Для экзаменов и зачетов по политологии

1. Предмет политологии, ее функции и методы.

2. Место политологии в системе общественных наук. Понятийный аппарат политологии.

3. Прикладная и сравнительная политология.

4. Основные этапы развития политологии.

5. Политическая мысль Древнего мира и эпохи средневековья.

6. Политическая мысль эпохи Возрождения и Просвещения.

7. Политические идеи конца XYIII - начала XX вв.

8. Российская политическая мысль X-XYIII вв. Славянофилы и западники.

9. Политическая мысль в России в XIX - начале XX в.

10. Бихевиоризм и необихевиоризм.

11. Зарубежные политологические школы.

12. Понятие, содержание и виды политики.

13. Политическая жизнь общества. Место и роль политики в жизни общества.

14. Политика и экономика, их соотношение в различных политических режимах.

15. Политика и мораль. Цели политики и средства их достижения.

16. Политические интересы.

17. Политические отношения. Общечеловеческое и классовое в политике.

18. Политика как система деятельности.

19. Субъекты и объекты политики.

20. Человек как субъект и объект политики.

21. Политическая социализация и политическая структура человека.

22. Формы и способы участия граждан в политике.

23. Политическая власть: общественная сущность и типология.

24. Механизмы осуществления политической власти.

25. Система власти в Нижегородской области.

26. Роль лоббизма в политике.

27. Формы, методы и особенности российского лоббизма.

28. Теория политических элит.

29. Характеристика правящей элиты России.

30. Политическое лидерство.

31. Механизм осуществления политического лидерства.

32. Демократия и ее основные ценности.

33. Современные модели демократии.

34. Тоталитаризм и авторитаризм как антиподы демократии.

35. Теория политических систем.

36. Демократические политические режимы.

37. Недемократические политические режимы.

38. Политическая система и политический режим России.

39. Государство - основной институт политической системы.

40. Типы государств, их эволюция в современных условиях.

41. Проблемы формирования правового государства в России.

42. Гражданское общество: становление и качественные характеристики.

43. Институты гражданского общества. Группы давления.

44. Проблемы перехода России от тоталитаризма к демократии.

45. Политические партии: понятие, сущность, классификация.

46. Общественно-политические движения.

47. Становление многопартийности в России.

48. Политические конфликты и кризисы.

49. Методы предотвращения и преодоления политических кризисов и конфликтов.

50. Политическое сознание.

51. Политическая культура.

52. Политическая идеология: закономерности функционирования.

53. Либеральная и консервативная идеологии.

54. Коммунистическая и социал-демократическая идеологии.

55. Национализм и национал-социализм.

56. Средства массовой информации и политика.

57. Общественное мнение в политике.

58. Внешняя политика.

59. Национальные интересы.

60. Мировое сообщество как система отношений между государствами и народами.

61. Геополитика.

62. Место и роль России в современном мире.

Контрольные тесты по курсу "Политология" для студентов всех факультетов

Со времени придания в нашей стране политической науке легального, “легитимного”, статуса в высшей школе появилось множество теоретических и методологических исследований тех или иных аспектов ее предмета. Несмотря на это, преподаватель политологии испытывает явный дефицит обмена опытом по организации семинарских занятий по предмету и, в частности, проведению письменных проверок знаний, получаемых студентами. Последнее обстоятельство обуславливается, вероятно, доминированием традиционно сложившихся, “классических” форм контроля знаний в рамках семинаров: устный ответ, научное сообщение, доклад по заданной теме, степень участия в деловой игре. Столь же традиционными формами проверки в США, напротив, является тестирование, а устный контакт в системе “студент-преподаватель” в традициях американской педагогики расценивается как некоторое “ поле” для создания условий нарушения прав человека (в данном случае студента)1 . В нашу задачу не входит ни сопоставление количества плюсов и минусов письменного и устного опроса, ни абсолютизация какого-либо из них, но следует отметить очевидное: включение письменных (тестовых) заданий при проведении семинарских занятий

а) оптимизирует время последних;

б) контролирует знания всех присутствующих студентов;

в) вносит в практические занятия игровой, соревновательный момент;

г) делает проверку знаний регулярной и лишенной субъективизма.

Целью данного методического пособия является систематизация и изложение вариантов тестов, которые могут быть использованы в процессе проведения практических (семинарских) занятий по политологии для студентов дневного отделения.

