Социальная помощь и защита в Бельгии.
За рубежом понятие «социальная защита» получило официальное закрепление в 40-х гг. прошлого столетия, далее распространилось в нормативных актах объединяющейся Европы. Как отмечал Антропов В. В. , не всегда усматривается различие в объеме терминов «protection sociale» и «securite sociale». Однако категория социального страхования, включаясь в систему социальной защиты, является более узкой по смыслу. Система социальной защиты Бельгии имеет два направления: так называемый классический сектор социального обеспечения — «securite sociale» и сектор социальной помощи — «l’aide sociale».
Социальная защита Бельгии в классическом понимании включает в себя следующие ветви:
1) пенсионное обеспечение по старости и оказание помощи пережившему супругу; 2) помощь, предоставляемая в случае безработицы; 3) страхование против несчастных случаев на производстве; 4) социальное страхование от профессиональных заболеваний; 5) семейные выплаты; 6) страхование от нетрудоспособности и инвалидности; 7) выплаты, связанные с ежегодным отпуском.
Кратко отметим, что, в отличие от российского законодательства, регулирующего систему отношений в сфере несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках единого правового института, бельгийская система права предусматривает разграничение, включая особые правовые требования к тому или другому случаю.
Для работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой, существуют, к тому же, социальное страхование на случай банкротства и режим выплаты пособий по социальному страхованию на случай родов или усыновления ребенка.
Второе направление — режим социальной помощи, устанавливает виды помощи по остаточному принципу, который включает в себя: 1) выплаты гражданам, не имеющим средств к существованию; выплаты для обеспечения прожиточного минимума (так называемые восполняющие доходы «le revenu d’integration»); 2) гарантированные выплаты престарелым гражданам; 3) гарантированные семейные пособия; 4) пособия гражданам-инвалидам.
Единая система классического социального обеспечения распределена на режимы, предназначенные для реализации своих прав в рамках тех или отношений: 1) наемных работников, получающих заработную плату от работодателя; 2) независимых работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой; 3) должностных лиц, государственных служащих, чиновников . Формируясь под влиянием реформ немецкого канцлера Бисмарка, с одной стороны, и лорда У. Г. Бевериджа (английского политического деятеля и экономиста, одного из авторов реформы социального обеспечения), с другой, системы социальной защиты Бельгии и соседних с Бельгией стран восприняли положения двух вариантов.
Так, в соответствии с вариантами, предложенными Бисмарком, был создан механизм финансирования системы социального обеспечения за счет отчислений, производимых работниками и работодателями, при участии государства в системе выплаты пенсий. Получение социальных выплат было связано, прежде всего, с заработной платой, и эта связь определяла гарантию поддержания жизни на надлежащем уровне, если наступают обозначенные риски. Также к заслугам Бисмарка в определении места в системе социальной защиты Бельгии можно отнести основные принципы солидарности трудящихся граждан. Роль нововведений лорда Бевериджа заключается в расширении сферы участия в системе социального обеспечения граждан, не ограничиваясь только гражданами, получающими зарплату. За счет налогов появилась возможность предоставить обеспечение всем гражданам, независимо от занятости в случае болезни, безработицы, старости и других рисков.
Так, например, пенсионное обеспечение определяется в зависимости от произведенных выплат (по Бисмарку), в то же время все граждане имеют право на получение выплат с целью покрытия расходов на госпитализацию (основываясь на предложениях Бевериджа). Также в формировании социальной защиты Бельгии к заслугам Бевериджа, безусловно, можно отнести социальную помощь. Именно сочетание признаков двух систем позволяет говорить о силе и эффективности системы социального обеспечения Бельгии.
Организация системы социального обеспечения Бельгии зависит от наличия особых режимов, к которым относятся:
1) режим для работников, получающих заработную плату;
2) режим для граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой;
3) режим для должностных лиц, служащих государственных органов.