Вопрос 7. Понятие и сущность государства
Государство – продукт общественного развития. Оно возникает на определенной ступени общественного развития (зрелости) человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей и становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобретает новые возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, культуры, науки, международных связей.
Государство – исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного государства. Неоднозначность восприятия государства – его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении – обусловлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, а, следовательно, уровнем развития общества, естественного сознания и мышления. Вместе с тем она в значительной мере определяется также сугубо субъективными факторами – неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, а, кроме того, сложностью и многогранностью самого государства как явления. Важно также иметь в виду, как справедливо отмечал Г. Кельзен, что неоднозначность восприятия, а, следовательно, и многозначность подходов к определению понятия государства обусловливается и усугубляется еще и тем, что данным термином «обычно объясняются самые разнообразные предметы и явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко он применяется и в очень узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны. Неудовлетворительное состояние политической теории, являющейся в основе своей теорией государства, заключает автор, в значительной мере предопределяется тем фактом, что исследователи государства и права нередко «используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные».
В целом, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами – с другой, объективно обусловливают возможность и даже неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного толкования. Как совершенно справедливо отмечал Л. Гумплович, «сколько существовало государствоведов и философов, столько существовало и определений государства». При этом сам Л. Гумплович определял государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».
На сегодняшний день существует много определений государства, отражающих его сущность и природу.
Основными подходами к государству являются следующие:
· Теологический подход: согласно христианскому учению, государство – божественного происхождения. «Дар власти – от Бога», - сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела»). «Это как бы власть Божия – с отеческой заботой, которая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д. Согласно мусульманскому учению, глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Халиф не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.
· Юридический подход к государству состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Г. Кельзен рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа, как правовой феномен, как своеобразная корпорация (от других корпораций государство отличается при этом «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком»). Власть есть само право. Государство выглядит не иначе, как «такой образ действий и порядок поведения людей, который мы обычно, - отмечает автор, - называем правовым порядком». При рассмотрении государства как юридического феномена предполагается, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Это означает, по мнению Г. Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и действиях связано правом».
· Классический подход понимает государство как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход никем не отрицается, так как государство действует на определенной территории, оно – орудие политической власти, власть его распространяется на все население. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактовали государство русские дореволюционные исследователи Шершеневич и Кошкин. Хвостов в 1914 году писал, что государство – «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти».
· Кибернетический подход к государству состоит в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями.
· Социологический подход заключается в том, что государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т.д. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. По Аристотелю, государство – «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательными правами. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы тем более) исключаются из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим и у Канта: государство – объединение людей под эгидой права. Немецкий юрист Р. Моль в 1872 г. писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости». Русский государствовед Н.М. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком. Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство – это организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?
· Либеральная концепция государства – это концепция государства – ночного сторожа. Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т.п., а только устанавливает правила игры – нормы права, охраняет в обществе порядок и т.д.
· Согласно концепции «государство – менеджер» государство – нейтральный управитель общественными делами.
· Концепция «государство – социальный арбитр» состоит в том, что общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать различного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.
· Особое место занимает марксистское понимание государства. Марксизм рассматривает государство как особую организацию, выделившуюся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государство, видит в государстве орудие политического господства одного класса над другим, как правило, экономически господствующего. С помощью государства этот класс становится не только экономически, но и политически господствующим. К. Маркс и В.И. Ленин зачастую использовали метафорическое выражение: государство – «машина для подавления одного класса другим». Это орудие диктатуры определенного класса. Социалистическое же государство – это орудие диктатуры пролетариата как власти большинства. В послеоктябрьский период советская философско-юридическая мысль во взглядах на государство оставалась неизменной: «Сущность государства заключается в том, что господствующий класс с помощью специального аппарата принуждения насильственно навязывает свою волю всему обществу: государство всегда есть диктатура господствующего класса» (Голунский С.А., Строгович М.С. Конспект по теории государства и права. – М., 1940); «Государством, - писал А.И. Денисов в 1948 г., - называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть – диктатуру»; авторы учебника «Теория государства и права» (1955 г.) М.П. Караева, С.Ф. Кечекьян, А.С. Федосеев, Т.И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний, они приходят к выводу, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за ее пределами». В работах советских авторов 60-70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, авторы многотомного издания «Марксистско-ленинская теория государства и права» (1970 г.) считают, что государство – «это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства». Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С.С. Алексеева (1985 г.): государство рассматривается как «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны». Можно назвать и иные аналогичные определения государства. В целом, классовость как важнейший признак любого государства признавалась большинством советских юристов.
Если отбросить классовый подход марксистско-ленинской науки, то в наиболее общем виде государство можно определить как «единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом (т.е. государство – это соединение людей под одной властью в пределах одной территории).
В настоящее время наряду с традиционными подходами к исследованию государства, отражающими его сложность и многогранность, в юридической литературе нередко используются и нетрадиционные для отечественной науки подходы. В западной юриспруденции, например, государство зачастую рассматривается не только под законодательным углом зрения – как «правотворец», «источник права», но и в административном аспекте – как «административное государство». Причем некоторые авторы считают даже, что существование и усиление административного государства являются, чуть ли не самой «примечательной тенденцией развития государства и права в последнее столетие».