Предложенные ниже вопросы и задания можно использовать как:

1. обобщающие вопросы по разделам и курсу в целом;

2. тематические (по отдельным темам семинарских занятий);

3. Тесты для самопроверки студентов в процессе подготовки к экзамену.

Пособие составлено в соответствии с тематическим учебным планом по курсу “Политология”, а также с планами семинарских и практических занятий по предмету, разработанными и утвержденными кафедрой социально-политических наук Нижегородского коммерческого института.

Вместе с тем, основой предложенных вариантов письменных работ является обобщение конкретного опыта преподавателя Тутиковой О. И. по организации и проведению семинарских занятий по политологии в период 1994-98 гг., апробация целого ряда конкретных вариантов работ, попытка выделить из них наиболее оптимальные по форме и содержанию тестовые вопросы и задания.

Автор не претендует на универсальность, неизменность в “политическом времени и пространстве”, бесспорность содержания методического пособия, однако, надеясь на то, что последнее сможет оказать некоторую пользу преподавателям политологии по организации семинарских занятий и при проведении итоговых опросов по предмету.

ТЕСТ № 1.

1. Процедура досрочного отстранения от должности президента решением парламента (предусмотренная конституционно) называется:

а) кооптирование;

б) легитимизация;

в) импичмент;

г) иногурация.

Существовали ли в новейшей политической истории прецеденты осуществления подобной процедуры (назвать страну, время, политического лидера) ?

2. Схематически изобразите структуру местных органов власти (на примере Нижегородской области) согласно действующей Конституции РФ.

3. Принцип управления, при котором приоритет власти принадлежит старейшим называется:

а) геронтократия;

б) меритократия;

в) харизма;

г) плутократия.

4. В средние века так называли людей, отступающих от традиционных религиозных догм. Сейчас так называют людей, несогласных с официальной идеологией. Варианты ответов:

а) оппозиционеры;

б) диссиденты;

в) роялисты;

г) нигилисты;

е) свой вариант.

5. Какие из ниже перечисленных государств являются конституционными монархиями:

Испания, Франция, Португалия, Норвегия, Северная Корея, Бельгия, Израиль, Канада.

6. Цитата: “Относительное постоянство, что может быть названо сердцевиной национального интереса, складывается из трех факторов: природы интереса, который должен быть защищен; политического окружения, в котом действует интерес и рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех персонажей, действующих на международной сцене...”

Вопросы:

а) какому известнейшему западному политологу принадлежат эти слова;

б) сущность какой современной внешнеполитической концепции сформулирована в них ?

7. В дословном переводе с латыни этот термин звучит как “человек, живущий на обочине”. Другими словами это:

а) маргинал;

б) люмпен;

в) диссидент;

г) неформал;

д) радикал;

е) свой вариант.

8. Кому из перечисленных ниже известнейших западных политологов принадлежит так называемая “теория авторитета”, объясняющая механизмы феномена политического лидерства:

М. Веберу, Г. Моска, Р. Михельсону, Д. Гэлбрейту, Д. Беллу, М. Дюверже.

9. Особый правовой статус государства, внешнеполитический курс которого характеризуется неучастием его в вооруженных конфликтах и в военно-политических союзах называется:

а) суверенитет;

б) паритет;

в) нейтралитет;

г) пацифизм;

д) свой вариант.

10. К формам националистической идеологии следует отнести:

(перечислить не менее пяти).

ТЕСТ № 2.

1. Определите, какие из нижеперечисленных политических структур принимают решения, прибегая к методу консенсуса (возможно несколько вариантов):

а) НАТО;

б) Государственная Дума РФ;

в) Европарламент;

г) Конституционный Суд РФ;

д) ООН.

2. Каким одним термином можно определить нижеперечисленные страны:

Чад, Либерия, Уганда, Иран, Афганистан, Бирма, Шри Ланка. Кем был введен в оборот этот термин?

3. Внимательно прочитайте цитату: “...Имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности. Во-первых, это-авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - традиционное господств, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет необыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека... Наконец,...” Ответьте на вопросы:

а) кому из выдающихся политологов ХХ века принадлежат эти слова;

б) каково, по мнению автора данной цитаты, третье основание легитимности политического лидера?

