Проблема подконтрольности пространства в условиях войны США во Вьетнаме
Китайский опыт «прорыва в лидеры» был только наиболее ярким проявлением тенденции к нарастанию сопротивления восточно-азиатских стран попыткам включить их в структуру двудержавного регулирования. Малые и средние страны региона прибегали к поддержке более мощных держав. Но, во-первых, они, скорее, пытались играть на противоречиях между ними, чем становиться сателлитами одной из них; во-вторых, государства региона сохраняли представление о ценности «самопомощи», то есть способности самостоятельно или при увеличивающейся доле собственных усилий решать национальные задачи; в-третьих, они сохраняли автономность в сфере восприятия региональных реалий.
Абсолютизация коммунистической угрозы в последние годы администрации Д.Эйзенхауэра приобрела такую форму, что в январе 1961 г., передавая власть Дж.Кеннеди, он завещал: «Лаос был ключом ко всей зоне Юго-Восточной Азии. ... Если мы позволим Лаосу пасть, нам придется сдать и весь этот район»1. Речь, между тем, шла лишь о том, что в этой маленькой стране продолжалось противостояние правых и левых. Нейтрализм принца Суванна Фумы и его склонность к компромиссу с Патет Лао делали его неприемлемой для США фигурой. Поддержав правых, Вашингтон способствовал отстранению его от власти в 1959 г. Но в результате военного переворота в августе 1960 г. Суванна Фума снова возглавил правительство во Вьентьяне и, пытаясь противостоять давлению правых, установил в сентябре 1960 г. дипломатические отношения с СССР. В ответ правые группы предприняли наступление на столицу, вынудив правительство бежать в Камбоджу. Однако Москва стала оказывать по воздуху помощь Патет Лао, который к маю 1961 г. установил контроль над половиной территории страны.
Соединенные Штаты рассматривали вопрос о направлении войск в Лаос. Но президент Дж.Кеннеди счел возможным откликнуться на предложение Н.Сианука возобновить Женевскую конференцию по Индокитаю для мирного урегулирования кризиса. В июле 1962 г. представители 14 стран, включая СССР, США, Британию, КНР, Францию, Бирму, Таиланд, Индию, Канаду, Польшу (последние три - в качестве членов международной контрольной комиссии по соблюдению соглашения) подписали декларацию о нейтрализации Лаоса2. В Лаосе было создано коалиционное правительство, включившее в себя представителей основных соперничавших сил. Однако к 1963 г. стало ясно, что страна фактически разделилась на две зоны, контролируемые Патет Лао и правыми группами во главе с Фуми Насаваном.
Ситуация в Лаосе, второстепенная по значимости и тяготевшая к формуле «буферного» решения, могла стабилизироваться и при отсутствии единого правительства. Основным источником разрушительных импульсов в Индокитае было положение в Южном Вьетнаме. В 60-х годах злоупотребления Нго Дин Дьема были очевидны. Хотя в 1959 г. борьбу против правительства начали коммунисты, их поддержали умеренные слои - буддистские организации и общественные группы, среди которых буддизм имел влияние. Раздражение против действий Нго Дин Дьема и членов его семьи, захвативших важные государственные должности, было сильным и в среде военного командования. Попытки президента, опасавшегося заговора, делать частые кадровые перестановки усиливали подозрительность генералитета.
Но «католический фактор», бывший основой приязненных личных отношений Нго Дин Дьема с Дж.Кеннеди в пору, когда тот еще был сенатором, мешал Дж.Кеннеди-президенту трезво оценить причины слабости южновьетнамского режима. Между тем, Фронт национального освобождения в 1962 г. выдвинул идею распространить формулу нейтрализации Лаоса на Камбоджу и Южный Вьетнам. Президент Франции Шарль де Голль, с раздражением воспринимавший попытки США «занять место Франции» в Индокитае, поддержал план нейтрализации, но идея не была принята Сайгоном.
В мае-августе 1963 г. по Южному Вьетнаму прошли протесты буддистов против преследований. Затем начались репрессии, в ходе которых около полутора тысяч монахов было арестовано. Это резко обострило обстановку и вызвало негативную реакцию за рубежом. Учитывая неспособность Нго Дин Дьема найти взаимопонимание с умеренными слоями общества, американская администрация санкционировала контакты своих представителей в Сайгоне с группой южновьетнамских военных. Силами последних 1 ноября 1963 г. был осуществлен переворот, в ходе которого Нго Дин Дьем был убит. Через несколько недель в Далласе был убит и президент Дж.Кеннеди.
В декабре 1963 г. новое американское руководство пришло к выводу о том, что и новое южновьетнамское правительство не в состоянии контролировать ситуацию. Попытка военных примирить буддистов с католиками имела ограниченный успех, а ослабление репрессий способствовало формированию новых политических течений, которые добавили неопределенности. В январе 1964 г. в стране произошел следующий переворот, но и новое правительство не обеспечило порядка. Напор оппозиции не ослабевал, а правительство контролировало не более половины сельских районов. Были основания ожидать победы сторонников нейтрализации Южного Вьетнама, что, по мнению американской администрации, было равнозначно утверждению в нем коммунистов3. США склонялись к необходимости вмешательства.
