Гос. управление в области гражданской обороны, чрезвычайн. ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий

Одна из важнейших общегосударственных задач – организация, подготовка граждан и всех государственных и негосударственных органов и организаций, ведение гражданской обороны в целях защиты гражданского населения и народно-хозяйственных объектов от опасностей, возникающих при военных действиях, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, спасение людей предупреждение, локализация и ликвидация последствий стихийных бедствий.
ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, О добровольной пожарной охране,О гражданской обороне, Об обороне, О защите населения и территорий от чрезвыайных ситуаций природного и техногенного характера, О пожарной безопасности, Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, О промышленной безопасности опасных производтвенных объектов».

Задачи, выполняемые МЧС:

1) выработка и реализация гос политики в области гражд обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; 2) организация подготовки и утве-рждения в установленном порядке проектов НПА в области гражд обороны,защиты населения и тер-рий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 3) осуществление управления в области гражд обороны,защиты населения и тер-рий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью фед органов исполн власти в рамках единой гос системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 4) осуще-ствление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России; 5) осуществление деятельности по органи-зации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситу-ациях, защите населения и тер-рий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитар-ному реагированию, в том числе за пределами РФ.

Территориальные органы – региональные центры МЧС созданы и функционируют в пределах военных округов (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный) (осуществляют руководство соединениями, воинскими частями войск гражданской обороны, подразделениями Гос противопожарной службы, поисково-спасатель-ными подразделениями, иными подразделения-ми и организациями МЧС, непосредственно подчиненными региональному центру, а также главными управлениями МЧС по субъекту РФ в пределах своих полномочий).

26 Безопасность –Основные объекты безопасности (личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность) (Закон РФ «О безопасности»).

Основные задачи, решаемые в процессе управления в области обеспечения национальной безопасности:
1) своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности; 2) реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации; 3) обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства; 4) подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; 5) обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; 6) обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, государственными организациями, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; 7) принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против РФ.
Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
Совет Безопасности осуществляет:
1) определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; 2) разработку основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организацию подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения; 3) подготовку рекомендаций Президенту для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества, государства; 4) подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации; 5) подготовку предложений Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
Федеральные специальные службы обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Служба внешней разведки (СВР России), Федеральная служба охраны (ФСО России), Государственная фельдъегерская служба (ГФС России)).
ФСБ– фоив, в пределах своих полном осущ гос управ в обл обеспеч безоп РФ, защ и охр Гос гран охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающий информационную безопасность РФ и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов ФСБ, определенные законодательством РФ, а также координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Органы ФСБ в соответствии с ФЗ «Об органах ФСБ РФ» представляют собой централизованную систему (осуществляют контрразведывательную деятельность, защиту и охрану Государственной границы, борьбу с преступностью, разведывательную деятельность, обеспечение информационной безопасности).
Органы ФСБ:
1) обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
2) участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну;
3) в установленном порядке осуществляют меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
4) осущ и орг лиценз-е отд видов деят (о допуске пред к проведению работ, связ с исп сведений, сост гос тайну);
5) участвуют в решении вопросов, кас приема в граж-во РФ и выхода из него, предоставления полит убеж, выезда граждан РФ за пределы РФ и въезда иност гр и лиц без граж в РФ, выезда их за ее пределы, оформления им разреш на врем прожив и вида на житель в РФ, пребыв их на терр РФ;
6) орг-ют и осущ-ют шифров р-ту в войсках;

Основные задачи пограничной службы ФСБ России:
1) руководство погр орг и организация защиты Гос границы, терр моря, контин шельфа и исключ эк зоны РФ, обеспечение охр морских биол ресурсов и гос контроль в этой сфере; 2) координация деят органов исп власти РФ и субъектов РФ, омс, сил и средств, находящихся в их распоряжении в указ сфере; 3) орг-я защиты гос границ государств – участников СНГ (на основе договоров); 4) орг пропуска лиц, тран ср, грузов, тов и живот через Гос границу.
Государственная граница – пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