4. Целенонаправленно формируемый образ политика для повышения его реального или потенциального рейтинга называется:

а) статус;

б) имидж;

в) истэблишмент;

г) авторитет;

д) свой вариант.

5. Кому, по Вашему мнению, принадлежит авторство “железного закона олигархии”:

а) Н. Бердяеву;

б) В. И. Ленину;

в) Р. Арону;

г) Г. Моргентау;

д) свой вариант.

6. Охарактеризовать нижеперечисленные государства по следующим характеристикам:

а) форма государства;

б) политический режим;

в) административно-командное устройство.

Государства: Япония, Испания, Канада, Германия, Великобритания, Гонконг.

7. Постарайтесь определить антонимы следующих терминов, широко используемых в политологии:

диктатура -

патриотизм -

сионизм -

метрополия -

конфликт -

монархия -

8. Замените самим термином его определение: “Стремление к обособлению, являющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий”.

9. Как в политико-публицистической литературе традиционно называется период отношений между Востоком и Западом, последующий после окончания Второй Мировой войны и продолжающийся до середины 80-х годов:

а) великая депрессия;

б) “охота на ведьм”;

в) разрядка международной напряженности;

г) холодная война;

д) свой вариант.

10. В какой из нижеперечисленных стран законно регламентируется деятельность лоббистских организаций:

а) Германия;

б) Франция;

в) Испания;

г) США;

д) Россия.

ТЕСТ № 3.

1. “Сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти” - к какому понятию относится это определение?

а) к понятию “политика”;

б) к понятию “политическая система общества”;

в) к понятию “политическая партия”.

2. К. Маркс считал, что история человечества развивается по универсальной схеме, состоящей из пяти общественно-экономических формаций. По какому принципу он осуществлял это деление?

а) по уровню развития культуры;

б) по отношениям собственности;

в) по технологическим уровням.

3. Что такое тоталитаризм?

а) форма охлократии;

б) разновидность монархии;

в) одна из форм автократического государства.

4. Что означало слово “демократия у древних греков?

а) власть народа;

б) равные права;

в) равные возможности.

5. Что включает в себя понятие “политическая система общества” ?

а) партия, профсоюзы, церковь и другие государственно-политические организации и движения, преследующие политические цели, а также нормы, политические традиции и установки;

б) производственные отношения и экономические законы;

в) сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, в центре которой - проблема завоевания и использования государственной власти.

6. Что подразумевает принцип разделения властей?

а) построение основных институтов государственной власти на базе четкого разграничения компетенции, предотвращения монополизации властных полномочий;

б) старинный принцип политического поведения (применяемый еще в Древнем Риме), получивший название “макиавеллизм”, известен также в виде афоризма “Разделяй и властвуй”;

в) принцип подразумевает максимальное разделение друг от друга трех властей: законодательной, судебной, исполнительной - с целью недопущения их преступного сговора.

7. Как называется парламент в США?

а) Национальное собрание;

б) Конгресс;

в) Генеральная ассамблея.

8. В чем особенность метода разработки и принятия решений международных договоров и документов, называемого консенсусом?

а) обсуждаемое положение принимается подавляющим большинством голосования (более 3/4);

б) обсуждаемое положение не ставится на голосование, а принимается путем согласования;

в) обсуждаемое положение принимается простым большинством голосов (50 % + 1).

9. Деятельность социальной организации какого типа строилась на следующих принципах:

а) безусловная верность идее; непримиримость к тем, кто ставил эту идею под сомнение, невзирая на их прошлые заслуги перед Идеей; жесткий централизм; преобладают не выборы, а кооптации, строгая, военного типа дисциплина, предатели уничтожаются физически; постоянная навязчивая идея о чистоте рядов, твердость и неуступчивость в “научно выработанной стратегии”, но максимальная “гибкость” в тактике, поощрение критики и самокритики и использование ее для поддержания чистоты рядов?

а) движение палестинского национального освобождения - ФАТХ;

б) Национал-социалистическая рабочая партия Германии;

в) РСДРП (б) - КПСС;

г) всех вышеперечисленных.

10. Назовите термин, обозначающий деятельность системы “групп давления” на различные органы власти с целью обеспечения конкретного социального интереса:

а) клиентелизм;

б) абсентеизм;

в) лоббизм;

г) волюнтаризм.

ТЕСТ № 4.

