Конституционные обязанности человека и гражданина

Обязанности – это составная часть правового статуса личности. Обязанности человека могут быть весьма неоднородными, они зависят от социального статуса, профессиональной деятельности и пр. (семейные или служебные, которые у разных людей могут быть различными). Однако конституцией закрепляются универсальные – конституционные обязанности, распространяющиеся на всех. Основной принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции РФ – это равенство обязанностей граждан России. То есть ни один гражданин не может освобождаться или уклоняться от своих конституционных обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

К конституционным обязанностям относятся следующие.

Соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции) – это всеобщее правило, вытекающее из принципа верховенства права и являющееся необходимым условием существования правового государства.

Уважение прав других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции) – является фундаментальной основой правопорядка. Основной принцип – права человека заканчиваются там, где начинаются права других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закрепляют, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Получение основного общего образования. Ч. 4 ст. 43 Конституции закрепляют, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции). Важность налогов в том, что за счет средств налогоплательщиков содержится само государство и его органы.

Забота о памятниках истории и культуры. Ч. 3 ст. 44 Конституции установлено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Сохранение природы и окружающей среды, а также бережное отношение к природным богатствам закреплено ст. 58 Конституции.

Защита Отечества (ст. 59 Конституции). Следует различать понятия «защита Отечества» и «несение военной службы». Защита Отечества предполагает обязанность граждан России, способных носить оружие оказывать вооруженное сопротивление агрессору, в случае нападения на страну. Несение военной службы касается не всех, а только граждан России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющих освобождения или отсрочки от призыва и возможно как в военное, так и в мирное время.

Ограничения прав и свобод

Ограничение прав и свобод человека возможно только федеральным законом и только для достижения конституционно значимых целей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так как ограничения прав реализуют органы исполнительной власти (полиция, служба исполнения наказаний и пр.), для избегания произвола с их стороны, эти органы не должны принимать акты, в соответствии с которыми они сами же будут реализовывать ограничение права граждан. Иначе они неминуемо постепенно лишат человека всех его прав. В то же время в целях ограничения произвола законодателя Конституция закрепляет перечень оснований для принятия соответствующих законов. То есть и законодатель здесь не свободен и не может безосновательно ограничивать права.

Наибольший объем ограничений прав и свобод возможен в условиях чрезвычайного и военного положений.

В соответствие с ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

1) Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2) Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации и обнародуется.

После обнародования Указа Президента члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа Президента рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования Указа Президента, рассматривает вопрос об утверждении этого Указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток (однако, возможны продления). По истечении установленного срока, чрезвычайное положение считается прекращенным.

Указом Президента о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Создание чрезвычайных судов – запрещается.

Согласно ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются Указом Президента России о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе. В Указе Президента о введении военного положения должны быть определены:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

- дата и время, с которых начинает действовать военное положение;

- границы территории, на которой вводится военное положение.

Указ Президента о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию и передается на утверждение Совета Федерации.

Вопрос об утверждении Указа Президента о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее указанного срока.

Решение об утверждении Указа Президента принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

Указ Президента не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны важных государственных и специальных объектов;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

6) привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление специальным органам власти права осуществлять проверку документов, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;

14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

18) введение в органах власти и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.

В период действия военного положения нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:

1) выполнять требования органов власти и военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, и военные комиссариаты;

3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях органов власти и военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

4) участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Военное положение отменяется Указом Президента Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусматривается так же режим контртеррористической операции (КТО). Введение данного режима предусматривает применение на территории целого ряда специальных мер: проверка у физических лиц документов, а в случае их отсутствия – доставление лиц в компетентные органы для установления личности; ведение контроля телефонных переговоров и иной информации; приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи; временное отселение физических лиц в безопасные районы; беспрепятственное проникновение лиц, проводящих КТО, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки; ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности; и др.

