Контрольная деятельность в государственном управлении

Контрольная деятельность в государственном управлении
В зависимости от стадии управленческого процесса делится на:
Текущий контроль
Осуществляется в процессе выполнения властных предписаний (в ходе исполнительно-распорядительной деятельности).
Предварительный контроль
Необходим в осуществлении контроля на промежуточных стадиях сложных управленческих процессов. В этом смысле контроль будет предварительным для следующей стадии процесса.
Последующий контроль
Осуществляется соответственно по окончании выполнения определенных предписаний.
По основанию возникновения
Государственный контроль
Осуществляют специально уполномоченные государственные органы, наделенные властными полномочиями (органы исполнительной власти, суды, прокуратура и др.).
Общественный контроль
Проводится различными общественными объединениями, а также отдельными гражданами.
В зависимости от субъекта контрольной деятельности
Президентский контроль
Формы
  • контроль при формировании Правительства РФ, непосредственно подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента РФ, назначении высшего командования Вооруженных Сил РФ;
  • повседневный контроль за деятельностью Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (председательствование на заседаниях Правительства РФ, непосредственное руководство деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти);
  • контроль за законностью актов органов исполнительной власти (право отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ; право приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта Федерации и т.д.).
Главное контрольное управление
Обеспечивает президентский контроль за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контроль за ходом экономических реформ и выполнением государственных программ, контроль за использованием государственных средств, выделенных целевым назначением, и т.д.
Контроль органов законодательной власти
Контрольные полномочия Совета Федерации
Назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях осуществляется Президентом РФ после консультаций соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения. Согласно п. «г» ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.
Контрольные полномочия Государственной Думы
Государственная Дума: дает согласие Президенту РФ на назначение на должность Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и Уполномоченного по правам человека в РФ; выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная Дума рассматривает также представленный Правительством РФ федеральный бюджет и заслушивает отчет о его исполнении.
Контрольные полномочия Счетной палаты
  • организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.
Контроль органов исполнительной власти
Контрольные полномочия Правительства РФ
  • организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации и осуществляет систематический контроль за исполнением этих актов органами исполнительной власти;
  • в случае нарушений действующего законодательства принимает меры по их устранению;
  • вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.
Контрольные полномочия федеральных органов исполнительной власти
  • контроль над исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • контроль в отношении выдачи органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и конкретных действий юридическим лицам и гражданами;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов, издание индивидуальных правовых актов.
Судебный контроль
Сущность судебного контроля состоит в правовой оценке решений и действий судов, выявлении нарушений законности, прав и интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и интересов, в привлечении виновных к ответственности, в определении причин и условий, порождающих эти нарушения.
Контроль Конституционного Суда РФ
Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде РФ является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Контроль судов общей юрисдикции Российской Федерации
Осуществляют контроль над деятельностью органов управления в различных формах. Так, при выявлении недостатков в работе этих органов (в случае рассмотрения конкретного дела), которые способствовали возникновению дел, суды вправе вынести частное определение.
Контроль арбитражных судов Российской Федерации
  • рассматривают дела об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
  • рассматривают дела о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания.

Наши рекомендации