Политический строй при первых Романовых. Начало формирования абсолютизма в России.

Первый из Романовых - Михаил (1596 - 1645) - вступил на престол в возрасте 16 лет. Он стал царем по воле и решению Земского собора. Почему выбор пал на него? Исследователи утверждают, что, по всей видимости, решающую роль в выборе Михаила имело три обстоятельства. Он не был замешан ни в одной авантюре Смутного времени, репутация его была чиста. Поэтому кандидатура его устраивала всех. К тому же Михаил был молод, неопытен, тих и скромен. Многие из приближенных ко двору бояр и дворян надеялись на то, что царь будет послушен их воле.

Наконец, учитывались и родственные связи Романовых с Рюриковичами: Михаил приходился двоюродным племянником последнему царю из династии Рюриковичей Федору Ивановичу. В глазах современников эти родственные связи значили очень много. Они подчеркивали «богоугодность государя», законность его восшествия на престол.

Внутреннее и внешнее положение государства в начале царствования Михаила было тяжелым. Разоренная страна, северо- запад которой занят шведами, западные земли - поляками. Продолжаются набеги крымских татар.

За сравнительно короткий срок царствования Михаила (1613 - 1645 годы) правительство смогло решить ряд труднейших задач: вернуть многие исконно русские земли, примирить враждующие группировки, наладить хозяйственную жизнь.

И современники, и историки не приписывают эти успехи каким- то выдающимся личным качествам Михаила: решительности, наличию глубокого ума, знаний. Напротив, все единодушно подчеркивают его заурядность, мягкость, доброту и даже слабодушие.

Очевидно, в стране, раздираемой распрями в течение долгого времени, для успокоения и стабильности требовался человек спокойный, не ищущий нового, не способный к крайним мерам, резким изменениям, преобразованиям.

Второго царя из Романовых - Алексея Михайловича (1629 - 1676) - современники и исследователи называли «тишайшим». Однако царствование его (1645 - 1676), наполненное восстаниями и бунтами, войнами и преобразованиями, тихим не было. И характер государя - вспыльчивый, противоречивый, восприимчивый ко всему новому - тоже не подходит к этому определению.

Некоторые историки объясняют значение слова «тишайший» в после-Смутное время как противопоставление «мятежу». «Тишайший монарх» - это царь, который умеет поддерживать порядок. Этой характеристике вполне соответствует его политика.

Исследователи отмечают склонность Алексея Михайловича к компромиссу. Многие события его царствования (московское восстание 1648 г.; частичное удовлетворение требований дворянства и посадских людей Соборным уложением 1649 г.; учреждение Тайного приказа с сохранением Боярской думы; введение полков иноземного строя наряду со стрелецкими полками: борьба за Украину и компромисс с Речью Посполитой и т.д.) подтверждают это. Именно Алексей Михайлович своими преобразованиями, неспешными, не нарушающими традиционных основ российской действительности заложил фундамент всеобщих реформ первой четверти XVIII века.

После смерти Алексея Михайловича на престол был возведен 14-летний Федор (1661 - 1682), который был болезненным и слабым, активного участия в государственных делах не принимал. Все короткое его царствование (1676 - 1682) было наполнено интригами, борьбой придворных группировок, которая еще более обострилась после смерти Федора.

Но даже эта околотронная борьба не нарушила зародившейся при первых Романовых общей тенденции развития государственной системы - усиления централизации государственной власти, формирования абсолютизма.

Формально власть российских государей и ранее была самодержавна, неограниченна. Однако в XVI и в первой половине XVII века она таковой была далеко не всегда.

Традиционно московские государи управляли страной с помощью Боярской думы и вынуждены были считаться с мнением заседавших в ней бояр.

Кроме этого, со второй половины XVI века начали созываться Земские соборы, ознаменовавшие собой начало складывания в России сословно-представительной монархии.

Роль Земских соборов возросла в годы Смуты, но еще более - в начале царствования Михаила Романова.

По документам известно, что за время царствования Михаила было до 10 созывов Земского собора, который рассматривал даже текущие государственные вопросы. Совершенно очевидно, что в той обстановке, которая сложилась после Смуты в России, авторитарная власть была обречена на провал; царь, нареченный народной волей, должен был и править при содействии земского представительства.

В новом способе управления страной отразилось понимание Михаилом и его окружением ситуации в стране.

Постепенно страна оправилась от потрясений Смутного времени. При Алексее Михайловиче роль Земских соборов в жизни государства уменьшается. В 1648 - 1649 и 1651 - 1653 годах состоялись последние соборы. Крепнувшая самодержавная власть больше не нуждалась в поддержке сословно-представительного органа.

