Конституционные обязанности человека и гражданина
Обязанности – это составная часть правового статуса личности. Обязанности человека могут быть весьма неоднородными, они зависят от социального статуса, профессиональной деятельности и пр. (семейные или служебные, которые у разных людей могут быть различными). Однако конституцией закрепляются универсальные – конституционные обязанности, распространяющиеся на всех. Основной принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции РФ – это равенство обязанностей граждан России. То есть ни один гражданин не может освобождаться или уклоняться от своих конституционных обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.
К конституционным обязанностям относятся следующие.
Соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции) – это всеобщее правило, вытекающее из принципа верховенства права и являющееся необходимым условием существования правового государства.
Уважение прав других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции) – является фундаментальной основой правопорядка. Основной принцип – права человека заканчиваются там, где начинаются права других лиц.
Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закрепляют, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Получение основного общего образования. Ч. 4 ст. 43 Конституции закрепляют, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции). Важность налогов в том, что за счет средств налогоплательщиков содержится само государство и его органы.
Забота о памятниках истории и культуры. Ч. 3 ст. 44 Конституции установлено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Сохранение природы и окружающей среды, а также бережное отношение к природным богатствам закреплено ст. 58 Конституции.
Защита Отечества (ст. 59 Конституции). Следует различать понятия «защита Отечества» и «несение военной службы». Защита Отечества предполагает обязанность граждан России, способных носить оружие оказывать вооруженное сопротивление агрессору, в случае нападения на страну. Несение военной службы касается не всех, а только граждан России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющих освобождения или отсрочки от призыва и возможно как в военное, так и в мирное время.
Ограничения прав и свобод
Ограничение прав и свобод человека возможно только федеральным законом и только для достижения конституционно значимых целей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так как ограничения прав реализуют органы исполнительной власти (полиция, служба исполнения наказаний и пр.), для избегания произвола с их стороны, эти органы не должны принимать акты, в соответствии с которыми они сами же будут реализовывать ограничение права граждан. Иначе они неминуемо постепенно лишат человека всех его прав. В то же время в целях ограничения произвола законодателя Конституция закрепляет перечень оснований для принятия соответствующих законов. То есть и законодатель здесь не свободен и не может безосновательно ограничивать права.
Наибольший объем ограничений прав и свобод возможен в условиях чрезвычайного и военного положений.
В соответствие с ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
1) Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2) Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации и обнародуется.
После обнародования Указа Президента члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа Президента рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования Указа Президента, рассматривает вопрос об утверждении этого Указа и принимает соответствующее постановление.
Указ Президента о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток (однако, возможны продления). По истечении установленного срока, чрезвычайное положение считается прекращенным.
Указом Президента о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
Создание чрезвычайных судов – запрещается.
Согласно ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются Указом Президента России о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.
Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе. В Указе Президента о введении военного положения должны быть определены:
- обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
- дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
- границы территории, на которой вводится военное положение.
Указ Президента о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию и передается на утверждение Совета Федерации.
Вопрос об утверждении Указа Президента о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.
В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее указанного срока.
Решение об утверждении Указа Президента принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.
Указ Президента не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны важных государственных и специальных объектов;
2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
6) привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление специальным органам власти права осуществлять проверку документов, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;
14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;
17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
18) введение в органах власти и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
В период действия военного положения нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.
Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:
1) выполнять требования органов власти и военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;
2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, и военные комиссариаты;
3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях органов власти и военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;
4) участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, вступать в специальные формирования;
5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.
Военное положение отменяется Указом Президента Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусматривается так же режим контртеррористической операции (КТО). Введение данного режима предусматривает применение на территории целого ряда специальных мер: проверка у физических лиц документов, а в случае их отсутствия – доставление лиц в компетентные органы для установления личности; ведение контроля телефонных переговоров и иной информации; приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи; временное отселение физических лиц в безопасные районы; беспрепятственное проникновение лиц, проводящих КТО, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки; ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности; и др.