27Оборонная деятельность РФ – система военно-политических, военно-экологических и иных мер, обеспечивающих военную безопасность РФ.
Национальные интересы РФ в военной сфере – защита ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против РФ и ее союзников, обеспечение условий для мирного демократического развития страны.
Военная доктрина РФ (утверждена Указом Президента от 21.04.2000) к основным внешним угрозам относит:
1) территориальные претензии к РФ; 2) вмешательство в ее внутренние дела; 3) наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственных границ РФ и ее союзников; 4) создание (наращивание) группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи государственных границ РФ и ее союзников, а также на прилегающих к ее территории морях; 5) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ; 6) ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с РФ и дружественных ей государств; 7) создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирования и групп в целях их переброски для действий на территориях РФ и ее союзников.
Важнейшее направление деятельности государства – обеспечение военной безопасности (для этого используется вся совокупность имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов, включая применение ядерного оружия в ответ на использование против РФ и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности РФ ситуациях).
Военная организация государства – Вооруженные Силы РФ (включают виды Вооруженных Сил – Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот и рода войск Вооруженных Сил – ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и др.).
К обороне привлекаются также другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами (военнослужащие пограничной службы ФСБ, внутренние войска МВД, войска МЧС, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти).
В военную организацию государства входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.
Правовые основы обороны (КРФ, ФЗ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О военном положении», указы Президента «Об утверждении концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ», указом Президента утверждены уставы Вооруженных Сил (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной службы)).
ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны страны, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства в этой области.
СФ утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения, о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за рубежом.
Министерство обороны РФ – фоив, осущ фун по выработке гос пол, нп регул-ю в обл обор, иные, устан ФКЗ, ФЗ, актами През и Прав функ в этой сф (рук-во его деятельностью осуществляет През).
Минобороны осуществляет координацию и к-ль деят-сти подведом ему ФС по военно-техн сотрудничеству, ФС по оборон заказу, ФС по техн и экспортному контролю, ФА спец строительства.
Основные задачи Минобороны:
1) координация деятельности орг исп вл РФ и суб РФ по вопр обор, координ деят войск, воинских формирований и орг по выпол задач в обл обор, коор строительства войск и воинских формирований; 2) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с ФКЗ, ФЗ и международными договорами РФ; 3) поддержание в необходимой готовности и осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил РФ; 4) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей; 5) выработка и реализация государственной политики в области международного военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями.

28ФЗ «Об образовании» .

Принципы государственной политики в области образования (гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием; непрерывность образования, преемственность различных его ступеней).Система образования – совокупность образовательных программ и гос образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих ее образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Для всех форм образования действует единый образовательный стандарт

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – фед орган исполн власти, осуществляющий функции по выработке гос политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-тех-нической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Минобрнауки осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ФС по надзору в сфере образования и науки, ФА по науке и инновациям, ФА по образованию.

Минобрнауки самостоятельно принимает НПА:

1) о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

2) перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

3) положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

4) формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, о порядке их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих доку ментов за рубежом;

5) фед перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

6) положение о порядке замещения должностей

работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

7) положение об аспирантуре и докторантуре в ВУЗах и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

9) о порядке приема всех категорий обучающихся, порядке перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

10) о порядке установления контрольных цифр приема граждан, обучавшихся за счет средств федерального бюджета;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) – контроль и надзор за:

1) исполнением законодательства РФ в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

2) качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

3) деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций.

Рособрнадзор осуществляет:

1) лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования), организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии;

2) рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Рособразование организует:

1) повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций;

2) осуществляет определение для образовательных учреждений, находящихся в его ведении, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему;

3) размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием;

4) открытие аспирантур и докторантур.

Федеральные ведомственные органы управления образованием (управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления).

В субъектах РФ управление образованием осуществляют соответствующие министерства, комитеты, главные управления, отделы образования; муниципальные органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления

Наши рекомендации