Пресс-конференция и другие формы отношений с прессой

Отношения с прессой и другими средствами массовой информации носят двусторонний характер. Они взаимовыгодны и постоянно возобновляются как журналистами, так и представителями деловых кругов, отдельных коммерческих, общественных и государственных структур. Взаимное доверие сторон в этом общении, в этом обмене информацией и услугами – основа паритетных, равноправных отношений между СМИ и Паблик Рилейшнз, PR-агентствами, пресс-центрами, представляющими интересы своих организаций.

Общая стратегия отношений с прессой

Взаимная потребность в деловых контактах редакций СМИ и социальных институтов (делового мира) формирует общие принципы этих отношений (стратегию отношений).

ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ подразумевает предоставление честной и откровенной информации. «Сообщайте прессе как можно больше, даже сведения конфиденциального характера, а затем оговаривайте, какие моменты нельзя публиковать и почему» (Сэм Блэк. Паблик Рилейшнз: Что это такое? М., 1990, с. 52–53).

СЕНСАЦИОННОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ, относящихся к деятельности фирмы (организации), не всегда организует общественное мнение в тех направлениях, которые отражают действительные события, правильную их оценку, действительную связь с целевой аудиторией. Сенсация необходима массовым, популярным изданиям (особенно бульварным); другие издания – газеты и журналы деловых кругов, бизнес пресса, а также качественная пресса – предпочитают точную и оперативную информацию прежде всего. Эти издания постоянно нуждаются в свежих новостях, в информационных материалах, пресс-релизах (содержащих в обязательном порядке новость и выполненных как готовый информационный материал для печатного издания). В этой связи постоянно снабжать редакции СМИ новостями – стратегическая задача PR-агентства, пресс-центра, пресс-секретаря.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ по любому вопросу, затронутому в предыдущих публикациях, в пресс-релизах, всегда должна быть под рукой у PR-специалиста, ответственного за связи с редакциями СМИ.

ПРОВЕРЯЕМОСТЬ представляемой информации достигается готовностью указать другие источники информации (т.е. не ограничиваться только «своими собственными», фирменными банками данных).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС – критерий отбора фирменных новостей для газет и журналистов. Ориентация на общественный интерес, на интересы целевой группы (для PR-специалиста), на интересы подписчиков (для журналиста) – общая база взаимопонимания журналистов и специалистов Паблик Рилейшнз.

ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ редакций СМИ и PR-агентств формируется под влиянием профессиональных традиций мира журналистики, равно как и этических кодексов деятельности PR-организаций. Взаимная ориентация сторон на соблюдение «своих» цеховых этических принципов укрепляет, в конечном счете, взаимодействие и сотрудничество к обоюдной выгоде. Дело в том, что взятые в отдельности этические кодексы сходятся в одном – в уважении интересов партнера, в корректном отношении к оппоненту (и конкуренту в том числе).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ государственных, общественных, бизнес-структур принимают традиционное воплощение в виде пресс-служб, пресс-центров и различных их модификаций.

Пресс-служба

Пресс-служба международных организаций, высших государственных структур (законодательной власти, Президента, правительства, высшей судебной инстанции) решает две задачи:

ü обеспечивает полноту и оперативность информации о своей деятельности;

ü создает оптимальные условия для работы (и отдыха!) аккредитованных журналистов.

Квоты аккредитации представителей СМИ определяются руководством администрации, директором пресс-службы с учетом общего числа редакционных заявок и технических возможностей помещений (рабочие места журналистов, «мощность» средств связи и пр.).

Аккредитационная анкета предлагается для заполнения журналистам, вошедшим в квоту аккредитации.

Контрольный список журналистов составляется в соответствии с заявками и квотами редакций СМИ.

Субпресс-центры могут создаваться пресс-службой на местах актуальных событий. Олимпийские пресс-службы имеют субпресс-центры на всех спортивных сооружениях, обслуживающих программу Игр.

