Издательские характеристики

Здесь имеются в виду сведения о периодичности и времени выхода, тираже и области распространения, частоте и диапазоне вещания, формате, объеме издания или программы.

Эти формальные характеристики оказывают значительное влияние на содержание СМИ. Например, ежедневное издание предполагает, что больше внимания будет уделено оперативной информации, а еженедельник –аналитической.

По периодичности различают ежедневные издания (четыре раза в неделю и чаще), выходящие два-три раза в неделю, еженедельные, декадные, ежемесячные, ежеквартальные, а также издания, не имеющие регулярной перио­дичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике.

Пять раз в неделю читатели получают общероссийские и крупные региональные и городские газеты. Однако большинство редакций региональных и городских газет увеличивает интервалы между выходом их номеров, издавая их четыре-три-два раза в неделю. (Характерные примеры «Омский вестник», «Омская правда» и «Вечерний Омск»). Районные газеты обычно выходят один раз в неделю. Особой популярностью сейчас пользуется еженедельная периодичность выхода издания, причем это касается как газет, так и журналов.

На российском медиарынке появилось в последние годы большое количество политико-экономических ежене­дельных журналов: «Деньги», «Власть», «Эксперт», «Профиль» и др.

Не меньшее значение для определения типологических особенностей газеты имеет и временной фактор. Это время выхода газеты в свет и ее поступления к читателю. Большую часть газетной периодики составляют утренние газеты. Лишь в некоторых крупных городах – столицах, республиканских, краевых и областных центрах выходят вечерние газеты. Вечерние газеты дают читателям новостную информацию в больших объемах, чем утренние, меньше внимания уделяют аналитике и больше – развлекательным материалам.

Термин «формат» имеет разное наполнение в электронных и печатных СМИ. В электронных СМИ формат – целостная модель программы или канала. Различают универсальный (его наполнение – информационные, музыкальные, общественно-политические и иные передачи), информационный (главным образом – свежие новости), музыкальный (где информация занимает второстепенное значение) и ин­формационно-музыкальный формат (где информационные выпуски существуют с музыкой на равных правах).

Для прессы установлены стан­дартные размеры страниц в зависимости от размеров типографской бумаги: А2 – 600 х 420 мм (или «большой формат», как у «Из­вестий» или «Омской правды»), A3 – 420 х 300 мм (или «половинный формат», как у «Российских вестей», «Вашего Ореола» и «Коммерческих вестей») и А4 ( «Телесемь» малого формата, вузовские газеты «Политехник» и «Парилка»).

С появлением возможности печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришли и новые фор­маты. Особенно быстро завоевывает популярность таблоид — он чуть меньше привычного A3. Таблоидный формат можно встретить в еженедельниках газетного типа.

Формат газеты влияет на объем ее номера. При формате А2 в номере газеты ограничивают количество его полос четырьмя – шестью. С уменьшением формата газеты возрастает возможность увеличения объема ее номера. Этим часто пользуются в еженедельниках разного типа, где объем номера нередко возрастает до 16 и даже, как в «Московских новостях» и «Аргументах и фактах», до 24 полос и более.

К уменьшению формата номера и соответственно увеличению его объема иногда прибегают и редакции крупноформатных изданий. Так делают, например, в газете «Труд-7» и «Комсомольской правде», подготавливая к выпуску свои «толстушки» – пятничные номера газет.

В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хроно­метраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.). В прессе для указания объема приводят количество полос: четырехпо­лосное, восьмиполосное издание и т.д. Технология фальцовки диктует, что количество полос издания должно быть кратно четырем.

Вопросы и задания

1. Какие проблемы позволяет решить изучение типологии СМИ?

2. На какие категории подразделяются СМИ в соответствии с территориальной характеристикой?

3. Есть ли в России общенациональные СМИ? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Что такое «регионализация СМИ»?

5. Определите место корпоративных СМИ в типологии изданий.

6. Чем отличаются универсальные и специализированные СМИ?

7. Какие издания относят к качественной, а какие – к массовой прессе?

8. Как влияют издательские характеристики на содержание газеты?

9. Составьте типологическую характеристику омских СМИ.

Наши рекомендации