Создание государственного архива РСФСР.

Другим направлением работы нового руководства Главархива стала реорганизация секционного деления ЕГАФ. 17 сентября 1920 г. на заседании Коллегии Главархива было принято решение об организации новой структурной единицы – «Для хранения важнейших документов РСФСР, а также наиболее ценных исторических материалов предшествующих режимов, учреждается Государственный архив РСФСР».

В составе Госархива РСФСР было образовано четыре отделения.

Первое отделение. Древлехранилище, содержащее материалы по внешней и внутренней политике России с древнейших времен до XVIII в.

Второе отделение. Хранилище государственных документов новой русской истории (XIX – начало XX в., до 1 марта 1917 г.)

Третье отделение. Хранилище документов истории революции и общественного движения (до 1 марта 1917 г.)

Четвертое отделение. Архив Октябрьской (пролетарской) революции, содержащий документы после 1 марта 1917 г.

Первым управляющим Госархива РСФСР был назначен В.В. Адоратский.

Непосредственно с работой четвертого отделения была связана деятельность Истпарта – Комиссия для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории Российской коммунистической партии, которая была создана 21 сентября 1920 г.

Возложенные на Истпарт задача по собиранию и изучению документов Октябрьской революции решалась им совместно с Главархивом. Но функции были разграничены: Истпарт занимался собиранием, изучением и изданием материалов по истории Октябрьской революции и РКП(б), а Главархив организует их хранение и научно-техническую обработку. Но если учесть, что секретарем Истпарта был В.В. Адоратский, близкий соратник Покровского, то работе Истпарта придавалось особое значение. Оба руководителя Главархива объявили приоритетным «ударным» направлением работы обработку именно историко-революционных материалов и документов пост революционного периода, которые и составили в последующем Политическую секцию ЕГАФ. Позднее – в декабре 1921 года – Истпарт преобразовали в отдел ЦК РКП (б). Уже в апреле 1924 г. объявили о создании самостоятельного архива Истпарта. К 1929 г. окончательно оформилась абсолютно самостоятельная многоступенчатая система партийных архивов с Центральным партийным архивом во главе и десятками укрупненных архивов при Истпарт на местах.

Ряд современных историков-архивистов, в числе которых Т.И. Хорхордина считают, что истинные причины политизации архивов крылись в следующем. Дело в том, что уже в начале 1920-х гг. в связи с болезнью В.И. Ленина и обострившейся борьбой за власть в партийном руководстве, архивные документы стали действительно важным политическим оружием, но не столько против классовых врагов и мирового капитализма, сколько во внутрипартийной борьбе. Набиравший силу Сталин и его окружение стремились изъять из сферы свободного доступа все документы, касавшиеся недавнего прошлого партии большевиков. Одним из первых, о необходимости такого изъятия заявил Л.Троцкий, заметивший, что в руках политически ловкого дельца «…архивный документ, может превратиться в тот камень, которым Давид убил Голиафа». Надо заметить, что от самого Троцкого в ноябре 1924 г., Сталин избавился именно с помощью архивного документа – процитировал «нужные места» из письма Льва Давыдовича на пленуме ВЦСПС. Письмо, написанное еще в 1913 г. в минуту раздражения, в 1924 г. воспринималось иначе: «Ленин – мастер дрянной склоки», «профессиональный эксплуататор всякой отсталости в русском рабочем движении». Троцкий пытался обратить внимание членов партии на лицемерие Сталина, указывая в своем письме в ЦК, что на словах «тов. Сталин против «обращений к прошлому», но инициатива таких обращений целиком на его стороне».

Таким образом, именно с приходом Покровского «централизация» архивного дела стала пониматься как полная подчиненность архивной отрасли не научным интересам, а интересам ЦК партии.

14 июля 1921 г. ВЦИК издал декрет «О взаимоотношениях между Главным управлением архивным делом и архивными учреждениями автономных республик» По декрету во всех автономных республиках РСФСР создавались центральные управления архивным делом. В отличие от губернских архивных учреждений, Центральные архивные управления автономной республики ведали архивными фондами и материалами в учреждениях, переходящих в ведение этих республик. Материалы общефедерального характера или копировались и копии пересылались в центр, или они образовывали особые отделы.

К 1925 г. в РСФСР было уже создано 10 центральных управлений архивным делом в автономных республиках – в Башкирской, Бурят-монгольской, Дагестанской, Карельской, Казахской, Крымской, немцев Поволжья, Татарской, Чувашской, Якутской. В автономных областях также были созданы архивные бюро.

Наши рекомендации