина Европы не только подняло международный престиж России на недосягаемую высоту, но и послужило началом краха его завоевательной империи и стимулом к восстанию против него народов Европы.

1813–1814 – заграничные походы русской армии против Наполеона (в союзе с Австрией и Пруссией), освобождение Европы и взятие Парижа (март 1814).

1813 – начало покорения Северного Кавказа в результате победоносной войны с Персией (Ираном).

1815 – присоединение Восточной Польши с Варшавой по решению Венского конгресса в результате победы над Наполеоном. Образование Священного союза европейских монархий (Россия, Австрия, Пруссия, позднее также бурбонская Франция) под эгидой России для борьбы с революционным движением в Европе и поддержанием статуса «легитимных» (законных) монархий.

Главным итогом наполеоновских войн стало превращение России в ведущую военно-политическую державу европейского континента. Этот статус, сохранявшийся ею на протяжении 40 лет (до Крымской войны), был пиком ее военно-политического могущества в дореволюционный период.

ТЕМА 6

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ:

ВТОРАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ

(2-я половина XIX в.)

Его итоги

Царствование Александра III (сына Александра II, 1881–1894)иногданазывают «эпохой контрреформ», но это неточно: целесообразнее называть ее эпохой пересмотра или ревизии Великих реформ. Лично Александр III был наименее образованным в ряду русских императоров XIX – начала XX вв. и отличался весьма ограниченным умом, но имел сильный характер. При этом его отличал консерватизм, чему особенно способствовали обстоятельства его восшествия на престол, связанные с трагической гибелью отца-реформатора и лишний раз убедившие его в несостоятельности и опасности либерализма.

Основное содержание внутренней политики Александра III:

Позитивные стороны:

1. Завершение крестьянской реформы (1882) – перевод «временнообязанных» (ими оставались еще 20 % бывших крепостных) на обязательный выкуп земли путем предоставления дополнительных ссуд и общее понижение выкупных платежей на 1/5.

2. Стабилизация власти, разгром революционных террористов.

Негативы и противоречивые черты:

1. Политическая реакция, усиление цензуры и особенно тайной

Наши рекомендации