Общественно-политические течения в России во второй четверти – конце XIX веке.

Общественно-политическое движение в России во второй четверти XIX века можно охарактеризовать разнообразием направлений.

Несмотря на разгром декабристских организаций, традиции движения продолжали существовать и нашли отражение в создании ряда кружков конца 20-х – первой половины 30-х годов. Характерным для этого времени стало то, что в кач-ве участников тайных кружков стали выступать студенты. Рост числа университетов на это повлияло. Второй отличительной чертой общ. движений после декабристов стало распространение идей социализма. Третья отличительная черта это усиление обращения противников царизма к народу. Участие народа в судьбе страны стало осознаваться как необходимое условие успеха возможных преобразований. В 1830-е года возникают кружки В.Г. Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева, Н.В. Станкевича и др. Большинство из них не желали насильственных действий. Но всех объединяло желание обновления России, поиск новых социальных и политических идей, искреннее стремление к освобождению народа от угнетения и невежества.

Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих порядков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства.
Либералы предлагали постепенное реформирование существующего строя (эволюционный путь развития страны).
Среди либералов складываются 2 течения общественной мысли: западничество и славянофильство, сыгравшие большую роль в обща венном движении и развитии российской общественной мысли.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России.

Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией "официальной народности").Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что русскому народу не нужна политическая власть.

Противниками славянофилов были западники (П. В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин и другие). Вместе с ним выступали А.И. Герцен и В. Г. Белинский, вырабатывавшие и утверждавшие свою революционною концепцию Западничество - также либеральная концепция, однако в ней развивались буржуазные представления о характере будущего развития России. Западники считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее, и поэтому должна прибегать к использованию опыта европейских стран. Они критиковали феодальные отношения и выступали за утверждение буржуазных форм собственности, были противниками крепостного права. А.И. Герцен, соединив европейские идеи "утопического социализма" со специфическими российскими условиями (крестьянской общиной), положил начало социалистической традиции в общественной мысли страны.
Споры западников и славянофилов имели большое общественное значение. Поставив важнейшие проблемы исторического развития, они будили общественную мысль, звали к деятельности, "прогрессу", что являлось, по существу, осуждением казенной теории " официальной народности". Они знаменовали собой формирование буржуазно-либеральной идеологии в России.

Важную роль в формировании и распространении социалистических и революционных идей сыграл кружок петрашевцев, созданный в 40-х годах XIX в (по имени основателя Буташевича-Петрашевского.) Петрашевцы состояли главным образом из разночинцев, а не из дворян-революционеров, хотя в числе их были и дворяне. Участники этого кружка объявили себя последователями Фурье - представителя западного утопического социализма. Но это была не отвлеченная проповедь идей фурьеризма, а тесно связанная с революционной борьбой против крепостничества и самодержавия, которая занимала основное место в их деятельности.

Со второй половины XIX века главным носителем оппозиционных настроений становится интеллигенция. Небольшая часть просвещенного общества встала на сторону либерализма( Кавелин, Чечерин, Гольцен). Сторонники настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ, приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства.

Сторонники радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству об-ва. В 1860 сложилось 2 центра направления: «Колокола» (Герцен) и вокруг журнала «Современник»( Чернышевский)

Первая крупная революционно-демократическая организация «Земля и воля»( 1861) входили чиновники, офицеры, студенты.

Идеолог бунтарского течения революционного народничества Бакунин считал, что русский крестьянин готов к революции, задача интеллигенции- идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Лавров- идеолог пропагандистского течения- не считал народ готовым к революции и отдавал внимание пропаганде. Ткачев считал, что крестьян не надо учить социализму, поскольку группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм.

В 1874 году крупной акцией революционной интеллигенции явилось «хождение в народ». Народники двинулись в деревню, надеясь поднять народ на социалистическую революцию. Но революционеров встретило горькое разочарование. Крестьяне враждебно приняло призывы бунтовать.

После раскола «Земли и воли» образовались «Черный передел» и «Народная воля». Народовольцы считали своей целью убийство царя. 1 марта 1881 было организовано покушение на царя Александра II.

D 1880-1890 Плеханов, Засулич, Игнатов создали в Женеве группу «Освобождение труда». В 1895 в Петербурге марксистские кружки объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В.И.Ульянов (Ленин).

Наши рекомендации