Понятие и сущность исполнительной власти.

Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.

Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.

Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры. Председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

Основные функции Правительства:

· руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

· разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

· разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;

· обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;

· принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

· обеспечивает выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряжений Президента.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие общую силу на всей территории Республики Беларусь.

Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.

9.5. Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия.

Судебная власть – система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативно-правовых актов.

Судебная власть РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Суд – орган, который применяет государственные санкции.

Функции суда:

- Наказание за уголовное, административное правонарушение

- Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством

- Разрешение споров между государственными структурами и негосударственными структурами.

Структура судебных органов:

· Конституционный Суд Республики Беларусь – следит за соблюдение норм Конституции в стране;

· Общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);

· Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды);

· Хозяйственный суд города Минска.

Образование чрезвычайных судов в РБ запрещается.

Задачи судебных органов:

· защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;

· правовое, гражданское воспитание граждан.

Основные принципы правосудия:

· независимость судей и их подчинение только закону;

· коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;

· гласность судебного разбирательства;

· обеспечение обвиняемому права на защиту;

· обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;

· неприкосновенность судей.

Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».

Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов конституционного Суда – 70 лет.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента конституции Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности конституционного Суда определяются законом.

9.6. Контрольно-надзорные органы в политической системе.

К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов Правительства осуществляет Генеральная Прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные и специализированные (транспортная, военная) прокуратуры.

Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.

9.7. Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.

Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

Местное управление – форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающих на соответствующей территории.

Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные администрации.

Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета.

Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.

Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.

Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.

Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.

Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя и оного из форм осуществления власти народа через выборы.

Органы территориального общественного самоуправления избирается гражданами сроком на 4 года.

В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:

· утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

· определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

· назначение местных референдумов.

Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.

Задачи демократической трансформации в Республике Беларусь могут быть решены институтами государственной власти при условии компетентно управления обществом. Страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового, социально эффективного, динамично развивающегося государства.

ТЕМА 10: Политические партии и общественные объединения.

10.1. Понятие общественных объединений. Их роль в политической жизни общества.

10.2. Политические партии. Структура, признаки, функции, типы партийных систем.

10.3. Общественные объединения и политические партии Беларуси.

10.1. Понятие общественных объединений. Их роль в политической жизни общества.

Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединяющихся на основе общих интересов для достижения социально значимых целей и имеющие относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Общественные организации и движения появляются как реакция на возникновение социально-значимых проблем в экономической, экологической, политической сфере, отражающие изменения в мировоззрении людей.

Польский политолог Е. Вятр выделил V стадий в развитии общественных объединений:

- стадия создания предпосылок движения, которая может возникнуть как «снизу» по инициативе граждан, так и «сверху» по инициативе государственной власти;

- стадия артикуляции стремлений, где формулируются цели движения, идейные и организационные основы;

- стадия агитации – привлечение сторонников и участников, пропаганда целей, разъяснений задач организации;

- стадия развитой политической деятельности – проведение программы движения в жизнь по средствам обращения к общественности, влияние на правительство, осуществление политических действий;

- стадия затухания политического движения, когда цели движения достигнуты или оказались неосуществимы, на этой стадии движение может прекратить свое существование или превратиться в политическую партию.

Общественные объединения входят в государственную подсистему общества. Они выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных и иных общностей, оказывают влияние на государственные институты с целью реализации интересов.

Типы общественных объединений: политические и неполитические.

Политические организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Периодически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку и принятие политических решений.

Неполитические организации не ставят целей завоевания государственной власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики.

Формы общественных объединений:

· Политические партии

· Профсоюзы

· Общественно-политические движения

· Спортивные общества

· Женские, молодежные, студенческие организации

· Творческие союзы

· Ассоциации предпринимателей

· Союзы фермеров

· Научные общества

· Религиозные объединения.

По масштабам деятельности выделяют:

­ Международные движения

­ Республиканские движения

­ Местные движения

­ Религиозные движения

Особым типом общественных объединений являются группы давления (термин впервые введен в научный оборот американскими исследователями в 20-е гг. ХХв.) – относительно немногочисленные общественные объединения, добивающиеся удовлетворения своих интересов посредством давления на институты государственной власти, их называют lobby (кулуары).

Эти группы располагают ресурсами и связями с политиками, заключают сделки с бюрократией, оказывают давление на центры власти с целью принятия выгодных решений.

Группы давления оказывают негативные последствия для общества и государства:

· препятствуют удовлетворению общественно-целостных интересов;

· порождают коррумпированность государственных чиновников;

· содействуют укоренению теневых криминальных форм правления;

· дестабилизируют государственную политику, блокируют нужные обществу решения.

Множество неправительственных организаций и движений вместе составляют основу гражданского общества.

Наши рекомендации