Периодизация истории развития политической мысли. Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства

Роль и место политики

Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли и др.

Содержание, место и роль политики могут быть раскрыты через следующие функции:

1. Интегративная функция политики непосредственно вытекает из ее предназначения и выражает устремленность политики на сохранение целостности и устойчивости общественной системы, без чего невозможно развитие. Осуществление этой функции связано с разрешением сложных общественных проблем и противоречий, усилением организованного начала, предотвращением дезорганизационных процессов в обществе.

2. Функция целеполагания заключается в политическом определении сознательно поставленных целей общественного развития. Она связана с формированием моделей будущего и включает в себя выработку представлений о возможном и желательном результате общественно-политической деятельности.

3. Регулятивно-контрольная функция, с одной стороны, предполагает деятельность, связанную с выработкой и реализацией приемлемых правил поведения, распределением политических ролей между участниками общеполитического процесса, созданием условий и способов взаимодействия между ними. С другой стороны, она выражается в контроле и оценке результатов совместной деятельности. Политическое управление представляет собой властно-управленческую деятельность, обеспечивающую эффективное функционирование политической системы общества.

Характерные черты политики:

— связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

— любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

— связь с действиями и интересами больших масс людей;

— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

— властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Все названные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

С середины XX в. в политологии используется введенное Дэвидом Лэйном понятие «политическая жизнь». Оно предусматривает, что:

— политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

— в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей: классы, этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят направленность, облик, результативность политических событий;

— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:

— элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.). Оказывают воздействие на политические процессы, формируют политические проблемы и влияют на выбор путей и возможностей их решения;

— экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь (а сама она активно воздействует на их формирование);

— развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);

— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования) и их собственных представлений о своем месте в обществе;

— характер этнонациональных общностей, ибо устойчивые государственные системы формируются на основе нации, нации стремятся к суверенизации, образованию отдельных, самостоятельных государственных структур;

— религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;

— идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;

— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;

— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;

- политическая психология общества.

Вопрос 5

ПОЛИТИКА И ПРАВО. Управление политическими процессами посредством норм права

При анализе политики весьма важным является вопрос о ее взаимоотношении с правом. Проблема соотношения политики и права, их приоритетов, существует давно.

Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право (др.-славянское правь – закон) – 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правил, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, Поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права. Пока они не изменены в установленном порядке.

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и Констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

И политика, и право являются нормативными регуляторами общественной жизни. Данные явления устанавливают стабильность в обществе путем определения основных прав и обязанностей его участников.

Следует отметить, что право — это относительно самостоятельное явление общественной жизни. Такая самостоятельность позволяет ему оказывать активное воздействие на политические процессы.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества.

Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы.

Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.

Только политика, основывающаяся на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Вне права и морали нет места для гуманистической и демократической политики. Идеал – это правовая, высокоморальная политика.

Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России является соблюдение требований ее Конституции, других законов, норм международного права, реализации «духа и буквы» эти документов в политической практике.

Периодизация истории развития политической мысли

Формирование и развитие политической мысли в России связано с традициями русской культуры, что как правило совпадает с периодизацией истории государства. Существует следующее деление:

1. Политическая мысль Киевской Руси и междуусобного периода (ХII-ХVI вв.).

2. Политическая мысль периода Московского царства (ХII- XVIII вв.).

3. Политические учения эпохи абсолютизма (XVII-XVIII вв.).

4. Политические идеологии XIX в.: консерватизм, либерализм, политический радикализм.

5. Политические концепции конца XIX – начала XX в.: социальный либерализм, социал-демакратизм, большевизм.

Вообще существует несколько подходов к периодизации мировой истории человечества.

1. Исторический подход(используется чаще всего). Был предложен французскими историками XVII - XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи:

- Древний мир - с момента возникновения цивилизации до падения Рима под ударами варваров в 476 году н. э.,

- Средневековье - с V до XV вв.,

- Возрождение - XV-XVI вв.,

- Новое время - XVII-XIX вв.

XX век получил название новейшего времени, или современности.

2. Формационный подход. Был предложен марксизмом в середине XIX в. В его основе лежит классовый критерий, определяемый характером экономических отношений и формой собственности.

К.Маркс рассматривал историю как процесс перехода от одной, низшей общественно-экономической формации к другой, более высокой:

- первобытнообщинная (доклассовая) формация;

- рабовладельческая;

- феодальная;

- капиталистическая, или буржуазная формация;

- бесклассовая коммунистическая формация, первой фазой которой является социализм.

В СССР, а затем в других социалистических странах во всех учебниках и учебных пособиях по обществоведению было принято различать два основных этапа в развитии идей и учений - философских, политических, экономических, правовых и прочих:

- домарксистский;

- марксистский.

3. Технологическийподход предлагает более укрупненную периодизацию истории, где основным критерием выступает технологический способ производства.

В истории можно различить три эпохи и, следовательно, три общества:

- доиндустриальное,

- индустриальное,

- постиндустриальное (технотронное, информационное и прочее), первый этап которого начался в развитых странах в последней четверти XX века.

4. Цивилизационный подход. Он исходит из того, что история человечества есть главным образом история разных цивилизаций, разных культур и религий. Внимание акцентируется на том, что идеи и ценности, которые вырабатываются и принимаются представителями одной цивилизации совсем не обязательно подходят и принимаются представителями другой цивилизации.

Наши рекомендации