1. Кому принадлежит высказывание: “Политика есть концентрированное выражение экономики”?

а) В. И. Ленину;

б) И. В. Сталину;

в) Э. Канту;

г) Л. Фейербаху.

2. Какая “неправильная” форма государства, с точки зрения Аристотеля, была “ошибочным” отклонением от демократии?

а) олигархия;

б) тирания;

в) демократия.

3. Подберите понятие к следующему определению:

“Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующая политическую обстановку в стране”:

а) политический режим;

б) тип государственного управления;

в) политическая система.

4. Назовите основной принцип правового государства:

а) многопартийность;

б) верховенство закона;

в) защита интересов.

5. У кого встречается трактовка государства как договора между людьми:

а) у Г. Гегеля;

б) у Эпикура;

в) у Ж. Ж. Руссо.

6. Как называется господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру?

а) олигархическое;

б) харизматическое;

в) тоталитарное.

7. Подберите определение к понятию “политическая партия”:

а) наиболее активная часть класса, объединенная в политическую организацию, руководящая борьбой своего класса с другими классами;

б) высшая форма классовой организации, наиболее активная и организованная часть какого-либо слоя, выражающая их интересы;

в) устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными интересами и идеалами.

8. Назовите одну из глобальных проблем современности:

а) экологическая;

б) религиозная;

в) интеграция стран СНГ.

9. Какие из перечисленных государств следует назвать:

а) теократическими де-юре;

б) теократическими де-факто;

в) светскими

Польша, Иран, Пакистан, Израиль, Австрия, Ватикан, Саудовская Аравия, Туркмения, Франция, Россия?

10. Деятельность социальной организации какого типа строилась на следующих принципах: безусловная верность идее, непримиримость к тем, кто ставил эту идею под сомнение, невзирая на их прошлые заслуги перед Идеей; жесткий централизм; преобладают не выборы, а кооптации, строгая, военного типа дисциплина, предатели уничтожаются физически; постоянная, навязчивая идея о чистоте рядов, твердость и неуступчивость в “научно-выработанной” стратегии, но максимальная “гибкость” в тактике, поощрение критики и использование ее для поддержания чистоты рядов?

а) движение палестинского национального освобождения - ФАТХ;

б) Национал-социалистическая рабочая партия Германии;

в) РСДРП (б) - КПСС;

г) всех вышеперечисленных.

ТЕСТ № 5.

1. Кому принадлежит высказывание “Политика есть концентрированное выражение экономики”

а) В. И. Ленину;

б) И. В. Сталину

в) Э. Канту;

г) Л. Фейербаху.

2. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным, как правление лучших и благородных?

а) демократическое;

б) аристократическое;

в) олигархическое.

3. Как называется специфическая форма социальных организаций (политических, экономических, идеологических и т. д.), существо которой заключается в отрыве центров и органов исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения и укрепления; ведет к возникновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ним?

а) технократия;

б) демократия;

в) бюрократия.

4. Кого из нижеперечисленных лиц следует назвать харизматическим лидером?

а) Хрущев Н. С.;

б) Рейган Р.;

в) Жириновский В. В.;

г) Кастро Ф.;

д) Чаушеску Н.;

е) Хусейн С.

Аргументируйте свой ответ.

5. Какое из приведенных понятий соответствует понятию “популизм”?

а) политическое течение консервативно-романтического или псевдорадикального характера, для которого свойственна демагогическая апелляция к народу. Идеологически, как правило, не развит, политически ориентирован на поиск массовой базы, манипуляцию избирателями, частичное перераспределение власти в рамках существующего режима;

б) мелкобуржуазные, крестьянские идейные течения и общественные движения в регионах “запоздавшего”, сравнительно развитого капитализма; возникают преимущественно в крестьянских по составу, колониальных или просто отсталых странах, которые вовлекаются в сферу капиталистических отношений; идейно сочетают в себе антифеодальную и антикапиталистическую направленность;

в) оба определения соответствуют данному понятию.

6. Постарайтесь определить антонимы следующих терминов, широко используемых в политологии:

демократия -

космополитизм -

антисемитизм -

колония -

консенсус -

анархия -

7. Назовите современную страну, где формой правления является парламентская республика:

а) ФРГ;

б) Франция;

в) Финляндия.