Техническое оснащение пресс-служб обычно включает:

ü средства связи (телефон, телетайп, факс и т.п.);

ü системы электронной обработки информации (банк данных, компьютеры с соответствующим программным обеспечением и т.п.);

ü издательский отдел (печатная информация в виде бюллетеней, пресс-релизов и пр.);

ü внутренняя ТВ и радиосеть;

ü библиотека текущей печати; информационно-справочные пункты АСУ;

ü службы сервиса (питание, экспедиция, транспорт и пр.);

ü автоматический информатор устанавливается в пресс-центре во время длительных мероприятий (конференций, симпозиума, фестиваля и т.п.). Это телефонная аппаратура многоцелевого назначения, выдающая по запросам абонентов справочную информацию (программа мероприятий на текущий день, хроника прошедшего дня, экстренные объявления, изменения в составе жюри или президиума, официальные решения в самом кратком изложении и пр., а также сведения о погоде, точном времени, сервисных службах).

Группа аккредитации выдает журналистам аккредитационные карточки, а также документы, обеспечивающие работу творческих бригад ТВ, фотокорреспондентов и т.п.; вручает информационный пакет документов, а также ключ от личного ТВ-пресс-бокса, закрепленного на какое-то время за представителем СМИ (если, разумеется, служба может предоставить такие возможности).

Творческая группа пресс-службы включает собственных корреспондентов, ТВ-репортеров и операторов, способных самостоятельно подготовить материал для редакций СМИ.

Пресс-конференции проводятся руководителями пресс-служб.

Культурная программа, адресованная аккредитованным журналистам, обеспечивается также пресс-службой.

Пресс-центр

Пресс-центр создается на ведомственном уровне (министерство, государственный комитет, управление), а также в структуре местного управления (пресс-центр мэрии, областной администрации).

По масштабу деятельности пресс-центр уступает пресс-службам, хотя в принципе решает те же самые задачи (аккредитация, освещение деятельности «своей» структуры, организация пресс-конференций, подготовка информационных материалов, выпуск бюллетеней и т.п.).

В структуру пресс-центра входят как технические сотрудники, так и журналисты, специализирующиеся по связям с прессой, ТВ или радио. В распоряжении пресс-центра находятся средства связи, транспорта, оперативной полиграфии.

Близки к пресс-центрам по функциональному назначению ведомственные структуры, ориентированные на Паблик Рилейшнз, на поддержание оптимальных связей не только со средствами массовой информации, но и со всеми социальными институтами, с общественностью в целом.

Управления информации министерств (ведомств), поддерживая контакты с СМИ, снабжая их материалами по запросам редакций, в то же время способны и самостоятельно провести PR-кампанию, информационную акцию в поддержку (обоснование) собственной позиции. Управление информации МИД РФ обеспечивает плодотворную работу иностранных журналистов, обеспечивает информацией российские СМИ, проводит пресс-конференции, участвует в международных мероприятиях (информационные форумы, симпозиумы, конференции).

Центр общественных связей входит в контакты как с журналистами, так и социальными институтами (пресс-конференции, встречи с коллективами и пр.). Центр общественных связей МБ РФ готовит публикации в российских изданиях, проводит встречи с журналистами и трудовыми коллективами в целях ознакомления публики с характером деятельности МБ РФ в новых условиях. Средства такого ознакомления – собственные издания (газеты, журналы), ТВ-фильмы, научно-исследовательская и публикаторская деятельность (на базе архивов), пресс-конференции и брифинги (Вечерняя Москва, 13 ноября 1992 г.).

Отдел общественных связей Генеральной прокуратуры РФ проводит пресс-конференции и брифинги для журналистов, поддерживает также отношения с другими социальными структурами.

Центр информационных услуг Би-Би-Си организован в Библиотеке иностранной литературы (Москва). Здесь обеспечена прямая трансляция круглосуточного канала Всемирной службы Би-Би-Си, развернута выставка книг, видеокассет, игровых и обучающих автоматов и т.п. Организуются также консультации, лекции гостей из Великобритании – Центр реализует, таким образом, широкую программу Паблик Рилейшнз.

Информационные отделы посольств организуют пресс-конференции, встречи с журналистами. Информационный отдел Посольства Японии организовал совместно с «Вечерней Москвой» благотворительный кинофестиваль японских фильмов, а также конкурс читателей городской газеты «Знаете ли вы Японию?».

Культурно-информационный центр Болгарии в Москве проводит встречи, вечера и т.п. мероприятия с приглашением деятелей литературы и искусства, а также журналистов.

Наши рекомендации