Согласно ч. 3 ст. 56 Конституции не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (достоинство личности), ч. 1 ст. 23 (право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени), 24 (возможность каждого ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы), 28 (свобода совести, свобода вероисповедания), ч. 1 ст. 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), ч. 1 ст. 40 (право на жилище), ст.ст. 46-54 (права в сфере судебной защиты) Конституции Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте поколения прав человека.

2. В чем разница между правами и свободами?

3. Чем отличаются права человека и права гражданина?

4. Назовите основные международно-правовые акты в сфере прав человека.

5. Перечислите конституционные обязанности человека.

6. Какова процедура ввода чрезвычайного положения?

7. Допускается ли создание чрезвычайных судов?

Темы рефератов

1. Конституционно-правовые аспекты равенства прав и свобод человека.

2. Естественные и позитивные права человека.

3. Соотношения прав человека и гражданина.

4. Конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

5. Защита Отечества и военная служба.

6. Конституционные обязанности человека и гражданина.

7. Конституционные и неконституционные ограничения прав и свобод.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г.). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. М., 1996.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. М., 1996.

5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. // Действующее международное право. М., 1996.

6. Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 26 декабря 1991г. № 52. Ст. 1865.

7. Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1997 г. № 9. Ст. 1011.

8. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. № 5. Ст. 375.

9. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г. № 23. Ст. 2277.

10. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в редакции от 9 февраля 2009 г.) // Ведомости РФ от 1993 г. № 19. Ст.685.

11. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в редакции от 24 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г. № 19. Ст. 2060.

12. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г. №5242-1 (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г. № 32. Ст.1227; Собрание законодательства Российской Федерации от 2004 г. № 45. Ст. 4377.

13. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г. № 13. Ст. 1485.

14. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002 г. № 30. Ст. 3032.

15. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в редакции от 28 июня 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 11. Ст. 1146.

16. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991г. № 1920-I «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 26 декабря 1991г. № 52. Ст. 1865.

17. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

18. Глушкова С. И. Права человека в России: учеб. пособие. – М.: Юрист, 2005, - 494 с.

19. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: Норма, 2007. – 591 с.

20. Комкова, Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. / Г. Н. Комкова. – Саратов: Изд. Саратовского университета, 2002. – 152 с.

21. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2013. – 464 с.

22. Крусс, В. И. Теория конституционного правопользования. / В. И. Крусс. – М. Норма, 2007. – 752с.

23. Крылов, Б. С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве / Б. С. Крылов // Журнал российского права. М. № 11. 2002.

24. Малько, А. В., Субочев, В. В. Личность, общество и государство: проблемы гармонизации интересов / А. В. Малько, В. В. Субочев // Право законодательство личность. Сборник научных трудов. Изд. ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Саратов. Вып. 3. 2008. 242 с.

25. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. Ред. В. В. Лазарев. – М. 2001.

26. Нескородов, Б. Н. О взаимных правах и обязанностях граждан и государства в укреплении доверия к власти со стороны общества / Б. Н. Нескородов // Гражданин и право. – 2008 г. - № 1.

27. Опалева, С. А. Права человека и конституционно-правовое регулирование их допустимого ограничения / С. А. Опалева // Гражданин и право. – 2006 г. - № 3.

28. Общая теория прав человека. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор Лукашева Е. А. – М.: Издательство норма, 1996. – 520 с.

29. Пальцев, Е. С. Границы свободы слова журналиста в контексте статьи 23 Конституции РФ / Е.С. Пальцев // Законодательство и экономика. – 2008 г. - № 7.

30. Фатеев, К. В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов / К. В. Фатеев // Право в Вооруженных Силах. – 2008 г. - № 8.

31. Эбзеев, Б. С. Индивидуальное и коллективное в организме социума: объективные основания и отражение в Конституции / Б. С. Эбзеев // Конституционное развитие России. – Саратов, 2008. Вып. 9. – 240 с.

32. Нестеровский, Н. Судебная защита прав и свобод гражданина. / Н. Нестеровский // Закон и право. 2009 г. № 4.

33. Валеев, Р. Права человека как мера вещей. / Р. Валеев // Закон и право. 2009 г. № 4.

Наши рекомендации