8. В чем заключаются социальные функции политических партий?

а) в выражении интересов господствующих класса, а также в экономическом, идеологическом, духовном и организационном подчинении им народных масс;

б) В обеспечении в обществе определенного типа распределения власти, в осуществлении политического воспитания и политической специализации граждан;

в) в выполнении авангардной роли в борьбе за мир, национальную независимость.

9. Что сегодня называют “четвертой властью”?

а) средства массовой информации;

б) профсоюзы;

в) народные фронты.

10. Концепция власти, основанной на заслугах, называется:

а) охлократия;

б) бюрократия;

в) меритократия;

г) технократия.

ТЕСТ № 6.

1. Что такое древнегреческий полис?

а) столица Древней Греции;

б) объединение метрополии и ее колоний;

в) город-государство гражданской общины.

2. Для обозначения чего был введен в научный оборот в период перестройки термин “авторитарно-бюрократическая модель социализма”?

а) сталинского периода развития СССР;

б) хрущевской “оттепели”;

в) горбачевской перестройки.

3. К какому понятию относится это определение: “Система государственной власти, при которой четко распределены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента”?

а) олигархия;

б) просвещенный абсолютизм;

в) парламентаризм.

4. Чем с точки зрения М. Вебера обеспечивается власть авторитета?

а) возможностью прямого применения силы (насилия);

б) традицией и рационально обоснованной законностью;

в) личностными качествами;

г) харизмой;

д) факторами, обозначенными в пунктах б и г.

5. Как называется орган в правовом государстве, призванный охранять Конституцию - высший закон государства?

а) Конституционный суд;

б) парламент;

в) правительство.

6. Политическая организация общества = государство + партийные коалиции + лоббистские организации + средства массовой информации + ...

________________________________

________________________________

________________________________

Заполните схему до конца.

7. Назовите современную страну, где формой правления является парламентская республика:

а) Греция;

б) Алжир;

в) Ирак.

8. Как переводится на русский язык латинское слово “totalitas”, давшее название тоталитаризму:

а) цельность, полнота;

б) деспотизм;

в) авторитарная власть.

9. Какие проблемы современности получили название глобальных?

а) затрагивающие интересы всего человечества и требующие коллективных усилий всех народов для их разрешения;

б) ликвидации последствий чернобыльского взрыва и предотвращения подобных аварий;

в) затрагивающие проблемы экономических взаимоотношений между различными странами.

10. Какое из современных государств является конституционной монархией?

а) Великобритания;

б) Норвегия;

в) Дания;

г) следует указать все вышеперечисленные государства.

ТЕСТ № 7.

1. Стиль политической деятельности, характеризующийся набором средств мобилизации массовой поддержки за счет апелляции к обыденному сознанию людей:

а) политиканство;

б) радикализм;

в) популизм;

г) конформизм.

2. Какое, на ваш взгляд, определение термина “демократия” наиболее верное:

а) политический режим;

б) идеал общественного развития;

в) принцип организации;

г) совокупность явлений в политической жизни, характеризующихся хаосом, “властью толпы”.

3. Какие основные принципы предполагает консерватизм как течение общественно-политической мысли?

4. Как называется тип государства, сложившейся в последней трети ХХ века, основополагающим принципом которого является верховенство закона во всех сферах жизнедеятельности общества?

5. Концепция власти, основанной на заслугах, называется:

а) охлократия;

б) бюрократия;

в) меритократия;

г) технократия;

д) демократия.

6. Чем, на ваш взгляд, отличается политический лидер от политического руководителя? Кто в современной политической жизни России является:

а) политическим руководителем;

б) политическим лидером;

в) и тем и другим.

7. Оцените по пятибалльной шкале (от пяти до одного балла) пять наиболее значительных, по вашему мнению, политиков ХХ века. Аргументируйте свой выбор.

8. ...Теологи считают... даром всевышнего. Французские просветители выводили происхождение... из естественных прав человека, считая его результатом общественного договора. Марксисты считают... следствием раскола общества на классы. О каком структурном компоненте политической организации общества идет речь?

9. Цитата: “... Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это... В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты”.

Вопросы:

а) попытайтесь определить, кому из выдающихся философов Нового времени принадлежат эти слова;

б) сущность какой теории, связанной с происхождением государства, сформулирована в этой цитате.