Аналогичным образом представляется некоторыми авторами развитие государства и в связи с нарастающими в современном мире процессами глобализации. Нарастание данных процессов в различных сферах жизни общества, в особенности в сфере экономики, политики, информатики, технологии, неизбежно ведет, по мнению ряда авторов, к изменению природы и характера государства, к глобализации его функций и постепенному снижению его суверенитета (П. Эванс).
В современных условиях, в условиях сокращения сферы влияния в различных странах идей социализма и соответственно расширения сферы влияния капитализма, отмечается в западных изданиях, «глобальные компании» (транснациональные корпорации) создают такие мощные экономические и социально-политические институты, которые по своим возможностям превосходят отдельные государства и фактически стоят «над различными нациями и государствами».
«Глобальный подход» к изучению государства и тенденций его развития является относительно новым подходом, хотя перекликающиеся с ним «наднациональные» и «надгосударственные» идеи – идеи «всемирного государства», «мирового правительства» и «наднационального права» – являются далеко не новыми в научной и популярной литературе. Как и в момент их возникновения, более столетия назад, они в определенной мере отражают происходящие в мире интеграционные процессы. Однако, тем не менее, они в значительной степени рассчитаны все же на политический и идеологический эффект.
Достаточно большим разнообразием отличаются подходы к определению основных признаков государства. Приведем лишь некоторые. Так, например, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибает».
Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 гг. до н.э.) рассматривал государство как дело, «достойное народа». Причем под народом им понималось «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. Оно заключалось в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. «Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», - писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».
Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признака: 1) совокупность людей – народ; 2) господствующую над ними власть; 3) территорию как предел действия этой власти.
Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделяет такие основные признаки, как: 1) разделение подданных государства по территориальным единицам; 2) учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением; 3) взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.
Основными признаками государства, на наш взгляд, выступают следующие:
1. Государство – это единая организация политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Т.е. государство – это организация универсальная, действующая в рамках всего общества. Власть государства распространяется на все общество. Принадлежность членов общества к государству, как правило, не зависит от их воли. Сам факт рождения человека на территории государства уже включает его в государство, отдает под власть государства.
Территориальное разделение населения порождает новый социальный институт – гражданство и подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Факт гражданства связывает личность с государством, возлагает на него определенные обязанности и в то же время дает ему определенные права, возлагает на само государство определенные обязанности перед личностью (обязанность правовой и социальной защиты личности и т.п.). Универсальность государства проявляется и в том, что оно своей управляющей, регулирующей и охранительной деятельностью может охватить самые разнообразные сферы общественной жизни: политическую, экономическую, экологическую, нравственную и т.д.
Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства.
Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которое отделяет одно государство от другого. Вопрос о территориальных границах весьма важный и кардинальный вопрос для государства. Он регламентируется законами государства и международными договорами. Границы своей территории государство защищает всеми доступными способами. Такой институт государства, как армия, создается главным образом для защиты его границ. Создаются также специальные формирования пограничной охраны, органы таможенной службы. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям.
Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающим вмешательство иностранной власти. Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. Таким образом, и население и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.
2. Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства (государственный аппарат), как совокупность государственных органов, является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ. Механизм государства, все его части призваны обеспечивать охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов. К важнейшим государственным органам относятся законодательные, исполнительные и судебные.
Аппарат власти и управления состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Каждое общество надеется иметь в государственных органах, у государственного руля своих лучших представителей. Еще древнегреческий мыслитель, философ Платон (427-347 гг. до н.э.) мечтал об идеальном государстве как справедливом правлении «лучших и благородных». Главную отличительную особенность такого государства Платон видел в том, что в нем преодолевается раскол на бедных и богатых, на безраздельно властвующих и полностью подвластных. Обычное государство он рассматривал в виде «множества государств», в котором «заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств».
3. Государство обладает специальным аппаратом принуждения и в необходимых случаях осуществляет легализованное принуждение. Для этого создаются специальные органы: суд, полиция, милиция, прокуратура, армия и т.д. Цель государственного принуждения – обеспечить соблюдение законов и иных решений государственной власти. Государству принадлежит исключительная монополия на легальное физическое принуждение, в том числе и с применением оружия и других специальных средств. Применение принуждения другими, негосударственными структурами государство рассматривает как противозаконное, противоречащее внутреннему суверенитету государства. В правовом государстве государственное принуждение может быть только правовым, осуществляемым на основе и в рамках законов.
4. Государство обладает внутренним и внешним суверенитетом. То есть государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества. Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям (внутренний суверенитет), а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права (внешний суверенитет).
Суверенитет – собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем: 1) в универсальности (только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны); 2) в прерогативе (возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти); 3) в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом (или – полновластие господствующих кругов, если речь идет о классовом обществе).
В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным (например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей) и добровольным (может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей (например, временное объединение в конфедерацию); или когда, например, государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав).
Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации. Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства. Под суверенитетом нации (национальным суверенитетом) понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
5. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.
6. Государство взимает налоги с населения.
Вышеназванные признаки отличают государство от первобытного общества, из недр которого оно и появилось.
