Способы разрешения юридических коллизий и меры их предотвращения

В юридической литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий[406]:

- принятие нового акта взамен коллизирующего акта;

- отмена одного из противоречащих друг другу актов;

- внесение изменений или уточнений в действующие акты;

- разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы;

- судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское;

- судебные толкования, позволяющие устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д.;

- систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

- обжалование актов или действия в судебном или административном порядке;

- согласительно-примирительные процедуры;

- международные процедуры;

- временные или специальные режимы, включающие приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица;

- оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

- действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, в рамках законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

- предварительные юридические экспертизы актов и согласова­ния для предотвращения коллизий в законодательстве;

- периодическая инвентаризация правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;

- анализ эффективности нормативных правовых актов;

- предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале.

Из приведенного выше списка можно обозначить основные правила разрешения юридических коллизий(на практике).

Это[407]:

1. Нормативные правовые акты СССР и РСФСР, официально не отмененные, действуют на территории РФ в части, не противоречащей Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам РФ. Это правило следует из норм п. 2 раздела II Конституции РФ и Закона РФ от 24 октября 1990 № 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР"[408].

2. В соответствии с принципами иерархии нормативных правовых актов в случае противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими один и тот же вопрос, действует акт, обладающий большей юридической силой.

3. Если один и тот же вопрос регулируют нормативные правовые акты, обладающие одинаковой юридической силой, но изданные в разное время, то применяется более поздний акт.

4. Если существуют противоречия между нормативными правовыми актами общего и специального характера, обладающими одинаковой юридической силой, то применяется акт специального характера. Например, Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации"[409] (с послед. изм.) носит общий характер, а Федеральный закон от 25 сентября 1997 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"[410] (с послед. изм.) - специальный. В случае противоречия между этими законами для регулирования финансовых отношений будет применяться Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

5. Противоречия на уровне соотношения федеральных актов и актов субъектов Федерации разрешаются в соответствии со ст. 76 Конституции РФ:

- по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы (в том числе конституционные), имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1);

- по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 2);

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить вышеуказанным федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон (п. 5);

- вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются акты субъектов РФ (п. 4). В случае противоречия между таким нормативным правовым актом субъекта РФ и федеральным законом действует нормативный правовой акт субъекта РФ (п. 6).

В некоторых субъектах РФ такие правила закреплены на законодательном уровне. Например, в Законе Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. № 98-З № 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" есть ст. 21, которая так и называется "Способы разрешения юридических коллизий". В ней выделяются восемь способов разрешения коллизий:

"1. Законы и иные правовые акты не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом, принятым в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения, и правовым актом Республики Саха (Якутия) действует федеральный закон.

Правовые акты Президента и Правительства не должны противоречить указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, принятым в пределах их полномочий, Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и законам Республики Саха (Якутия).

2. Правовые акты, изданные по вопросам, отнесенным к ведению Республики Саха (Якутия), должны соответствовать Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и иным правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу.

3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия), изданным по вопросам ведения Республики Саха (Якутия), действует нормативный правовой акт Республики Саха (Якутия).

4. В случае противоречия двух правовых актов Республики Саха (Якутия), имеющих одинаковую юридическую силу, действует правовой акт, изданный позднее.

5. Президент РФ вправе приостановить действие правовых актов в случаях и порядке, которые установлены федеральным законодательством.

6. Государственное Собрание вправе приостановить действие законов Республики Саха (Якутия), противоречащих Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и законам Республики Саха (Якутия).

7. Президент вправе отменять правовые акты Правительства и иных органов исполнительной власти в случае, если они противоречат Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), законам Республики Саха (Якутия), а также правовым актам Президента.

8. Правительство вправе приостанавливать или отменять правовые акты органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в случае, если они противоречат Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), законам Республики Саха (Якутия), а также правовым актам Правительства"[411].

Как видно, в настоящее время способов разрешения и предотвращения юридических колли­зий достаточно много. Однако, развитие общественной жизни настолько многообразно, противо­речиво, что юридической науке и практике еще предстоит поиск и других таких способов и средств, адекватных сложившейся ситуации.

Наши рекомендации