Раннефеодальная монархия IX — начала XII в.

Великий князь Киевский
   
Дружина
Старшая дружина. Бояре (знать)
Младшая дружина (гриди)
   
Местные (удельные) князья Посадники, волостели
   
Местная дружина
   
Погост, становища, волости

История Киевской Руси, хронологические рамки которой боль­шинство историков определяют как IX — начало XII в., условно мо­жет быть разделена на три больших периода. Первый (IX — середи­на X в.) — время первых киевских князей; второй (вторая половина X — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Муд­рого, эпоха расцвета Киевской державы; третий (вторая половина XI — начало XII в.) — переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам.

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX —СЕРЕДИНА X в.)

Объединение Новгорода и Киева.С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник «Тысячелетие Рос­сии», скульптор М. О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неодно­кратно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев — Синеус — на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой — Трувор — в Изборске (непо­далеку от Пскова). Историки считают имена «братьев» искажением древнешведских слов: «синеус» — «со своими родами», «тру-вор» — верная дружина. Это обычно служит одним из доводов про­тив достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно ле­тописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, со­вершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободи­ли киевлян от хазарской дани.

После смерти в 879 г. Рюрика, не оставившего после себя на­следника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впо­следствии в исторической литературе называть династию киевских князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь — «державой Рюрикови­чей»), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяж­ских отрядов Олег (879—911).

Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками.В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Ас­кольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. Еще большую известность по­лучил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.

В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под сте­нами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летопи­сец, «на двое харатьи», т. е. в двух экземплярах — на русском и гре­ческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появи­лась задолго до принятия христианства. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Ки­евской Руси). Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письмен­ные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включе­ния различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

Князь Игорь. Восстание древлян.После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912—945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летопи­си,— восстание древлян в 945 г. Сбор дани в древлянских землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом, чье

              Рюрик (Трувор, Синеус)              
              862 - 879              
                                       
                Олег                
                879 - 912                
                                       
          Игорь         Ольга          
          912 - 945         945 - 957          
                                       
                Святослав                
                957 - 972                
                                       
                                       
    Ярополк       Олег       Владимир Святой  
    972 - 980       Ум. 977       980 - 1015  
                                       
                                       
  Святополк Окоянный     Ярослав Мудрый   Борис   Глеб
  1015—1019     1019-1054   Ум. 1016   Ум. 1016
                                       
                                       
Владимир   Святослав II   Изяслав I   Всеволод I
Ум. 1032   1073 - 1076   1054 – 1068, 1069 – 1073, 1076 - 1078   1078 - 1093
                                       
                                       
Ростислав   Олег   Давид   Святополк II   Владимир Мономах
    Ум. 1115   Ум. 1123   1093 - 1113   1113 - 1125
                                       
                                       
Володарь   Всеволод II Игорь II   Изяслав III   Мстислав   Ярополк   Юрий
  1139 - 1146   1157 - 1159   Великий     Долгорукий
                          1125 - 1132       1149 - 1151
                                    1155 - 1157
                                 
                                 
Владимир   Изяслав II   Ростислав   Андрей   Михаил     Всеволод
    1146 - 1149   1154– 1156   Боголюбский   1175 - 1176     Большое
        1151 - 1154   1159 - 1167   1157 - 1174           Гнездо
                                    1176 - 1212
Ярослав   Мстислав II   Ярослав                      
Осмысл   1167 - 1169   Ум. 1175                      
Ум. 1187                                  
                                       
      Роман                            
      Галицкий                            
      Ум. 1205                            
                                       
                                       
Василько   Даниил   Константин   Юрий II   Ярослав II   Святослав
Ум. 1271   Галицкий   1216 - 1219   1212 – 1216   1238 - 1246   1246 - 1247
    Ум. 1264       1219 - 1238        
                                       
                                       
Михаил   Андрей   Александр Невский   Ярослав III   Василий Костромской
1247 - 1248   1248 - 1252   1252 - 1263   1263 - 1272   1272 - 1276
                                       
                                                                                                                             

обогащение вы­звало ропот в дружине Игоря. Дружинники Игоря заявили: «Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам». Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отря­дом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности).