10. Согласитесь или опровергните нижеследующее положение, выбрав один из вариантов ответа: в рамках тоталитарного политического режима ведущей формой общественного сознания является религия.

а) да;

б) нет.

11. Русский революционер, теоретик анархизма Бакунин М. А. про Него сказал: “Каков же, по... , основной принцип политики? Он ужасен, но реален. Это преступление. Только с помощью преступления можно создать, укрепить и сохранить государственную власть: но с того момента, когда преступление начинает служить орудием государства, оно становится добродетелью...”

Вопросы:

а) о каком государственном деятеле, историке Нового времени, говорил Бакунин;

б) какое негативное явление в политической жизни получило название по его фамилии?

12. Охарактеризовать перечисленные государства по следующим характеристикам:

а) форма государства;

б) политический режим;

в) административно-государственное устройство.

Государства: Россия, США, Германия, Латвия, Украина, Италия, Норвегия, Израиль.

13. В древнегреческих учениях о государстве - государство толпы, власть толпы называется:

а) демократия;

б) теократия;

в) олигархия;

г) охлократия;

д) аристократия;

е) свой вариант.

ТЕСТ № 8.

(к теме “Технология политического лидерства”)

1. Кому из перечисленных ниже известнейших западных политологов принадлежит так называемая “теория авторитета”, объясняющая механизмы феномена политического лидерства?

а) М. Веберу;

б) Г. Моска;

в) Р. Михельсу;

г) Д. Гелбрэйту;

д) Д. Беллу;

е) М. Дюверже.

2. Подберите понятие к данному определению: “Общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественно жизни, основанное на знаниях, практическом опыте, личных качествах.”

а) харизма;

б) авторитет;

в) власть;

г) свой вариант.

3. Кого из нижеперечисленных политических деятелей следует назвать харизматическим лидером?

а) Хрущев Н. С.;

б) Рейган Р.;

в) Жириновский В. В.;

г) Кастро Ф.;

д) Чаушеску Н.;

е) Хуссейн С.

4. Целенаправленно формирмируемый образ политика для повышения его реального или потенциального рейтинга называется:

а) статус;

б) имидж;

в) истеблишмент;

г) авторитет;

д) свой вариант.

5. Внимательно прочитайте цитату: “... Имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований лигитимности. Во-первых, это авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной оринтацией на их соблбдение, - традиционное господство, как его осуществляют патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у каго-то человека... Наконец, ... “ Ответьте на вопросы:

а) кому из выдающихся политологов ХХ века принадлежат эти слова;

б) каково, по мнению автора данной цитаты, третье основание легитимности политического лидера?

6. Процедура досрочного отстранения от должности президента решением парламента (предусмотренная конституционно) называется:

а) кооптирование;

б) легитимация;

в) импичмент;

г) иногурация.

Существовали ли в новейшей политической истории прецеденты осуществления подобной процедуры (назвать страну, время, политического лидера)

7. Целенаправленное выявление, подчеркивание и демонстрация различным социальным группам избирателей именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы предъявляют особый интерес называется:

а) политический маркетинг;

б) имиджмейкерство;

в) выборная инженерия;

г) свой вариант.

8. Определите противоположный тип политического лидера по отношению к ниженазванным:

а) лидер-романтик

б) лидер-радикал

в) лидер-автократ.

9. Кому из выдающихся ученых принадлежит мысль о том, что в генезисе политического лидерства срабатывает “отцовский комплекс” - бессознательная предрасположенность массы к подчинению сильному;

а) М. Веберу;

б) Гегелю;

в) З. Фрейду;

г) Р. Такеру.

10. Кредо какого философского направления выражает цитата, принадлежащая видному представителю русских народников А. Михайловскому: “Народ есть совокупность целей, становящаяся большой величиной лишь тогда, когда впереди появляется единица, то есть лидер”

а) фатализм;

б) волюнтаризм;

в) нигилизм;

г) свой вариант.

ТЕСТ № 9

(к теме “Проблемы перехода России от тоталитаризма к демократии”)

1. Замените самим понятием его определение: “Процесс распространения экспансии государства, его учреждений на все сферы жизни общества”:

а) монополизация;

б) секуляризация;

в) централизация;

г) этатизация;

д) свой вариант.

