Дача взятки (ст. 291 ук)

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Объект: нормальная деятельность органов гос. власти или управления, интересы гос. службы. Закон определяет предмет рассматриваемого преступления собирательным термином "взятка" и содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Под "деньгами" (валютой) Закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные

Объективная сторона состоит в передаче ("дача", по терминологии закона) предмета взятки, охарактеризованного ст. 290 УК должностному лицу. Сказанное выше относительно передачи взятки непосредственно или через посредника, открыто или замаскированно; об ожидаемых взяткодателем результатах; о квалифицирующих обстоятельствах в виде дачи взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) или неоднократно распространяется и характеристику состава дачи взятки. Отметим дополнительно, что имеет место определенная неполнота квалифицирующих обстоятельств. В частности, заслуживает упоминания в законе дача взятки группой по предварительному сговору или организованной группой, так как эти случаи достаточно распространены в практике.

Рассматриваемый состав - формальный. При наступлении последствий, которых добивался взяткодатель, может встать вопрос о квалификации его действий по совокупности, как соучастия в соответствующем преступлении. Разумеется лишь в случаях, если наступление последствий охватывалось или должно было охватываться его умышленной виной, неосторожной виной или двумя формами вины.

Субъективная сторона деяния - прямой умысел. О форме вины в отношении последствий служебных действий, совершенных за взятку только что говорилось.

В связи с тем, что взятка нередко дается в неправильно понятых интересах службы, должностное лицо, давшее указание о ее передаче и выполнившее это указание должны рассматриваться соответственно как организатор и исполнитель дачи взятки. Возможно одновременная квалификация (если предмет взятки принадлежит соответствующей организации) и как хищения или злоупотребления служебными полномочиями. Вместе с тем необходимо учитывать возможное наличие ситуации крайней необходимости. Лицо, передавшее взятку по поручению, может быть привлечено к уголовной ответственности только, если ему заведомо известно о том, что оно участвует во взяточничестве. Если же ему сообщена легенда, например, о возврате долга, выполнении дружеского поручения и т.д., соучастие в преступлении отсутствует.

Субъект деяния - любое лицо, достигшее 16 лет.

Наши рекомендации