В XVII веке претерпевает изменения и Боярская дума. Аристократический характер ее сохранился, однако в Думу попадало все большее количество дворян и дьяков, а в среду бояр - родственников царя, фаворитов. Растет и численность Думы. В 70-е годы в нее входило более 70 членов, что делало ее работу затруднительной.

В итоге роль Боярской думы в государстве постепенно уменьшается. Наряду с ней при царе существует так называемая «ближняя» или «тайная» дума из узкого круга особо приближенных вельмож для решения текущих вопросов. В полном составе Дума почти не собирается.

В XVII веке с усложнением и оживлением государственной, хозяйственной жизни стала более разветвленной и громоздкой система приказов. Росло их число. На протяжении XVII века действовало до 80 постоянных и временных приказов. Функции их часто пересекались, что не способствовало четкости управления, выросла численность чиновников в них: в середине века насчитывалось 837 приказных, в конце - 2739. Приказная система с трудом поддавалась контролю верховной власти.

Стремясь поправить дело, правительство предпринимает различные меры - слияние и реорганизацию некоторых приказов: объединение их в группы; подчинение нескольких приказов одному лицу. В середине столетия был создан Приказ тайных дел для контроля за деятельностью других приказов.

Эти меры были направлены на бюрократическую централизацию страны. Но приказную систему они коренным образом не изменили.

Централизации способствовали и изменения организации местного управления в уездах и городах.

В начале XVII века, в Смуту, на смену местному самоуправлению, введенному при Иване IV, пришло воеводское правление. Воеводы, посылаемые из Москвы, занимались и военными, и гражданскими делами на местах. При широкой компетенции воеводской власти надзор за ней из центра был затруднителен ввиду обширности российской территории, где существовало более 250 уездов. Размеры их (особенно в восточных районах) были очень велики. Это вызвало формирование в XVII веке более крупных территориально-административных единиц - разрядов, в которых объединялись несколько уездов под властью одного воеводы.

Общая тенденция к усилению централизации проявилась и в организации вооруженных сил.

Русское войско со времен Ивана IV формировалось из служилых людей «по отечеству» и «по прибору». Дворяне «по отечеству» должны были являться на службу дважды в год (на учения) или в военные походы со своими вооруженными слугами. Сбор дворянского ополчения в XVII веке становился все более затруднительным. Многие служилые люди уклонялись от выполнения своих военных обязанностей. Возрастали их требования получения земель под условия несения службы.

Постоянный характер воинских частей имели стрелецкие полки, а также другие, набираемые «по прибору» отряды: пушкари, городовые казаки, жившие с семьями в своих домах в специально отведенных слободах, получавшие от правительства земельные наделы, частью же занимавшиеся и торговлей, и разными ремеслами.

Совмещение государевой службы с другими занятиями, очевидно, неблаготворно влияло на боеспособность русского войска. В XVII веке стрелецкие полки часто показывали свою несостоятельность в столкновениях с западными соседями.

С 1630 года началось создание полков регулярного строя, куда на добровольных началах вступали свободные люди и казаки. Прибегало правительство и к принудительным наборам «даточных людей». Так появились солдатские, рейтарские и драгунские полки нового строя. Большинство офицеров этих полков было иностранцами.

К концу столетия полки иноземного строя стали играть все большую роль в системе организации вооруженных сил русского государства. К 1681 году в стране насчитывалось свыше 60 тыс. солдат, около 30 тыс. рейтар; стрельцов - 50 тыс. и лишь около 16 тыс. дворян и детей боярских на военной службе.

Однако содержать все полки регулярного строя правительству было не под силу, поэтому собирались они только на время войн, а после окончания войны - полностью или частично распускались.

В 60-х годах XVII века в селе Дединове, под Коломной, была предпринята попытка строительства кораблей, предназначавшихся для плавания по Волге и Каспийскому морю. В строительстве первого русского военного корабля «Орел» участвовали голландцы, приглашенные правительством для обучения русских кораблестроению.

С реорганизацией армии, с возрастанием роли чиновников, служилых незнатных людей в управлении государством серьезной помехой в укреплении самодержавной власти становится местничество. Не случайно уже Михаил предпринимает попытки его ликвидировать, начав с запрета местнических споров в двух основных полках, Передовом и Сторожевом, и среди дипломатических лиц.

В 1682 году при Федоре Алексеевиче местничество было отменено окончательно.

Наши рекомендации