2. Классифицируйте перечисленные выше государства по их политическому режиму: Северная Корея, Россия, Германия, Куба, Португалия, Китай.

3. Кто из выдающихся античных философов считал демократию вредной и ошибочной формой правления, неизбежно приводящей к власти толпы:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Демокрит;

г) Сократ;

д) свой вариант ?

4. Какие, по вашему мнению, социальные группы являются основой демократических политических режимов:

а) маргиналы;

б) средний класс;

в) люмпены;

г) бизнесмены;

д) свой вариант?

5. Кем из известных политических лидеров был впервые использован термин “тоталитаризм” для характеристики своего движения:

а) Гитлером;

б) Сталиным;

в) Муссолини;

г) Франко;

д) свой вариант?

6. Постарайтесь определить антонимы понятий, широко используемых в политологии:

реидеологизация -

конформист -

секуляризация -

интеграция политическая -

7. Кто из выдающихся деятелей науки и искусства советского периода был дисседентом:

а) А. Солженицин;

б) А. Сахаров;

в) М. Ульянов;

г) И. Бродский;

д) В. Войнович;

е) И. Глазунов?

8. Подберите понятие к данному определению: “Общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, опыте, личных качествах”:

а) харизма;

б) авторитет;

в) власть;

г) свой вариант.

9. Что, на ваш взгляд, являлось сущностью концепции “нового политического мышления”:

а) мирное сосуществование двух противоположных политических систем (социализма и капитализма);

б) деидеологизация межгосударственных отношений;

в) внедрение рыночной экономики в бывших странах социализма;

г) сотрудничество между различными религиозными конфессиями.

10. К какому понятию относится это определение: “Коренные качественные преобразования производительных сил на основе превращения науки в непосредственно производительную силу”:

а) к понятию “научно-техническая революция”;

б) к понятию “переход от капитализма к социализму”;

в) к понятию “переход от тоталитаризма к демократии”

ТЕСТ № 10.

( к теме “Роль идеологии в жизни общества”)

1. Какое понятие определяется так: “Система взглядов и идей, формируемая целенаправленно, в которой выражается отношение к той или иной стороне действительности”:

а) менталитет;

б) идеология;

в) мировоззрение;

г) свой вариант?

2. Постарайтесь определить антонимы понятий, широко используемых в политологии:

деилогизация -

диссидент -

клерикализация -

сепаратизм -

3. Как называется идеология, психология и политическая практика, основанные на провозглашении национальной исключительности и превосходства, разжигании национальной вражды, недоверия и конфликтов:

а) экстремизм;

б) шовинизм;

в) апартеид;

г) сепаратизм;

д) национализм?

4. Что вы понимаете под идеологическим плюрализмом:

а) сосуществование в общественном сознании множества альтернативных идеологий;

б) единство идеологических взглядов и ориентаций;

в) противопоставление своей идеологии господствующей идеологии?

5. Кем из политических руководителей в нашей стране была “озвучена” концепция нового политического мышления:

а) Горбачевым М. С.;

б) Ельциным Б. Н.;

в) Андроповым Ю. В.;

г) Козыревым А.?

6. Кто ввел в научный оборот термин “идеология”:

а) К. Маркс;

б) Г. В. Плеханов;

в) Лестют де Граси;

г) М. Вебер;

д) К. Каутский;

е) свой вариант?

7. При каком политическом режиме идеология является ведущей формой общественного сознания?

8. Что марксизм понимал под социализмом:

а) низшую (первую) фазу коммунистической общественно-экономической формации;

б) самостоятельную формацию, следующую за капитализмом;

в) высшую и последнюю стадию капитализма?

9. Постарайтесь перечислить разновидности националистической идеологии, распространенной на территории бывшего СССР (не менее трех).

10. Какой, на ваш взгляд, период в политической истории нашей страны получил название “государственно-бюрократическая модель социализма”:

а) период пребывания у власти Сталина И. В.;

б) период Хрущевской оттепели;

в) период Горбачевской перестройки;

г) свой вариант?

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………..  
2. Тематический учебный план курса "Политология" (54часа)………………………………………………….  
3. Тематический учебный план курса "Политология" (72часа)………………………………………………….  
4. Рабочая программа курса "Политология"………..  
5. Общая литература для самостоятельной работы студетов.………………………………………………..  
6. Планы семинарских и практичес

Наши рекомендации