Согласно ч. 3 ст. 56 Конституции не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (достоинство личности), ч. 1 ст. 23 (право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени), 24 (возможность каждого ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы), 28 (свобода совести, свобода вероисповедания), ч. 1 ст. 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), ч. 1 ст. 40 (право на жилище), ст.ст. 46-54 (права в сфере судебной защиты) Конституции Российской Федерации.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте поколения прав человека.
2. В чем разница между правами и свободами?
3. Чем отличаются права человека и права гражданина?
4. Назовите основные международно-правовые акты в сфере прав человека.
5. Перечислите конституционные обязанности человека.
6. Какова процедура ввода чрезвычайного положения?
7. Допускается ли создание чрезвычайных судов?
Темы рефератов
1. Конституционно-правовые аспекты равенства прав и свобод человека.
2. Естественные и позитивные права человека.
3. Соотношения прав человека и гражданина.
4. Конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
5. Защита Отечества и военная служба.
6. Конституционные обязанности человека и гражданина.
7. Конституционные и неконституционные ограничения прав и свобод.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г.). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. М., 1996.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. М., 1996.
5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. // Действующее международное право. М., 1996.
6. Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 26 декабря 1991г. № 52. Ст. 1865.
7. Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1997 г. № 9. Ст. 1011.
8. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. № 5. Ст. 375.
9. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г. № 23. Ст. 2277.
10. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в редакции от 9 февраля 2009 г.) // Ведомости РФ от 1993 г. № 19. Ст.685.
11. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в редакции от 24 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г. № 19. Ст. 2060.
12. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г. №5242-1 (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г. № 32. Ст.1227; Собрание законодательства Российской Федерации от 2004 г. № 45. Ст. 4377.
13. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г. № 13. Ст. 1485.
14. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002 г. № 30. Ст. 3032.
15. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в редакции от 28 июня 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 11. Ст. 1146.
16. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991г. № 1920-I «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 26 декабря 1991г. № 52. Ст. 1865.
17. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.
18. Глушкова С. И. Права человека в России: учеб. пособие. – М.: Юрист, 2005, - 494 с.
19. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: Норма, 2007. – 591 с.
20. Комкова, Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. / Г. Н. Комкова. – Саратов: Изд. Саратовского университета, 2002. – 152 с.
21. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2013. – 464 с.
22. Крусс, В. И. Теория конституционного правопользования. / В. И. Крусс. – М. Норма, 2007. – 752с.
23. Крылов, Б. С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве / Б. С. Крылов // Журнал российского права. М. № 11. 2002.
24. Малько, А. В., Субочев, В. В. Личность, общество и государство: проблемы гармонизации интересов / А. В. Малько, В. В. Субочев // Право законодательство личность. Сборник научных трудов. Изд. ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Саратов. Вып. 3. 2008. 242 с.
25. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. Ред. В. В. Лазарев. – М. 2001.
26. Нескородов, Б. Н. О взаимных правах и обязанностях граждан и государства в укреплении доверия к власти со стороны общества / Б. Н. Нескородов // Гражданин и право. – 2008 г. - № 1.
27. Опалева, С. А. Права человека и конституционно-правовое регулирование их допустимого ограничения / С. А. Опалева // Гражданин и право. – 2006 г. - № 3.
28. Общая теория прав человека. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор Лукашева Е. А. – М.: Издательство норма, 1996. – 520 с.
29. Пальцев, Е. С. Границы свободы слова журналиста в контексте статьи 23 Конституции РФ / Е.С. Пальцев // Законодательство и экономика. – 2008 г. - № 7.
30. Фатеев, К. В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов / К. В. Фатеев // Право в Вооруженных Силах. – 2008 г. - № 8.
31. Эбзеев, Б. С. Индивидуальное и коллективное в организме социума: объективные основания и отражение в Конституции / Б. С. Эбзеев // Конституционное развитие России. – Саратов, 2008. Вып. 9. – 240 с.
32. Нестеровский, Н. Судебная защита прав и свобод гражданина. / Н. Нестеровский // Закон и право. 2009 г. № 4.
33. Валеев, Р. Права человека как мера вещей. / Р. Валеев // Закон и право. 2009 г. № 4.