ДРВ тоже была настроена расширить помощь ФНО. При ограниченности собственных ресурсов Ханой стремился при этом опереться на поддержку из-за рубежа. Но Советский Союз показал себя сторонником «буферного» решения. В задачи Москвы не входило обострение отношений с Вашингтоном из-за Северного Вьетнама. В вопросах революционной войны союзником Хо Ши Мина мог быть Китай. Начало 60-х годов было апогеем вьетнамо-китайского сотрудничества. В 1962 г. северовьетнамское правительство поддержало Пекин в китайско-индийском конфликте. В мае 1963 г. в Ханое побывал Председатель КНР Лю Шаоци, после чего ДРВ солидаризировалась с китайской концепцией войн за национальное освобождение. Ханой отказался присоединиться к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия и осудил его4. Эти шаги были восприняты в Москве с неодобрением. Не поддерживая установки на вооруженную борьбу, СССР оказал давление на Вьетнам посредством свертывания предоставляемой ему помощи. В 1964 г. она была сокращена вдвое по сравнению с 1962 г.5
Начало интервенции США изменило ситуацию. 4 августа 1964 г. два американских миноносца в Тонкинском заливе, войдя в территориальные воды Северного Вьетнама, спровоцировали атаку северовьетнамских катеров. Используя инцидент, администрация Л.Джонсона обратилась в конгресс за разрешением применить силу. Соответствующая резолюция («тонкинская») была принята. В ней говорилось о том, что конгресс «одобряет и поддерживает необходимые меры для отражения нападения на вооруженные силы США и предупреждения дальнейшей агрессии»6.
Как отмечает американский исследователь Мин Чен, «в целом новые события ослабили прежнюю уверенность в том, что во Вьетнаме, да и вообще везде, США имеют дело с монолитом коммунистических сил, рвущихся к мировому доминированию. Но поскольку администрация Л.Джонсона продолжала считать советско-китайский раскол семейной ссорой, ей не удалось переориентировать свою политику в отношении обеих коммунистических держав так, чтобы воспользоваться преимуществами вновь образовавшихся трехполярных отношений и изменить свои биполярные представления о ситуации»7.
Администрация рассматривала две формы вмешательства: бомбардировки территории ДРВ с целью побудить ее к прекращению оказания помощи югу [1] и высадку американских войск в Южном Вьетнаме [2]. Тонкинская резолюция санкционировала и то, и другое. Однако Л.Джонсон не хотел начинать войну в 1964 г., поскольку в ноябре ему предстояло выступать на президентских выборах против «крайнего» республиканского претендента Барри Голдуотера, и он стремился противостоять сопернику в образе сдержанного, ответственного политика.
После переизбрания Л.Джонсона последовала эскалация. В феврале 1965 г. начались бомбардировки ДРВ, а в июле во Вьетнам были направлены сухопутные части, численность которых к концу 1965 г. достигла 150 тыс. чел. Касаясь адекватности решения США, Р.Томпсон, замечает: «Все дело было в том, что Эйзенхауэр и Кеннеди сделали Южный Вьетнам вопросом национального престижа для Соединенных Штатов. Одновременно они приписали этой маленькой стране стратегическое значение, в котором не усомнился и Джонсон»8.
Администрация Л.Джонсона действовала оглядываясь на предшественников. Президент боялся быть обвиненным в «потере Вьетнама», как в «потере Китая» был обвинен Г.Трумэн. Л.Джонсон, подобно Д.Эйзенхауэру, воспринимал вьетнамскую ситуацию в контексте «теории домино»9. Но в отличие от них обоих он видел разницу между перспективами общей и локальной войны. Интервенция во Вьетнаме была ограниченным конфликтом, не обязательно - это в Вашингтоне уже знали - сопряженным с автоматическим вовлечением в него СССР и даже Китая.
После прихода к власти в СССР нового руководства Москва стала отходить от линии на минимальное участие в конфликте. Во-первых, новому руководству хотелось преодолеть раскол в комдвижении и подтвердить свою способность оставаться его лидером. Во-вторых, СССР смущало отчуждение в отношениях не только с Ханоем, но и Пхеньяном, наметившееся в последние годы пребывания у власти Н.С.Хрущева. Требовались шаги если не для восстановления советского влияния в этих странах, то для предупреждения их блокирования с КНР на антисоветской основе. В-третьих, советское руководство было уязвлено инцидентом, когда американские ВВС нанесли массированный бомбовый удар по Ханою в момент пребывания там с официальным визитом председателя совета министров СССР А.Н.Косыгина 7-8 февраля 1965 г. Как бы то ни было, Советский Союз занял более активную позицию в вопросе оказания поддержки ДРВ. Вместе с тем, СССР не выходил за рамки «буферной» политики.