Сущность государства.
Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
С изменением условий жизни общества произошло сужение сущности государства как организации классового господства и расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается отрыв государства от народа, происходит приближение его к коренным интересам и потребностям общества и личности. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.
Из сущности государства вытекает его социальное назначение. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Попытки определить социальное предназначение государства предпринимались с древности: Платон и Аристотель: назначением всякого государства является утверждение нравственности; Гроций: общее благо; Гоббс: общую безопасность; Руссо: общую свободу; Лассаль главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека; марксистское учение основным предназначением государства считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение. В середине ХХ века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство»), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Джонс, Бернс и др.).
Социальное предназначение современного государства должно заключаться в следующем: преодоление социальных противоречий, учет и координация интересов различных групп населения, проведение в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план выступают такие важные демократические институты, как разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).
Вопрос 8. Понятие и содержание функций государства. Динамика функций государства
Функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов, в которых находит свое выражение его сущность и социальное назначение (или: это основные направления деятельности государства по решению внутренних и внешних задач, стоящих перед государством).
В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.
Для функций государства характерны общие черты:
- содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности;
- функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, правоохранительных, образования и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, т.е. функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов);
- функции государства носят комплексный, собирательный характер, в них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих направлениях.
Функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности (видами государственной деятельности, например, являются расследование уголовных дел, таможенный контроль и др.). Функции государства также нельзя отождествлять с формами и методами их реализации (основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с этими задачами, которые стоят на том или ином этапе его развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства).
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство должно всегда выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.
Классификация функций государства:
1. Общесоциальные и классовые. К общесоциальному содержанию функции государства относится все то, что, что направлено на решение основных экономических, социальных, политических и иных задач, затрагивающих интересы общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом, используя карательные органы государства – армию, полицию, пенитенциарные учреждения) своих классовых противников. Сюда можно отнести: присваивание результатов чужого труда, чужого имущества, устранение классовых противников от участия в политической, духовной жизни общества, использования политических репрессий в отношении их, использование экономических и иных систем принуждения
2. Внутренние и внешние функции государства:
Внутренние функции государства – это направления деятельности государства по решению задач внутри страны. Они делятся на охранительные и регулятивные. К охранительным относятся: функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка. Охранительная функция защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка является ключевой из внутренних функций. Согласно Конституции РФ 1993 г., человек, его права и свободы – высшая ценность, их обеспечение и охрана – главная обязанность государства; в реализации данной задачи должны участвовать все государственные органы. Правопорядок – состояние урегулированности социальных связей, система общественных отношений, в которой их субъекты ведут себя правомерно. Государство обеспечивает правопорядок, опираясь на закон, с помощью специальных органов: милиции (полиции), органов безопасности, судов, системы органов и учреждений, исполняющих наказания. К регулятивным – экономическая; социальная; налоговая и финансовая; культурная; экологическая. Финансово-экономическая функция государства осуществляется с помощью: принятия, исполнения бюджета и контроля за ним; принятия государством иных нормативно-правовых актов в экономической сфере; денежной эмиссии и поддержания порядка в финансовой и экономической сфере; предоставления кредитов, льгот и т.д. Близкой к финансово-экономической является налоговая функция (государство устанавливает и собирает налоги с физических и юридических лиц, находящихся на его территории). Под функцией социальной защиты подразумевается государственная помощь и обеспечение приемлемого уровня жизни инвалидам, сиротам, матерям и малолетним детям, иным категориям граждан, нуждающихся в государственной поддержке. Культурная (культурно-просветительская) функция выражается в поддержке государством музейного дела, библиотек, театра, кино, музыки, искусства, средств массовой информации, образования. Осуществляя экологическую функцию, государство: устанавливает нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в биосфере и следит за их выполнением; устанавливает режим природопользования (использования лесов, водных ресурсов, правила и сроки охоты и т.д.), принимает иные меры по охране окружающей природной среды; применяет меры государственного воздействия к нарушителям.
Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач. Ими являются: функция обороны страны и поддержания мирового порядка; внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество. Оборона страны обеспечивается: наличием эффективных вооруженных сил; наличием необходимого числа вооружения и боеприпасов; наличием оборонной инфраструктуры; иными средствами. В условиях мирного сосуществования на первый план выходит функция поддержания мирового правопорядка, которая осуществляется путем: участия в деятельности международных организаций (ООН, ОБСЕ); членства в оборонительных военных союзах; подписания и соблюдения международных договоров и конвенций, направленных на обеспечение мира (о нераспространении ядерного оружия, о запрещении химического оружия, о запрещении наземных ядерных взрывов и т.д.); выдвижения мирных инициатив; участия в урегулировании региональных конфликтов. К числу внешних функций можно также отнести и функцию экологическую.
3. По сферам общественной жизни: политические, экономические, социальные, духовные (идеологические).
4. По способу осуществления: регулятивные и охранительные.
5. По продолжительности действия: постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решение определенной задачи, как правило, имеющие чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийных бедствий).
6. По территориальному масштабу: в федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации; в унитарном государстве – это функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства; в конфедерации – это координирующая функция всего сообществ<