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отря­дом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Пова­дится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружи­ну Игоря перебили, а князя казнили.

Уроки и погосты.После смерти Игоря его жена Ольга (945—957) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе со­жжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были пере­биты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предло­жила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской сто­лице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летопи­си, около 5 тыс. человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров, хранились необходимые запасы продовольствия и ос­танавливалась княжеская дружина во время сбора дани, появились погосты — видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно — древлян.

Походы Святослава.Одни историки считают Святослава (957—972) — сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорилмордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в бол­гаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесе­нии столицы своего государства на Дунай, в город Переяславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным грече­ским войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золо­том, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава уби­того. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагают, при­надлежали Святославу и его дружинникам.)

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI в.)

Владимир I.После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскуюземлю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит, Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I(980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Про­исходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княже­ские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочис­ленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на грани­це со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства.В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из уче­ников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «По­весть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) пока­зывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерус­ского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему пред­шествовало участие киевской дружины в борьбе византийского импе­ратора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владими­ра свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротив­ление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею ра­венства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от чест­ного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и (справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую воль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние ви­зантийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митропо­лит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные об­ласти Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церк­ви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, составляв­шего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследст­вии размер этого налога изменился, а его название осталось преж­ним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил на­звание от пещер — печер, в которых первоначально селились мона­хи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый.Двенадцать сыновей Владимира от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, кня­живший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тен­денций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наи­высшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезо­пасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного по­хода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чуд­ского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил пече­негов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудро­сти, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Яро­славе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и пере­воду книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назна­чить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Ил­лариона— русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торже­ственную запись «об успении (смерти.—Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупней­шие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всево­лода Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в рус­ской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Социально-экономический строй Киевской Руси.Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала фео­дальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передавав­шееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр кресть­янские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани,— «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда назва­ние этой категории населения — «закупы». Закуп должен был рабо­тать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовла­дельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели до­вольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господ­ствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключа­ются в огромной роли государственного сектора в экономике стра­ны — наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодаль­ный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриар­хальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркива­ют раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы ха­рактер Киевской державы.

«Русская Правда».Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных пра­вил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важ­нейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Яросла­ву Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Зако­ны Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользо­ваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60—70-х гг. XI в.Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068—1072 гг. Наибо­лее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) — Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) — от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ раз­громил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский пре­стол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новго­роде, в Ростово-Суздальской земле.

«Правда Ярославичей».Восстания конца 60-х — начала 70-х го­дов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Рус­ская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Прав­ды Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вот­чины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем распо­лагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюш­ни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него су­ществовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сель­ские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчи­не имелись также ремесленники и ремесленницы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разни­цу в плате за убийство различных категорий населения, отразив за­боту государства о защите собственности, жизни и имущества фео­далов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружин­ников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оце­нивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен.

ПЕРЕХОД К УДЕЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XI —НАЧАЛО XII в.)

«Очередной» порядок престолонаследия.Умирая, Ярослав Муд­рый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завешал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «очередного» или «лествичного» (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могуще­ства каждого отдельного княжества — с другой, личные амбиции — с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же от­дельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев — бояр, а также на доходах, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

Любечский съезд.Со смертью в 1093 г. последнего из Яросла­вичей — Всеволода в соответствии с «лествичным» порядком престо­лонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093—1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того, он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления вла­сти. Так, при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, про­цветало бесконтрольное ростовщичество.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всево­лодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любеч­ский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам — половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдель­ные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала XIII в.

Владимир Мономах.После смерти Святополка II в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских упра­вителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало че­тыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113—1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступ­ки, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законо­дательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что гово­рит о том, что закупничество стало очень распространенным институ­том и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то что признаки дробления усилива­лись, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мо­номахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха Его же ной стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил «ворошить летописцы» часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей — шапки Мономаха преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была составлена начальная русская летопись «По весть временных лет». Владимир Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель. Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125— 1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший истории название периода раздробленности или удельного периода.

Глава 4.

РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА

Наши рекомендации