Одним из проявлений новой линии было адресованное Китаю и Северному Вьетнаму в апреле 1965 г. предложение о единстве действий в интересах борьбы с американским вмешательством. Однако этот план не были принят КНР10. Ряд исследователей считает, что тем самым КНР стала подавать сигналы, указывающие на ее нежелание содействовать разрастанию войны. Эти сигналы были не сразу распознаны в США. Только в апреле 1966 г. представители американской администрации сделали ряд заявлений, в которых признавали сдержанность китайской политики во Вьетнаме и указывали на отсутствие у США намерения вступать в конфликт с КНР. Аналогичные по смыслу заявления последовали в мае 1966 г. и со стороны китайского руководства, хотя в сентябре 1966 г. КНР повторила свою позицию относительно того, что нападение на ДРВ будет рассматриваться как нападение на Китай (впервые об этом было заявлено после принятия «тонкинской» резолюции в 1964 г.)11. На фоне этих сигналов в 1966 г. в Варшаве открылись перенесенные туда из Женевы американо-китайские переговоры о нормализации отношений на уровне послов.
С весны 1966 г. поворот к переговорному урегулированию конфликта под влиянием Москвы обозначился и в политике ДРВ. К январю 1967 г. он стал заметным после того, как Ханой заявил о готовности вступить в переговоры с США в случае безусловного прекращения бомбардировок северовьетнамской территории. Эта позиции была поддержана Советским Союзом. В феврале 1967 г. в ходе визита А.Н.Косыгина в Великобританию глава британского кабинета передал ему адресованное северовьетнамским руководителям послание Л.Джонсона по поводу нормализаций отношений. СССР выступил посредником между США и ДРВ. Однако результатов эта миссия не дала.
Только в марте 1968 г. в преддверии новой президентской кампании американские ВВС прекратили бомбардировки Северного Вьетнама, вслед за чем в апреле начались американо-вьетнамские переговоры. Но вьетнамская сторона затягивала их, используя как мирную передышку. В меморандуме государственного департамента США, представленном в СНБ в январе 1969 г., отмечалось, что «советские возможности влиять на политику ДРВ ограничены твердым намерением Ханоя сохранить максимум свободы маневра внутри разобщенной коммунистической системы и успешно освоенной Ханоем практикой игры на противоречиях между СССР и Китаем, позволяющей ему избегать решающего влияния на его политику со стороны соперничающих между собой обоих его могущественных покровителей»12. Мнение об устойчивости ДРВ к советскому и китайскому влиянию подтверждали эксперты министерства обороны США, ОКНШ и сотрудники американского посольства в Сайгоне.
В 1968 г. радикализм «культурной революции» в Китае стал слабеть. Сближение ДРВ с СССР и тенденция к нормализации отношений СССР с США в сочетании со страхами, вызванными вмешательством СССР в Чехословакии подтолкнули КНР к пересмотру политики в отношении США. В ноябре 1968 г. МИД Китая выступил с предложением провести переговоры о заключении китайско-американского соглашения о нормализации отношений на принципах мирного сосуществования. Это был шаг, адресованный новому американскому руководству, так как выборы 1968 г. в США выиграл кандидат республиканской партии Р.Никсон, с 1967 г. известный своим мнением о необходимости перестроить американскую политику в Азии с учетом «реалий в Китае»13.
После прихода к власти новая администрация начала уточнять внешнеполитические ориентиры. 21 января 1969 г. СНБ разослал в государственный департамент, ЦРУ, ОКНШ, а также послу в Сайгоне меморандум, содержащий ряд оценочных вопросов относительно политики СССР во Вьетнаме. Касаясь достоверности предположений о давлении в пользу компромисса с США, которое Вьетнам мог испытывать со стороны Москвы и Пекина, ответ госдепартамента указывал на критику Китаем посреднических усилий СССР. В документе признавалось, что действия советской стороны в 1967 и 1968 гг. показали, что «СССР использует свое влияние на Ханой своевременно, а также в общем и по существу конструктивно»14. Выводы ЦРУ совпадали с мнением госдепартамента.
В мае 1969 г. в Париже начались контакты США и ДРВ относительно вывода войск США из Вьетнама. Принципиальное решение о его необходимости в Вашингтоне уже созрело и требовалось его политическое обоснование. В июне 1969 г. президент Р.Никсон огласил новую доктрину политики США в Азии, в основу которой был положен принцип «вьетнамизации» войны - то есть перенос основного бремени физического ведения боевых действий с американских экспедиционных войск на части регулярной армии правительства Южного Вьетнама.
Доктрина Р.Никсона означала, что США снимают с себя ответственность за устойчивость союзных режимов в Азии силовыми методами. Более того, даже в случае агрессии извне азиатским союзникам США предстояло принять на себя ответственность за, так сказать, первую линию своей обороны. Вашингтон гарантировал «ядерный зонтик», сдерживая опасность вмешательства со стороны враждебных великих держав. Но урегулировать конфликты с соседями азиатским странам предстояло опираясь на собственную живую силу, хотя США были готовы оказывать авиационную и военно-морскую поддержку. Новый подход предусматривал и сокращение баз на иностранной территории. Их значение предполагалось сократить за счет использования подвижных баз - подводных лодок и морской авиации. Во всем, что выходило за рамки безопасности непосредственно Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Таиланда и Филиппин, американская администрация была склонна искать взаимопонимания с Советским Союзом на базе нейтрализации соответствующих стран и районов15.