Марксистская (классово-материалистическая) теория

В наиболее полном виде исторический анализ причин возникновения государства сделан Ф. Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", написанной с учётом того исторического и политического материала, которым он располагал в своё время и где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своём развитии.

"Общеизвестно, что государство существовало не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй - древний тип коллективного производства - пишет Ф. Энгельс. - Характер собственности был общим, орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение результатов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была естественным состоянием первобытного общества".

Формой социальной организации в тот период был род, причём не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящих от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.

Первобытнообщинный строй последовательно проходит несколько этапов в своём развитии, причём только на определённом этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.

В первоначальном виде родоплеменная организация была властью осуществляемой в интересах всего общества. Её воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как "первых среди равных", глава рода, племени, по старшинству получивших право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.

Особенность первобытнообщинного строя состояла в том, что в нём не было частной собственности, не было господства и подчинения, не было эксплуататоров и эксплуатируемых. Однако, как писал Ф. Энгельс этому розовому "детству человеческого рода" суждено было существовать не вечно. На определённой стадии общественного развития совершенствование земледелия и скотоводства приводит к тому, что эти два попутных и тесно связанных вида занятий первобытного рода отделяются друг от друга. Начинается простейшая специализация производства: пастушьи племена отделяются от земледельческих. В одних условиях было лучше, легче заниматься скотоводством, в других - земледелием. Специализация приводит к тому, что начинается относительное перепроизводство, например мяса скотоводческими племенами, а хлеба земледельческими. В то же время у одного племени отсутствует хлеб, у другого мясо. Появляется необходимость в обмене продуктов. Обмен же возможен лишь в условиях, когда есть что менять. Значит, требуется большое количество пригодных к обмену продуктов. Теперь захваченных в плен людей из враждебного племени не едят и не убивают, а заставляют работать, производить продукты. Это, в свою очередь, приводит к накоплению богатства в одних руках, к возникновению собственности, появляется надобность в охране богатства.

Развитие, совершенствование производства идет не только в области земледелия и скотоводства. В связи с открытием бронзы, железа, плавки металлов развивается ремесло, - появляются люди, специальностью которых является ремесленничество: кузнецы, гончарники и т.п.

Появление ремесла означает второе крупное разделение труда (первым было отделение пастушеских племён от земледельческих). Наличие отдельных пастушьих, земледельческих и ремесленнических видов деятельности приводит к появлению новой группы людей - торговцев, т.е. лиц, занимающихся обменом производимой продукции. Это свидетельствует о новом третьем разделении труда. Таким образом, развитие человеческого общества неизбежно ведёт к образованию частной собственности, поскольку излишки производимой продукции не потребляются сразу, а остаются, и остаются они, скорее всего, в руках старейшин, вождей, военачальников.

Кроме того, появление торговцев свидетельствует о появлении класса не производящего, который, по словам Энгельса, становится неустранимым посредником между производителями.

Родовая организация жизни общества становится уже непригодной. Прежние институты власти - выборные вожди, старейшины, собрания - уступают место имущественной знати, т.е. тем лицам, которые имеют большее количество скота, земли, рабов. Правда многие из имущественной знати - это бывшая родовая знать, но теперь они не просто вожди, старейшины, а ещё и собственники имущества, которые не хотят его делить с остальными. Теперь имущество поступает в распоряжение не всего рода, а главным образом становится собственностью вождей, старейшин, имущественной знати. Появляется собственность и появляются классы, т.е. группы людей имущие и неимущие, из которых одна группа может присваивать труд и его результаты другой. В таких условиях родовая организация не отвечала интересам тех, в чьих руках было богатство, рабы, скот, земля. Появилась необходимость в создании новой организации устройства общества, которая бы более эффективно обеспечивала защиту интересов богатого слоя людей, обеспечивала бы твёрдые условия охраны собственности и эксплуатации людей. Такой организацией явилось государство - орудие власти, организация для поддержания классового господства. Таким образом, согласно теории марксизма, государство является следствием следующих трёх основных причин:

1) разделение труда;

2) возникновение частной собственности на средства производства;

3) раскол общества на антагонистические классы.

Непосредственной же причиной является непримиримость классовых противоречий эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

В.И. Ленин прямо подчёркивал, что "государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и постольку происходит раскол общества на классы"*(11). Одновременно с государством возникает и право, т.е. нормы, регулирующие общественную жизнь в интересах господствующего класса, в отличие от обычаев, регулировавших отношения в интересах всего рода.

С расколом общества на классы обычаи уже не удовлетворяют эксплуататорский класс. Теперь уже если и используются некоторые из них, то только такие, которые служат интересам господствующего класса. Господствующий класс не может одинаково, безразлично относиться ко всем существующим обычаям. Он стремится сохранить только те, которые служат удовлетворению его классовых интересов.

Однако с развитием общества становится очевидным, что обычаев "не хватает" на все случаи жизни, что возникают отношения, которые следует закрепить в интересах господствующего класса, например, правило согласно которому нельзя брать собственность другого. Этот класс создаёт правила поведения, выгодные и угодные ему. Причём такие правила поведения издаются от имени государства и, стало быть, распространяются на всех лиц, проживающих на территории государства. Т.е. появляется право - система норм (правил поведения), санкционированных либо установленных государственной властью, охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата.

Контрольные вопросы:

1. Каковы характерные особенности власти в первобытном обществе?

2. Какими правилами регулировались отношения в первобытном обществе?

3. Назовите главные причины возникновения государства и права?

4. Раскройте содержание основных теорий происхождения государства и права?

Литература:

1. Алексеев В.Б., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

2. Аннерс Э. История европейского права. М., 1993.

3. Каманина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2008.

4. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

5. Венгеров А.Б. Значение археологии для юридической науки. Сов. гос. право. 1993. N 3.

6. Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч. Т. 39.

7. Грачев Н.И. Происхождение суверенитета. СПб., 2009.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 21.

Наши рекомендации