Экономическое развитие в 1950-1970-х гг.
Рост экономики в 1956-1965 гг. обеспечивался за счет увеличения капиталовложений, трудового энтузиазма, ускорения научно-технического прогресса, хозяйственных реформ.
Завершив первые послесталинские реформы, Хрущев выдвигает идею: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству.
В этот период в Казахстане были введены сотни новых предприятий, среди них: Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат, Усть-Каменогорский конденсаторный завод, Чимкентский завод электроаппарат, Иртышский химико-металлургический завод и др.
Валовая продукция промышленности Казахстана возросла в 1956-1960 гг. на 74%. За 10 лет произошел рост производства потребительских товаров. У жителей республики появились телевизоры, стиральные машины, холодильники, магнитофоны, мебель. Но объемы производимых предметов потребления не отвечали спросу.
Директивная экономика практически не реагировала на возрастающий спрос. Некоторые товары в республике вообще не производились. Такая ситуация складывалась из-за приоритетного развития тяжелой промышленности. Вложения в производство средств производства (группа А) превосходила производство предметов потребления (группа Б).
В таких условиях преодолеть разрыв между США и СССР было практически невозможно. Советское руководство не могло концентрировать все ресурсы на повышение благосостояния (как в свое время Сталин концентрировал их на тяжелой промышленности). Перед страной возникло много новых задач, как гонка вооружений, космическое соревнование и сельское хозяйство.
Промышленность развивалась не за счет интенсификации, а за счет строительства новых предприятий, т.е. экстенсивно. Темпы экономического роста обеспечивались жесткими методами командной экономики.
Нараставшие в экономике проблемы Хрущев пытался решить различными реформами. Наиболее радикальной была реформа 1957 г. Промышленность стала управляться местными органами (Совнархозы), а не отраслевыми органами (Министерства).
В Казахстане был образован Республиканский совнархоз и 8 региональных Советов. Вместо расширения хозяйственной самостоятельности предприятий был выбран путь децентрализации управления экономикой. В результате несколько улучшилось положение небольших и средних предприятий, упростилось руководство производством, однако в то же время осложнилось проведение единой технической политики, упали качественные показатели. Реформы потерпели крах и после 1964 г. были свернуты. Территориальный принцип управления экономикой вновь был заменен отраслевым.
В 50-х гг. в Казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе Карагандинского металлургического и Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбинатов. Всего в 50-ые гг. вступило в строй почти 700 новых предприятий, в том числе такие крупные как Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, ряд гидроэлектростанций на Иртыше, бурно развивалась сеть железных дорог, составившая к 1960 г. 11,47 тыс. км. В 1958 г. была создана Казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики.
В начале 60-х гг. встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрению новых технологий, электрификации производства, механизации и автоматизации производства. Это привело к некоторому росту производительности труда, росту наукоемких производств.
Реформа 1965 г. Явная несостоятельность реформ Хрущева привела к новым изменениям в организации управления экономикой. В 1965 г. вновь были образованы отраслевые министерства и ведомства. Вместе с этим хозяйства получили некоторую самостоятельность. Был введен хозяйственный расчет (хозрасчет), предусматривающий стимулирование труда. Для этого на предприятиях вводились новые показатели – стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, организовывались фонды стимулирования, премирования за перевыполнение плановых показателей. В Казахстане 1966 г. на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу 1967 г. в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 предприятия. К 1970 г. уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет. Значительно выросла рентабельность и производительность труда, быстрыми темпами развивалась легкая промышленность, транспорт, энергетика, новые отрасли – химическая промышленность и машиностроение. В начале 70-х годов возникла объединенная Северо - Казахстанская энергосистема, пущено в действие 48 новых предприятий пищевой промышленности.
Однако с начала 70-х годов реформы стали сворачиваться. Власти начали возвращаться к консервативным моделям хозяйствования. Основные усилия стали направляться на развитие оборонной, тяжелой промышленности, энергетики. За счет увеличения продажи сырья за рубеж началась широкомасштабная закупка иностранного оборудования. Так, с 1972 по 1976 год импорт оборудования вырос в 4 раза. Одновременно начался процесс централизации управления экономикой, стандартизации и усиления контроля над огромным количеством нормативов и правил. На каждый продукт появились две цены - оптовая и нормативная, что привело к перерасчету всех внутригосударственных расчетов, длившихся весь 1982 г. В итоге начали набирать темпы инфляционные процессы.
Еще одной причиной нарастания кризисных явлений стало демографическое положение в СССР. С 1975 г. в целом по стране началось уменьшение доли трудоспособного населения, что не позволяло наращивать промышленное производство за счет массового привлечения новой рабочей силы. Казахстан так и остался преимущественно сырьевой базой, в республике хозяйничали ведомства и министерства, до 60% необходимых товаров завозились из-за пределов республики.
Освоение целины. В начале 50-х годов в стране ощущалась нехватка продовольствия и после неурожая 1953 г. ситуация была настолько серьезной, что требовала незамедлительного решения.
Помимо финансовой помощи селу предполагалось предоставить хозяйствам некоторую самостоятельность. Предпринимались меры по стимулированию подсобных хозяйств. Выросли расходы на развитие социальной сферы села и аула. На основные продукты подняли закупочные цены. Значительно укрепилась материально-техническая база, совхозы и колхозы Казахстана получили 169 тысяч тракторов, 98 тысяч комбайнов, 73 тысячи грузовых машин и другую технику. Результатом предпринятых мер стал рост, впервые со времен НЭПа, валовой продукции сельского хозяйства (примерно в два раза). Однако административно-командная система партийно-государственного управления, своим некомпетентным вмешательством, сводила на нет положительные сдвиги.
Теоретически решение вопросов могло осуществиться двумя путями.
1 вариант: через подключение личного интереса (как в годы НЭП), т.е. путем изменения системы производственных отношений, перехода к рыночным механизмам.
2 вариант: через так называемую экстенсивную модель (введение в оборот гигантских массивов под зерновые культуры, главным образом на востоке страны). Понятно, что система выбрала привычную экстенсивную модель, чтобы не отступать от идеологических принципов.
Проект обсуждался на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК КПСС с представителями из Казахстана и затем с экспертами. Так возникла хрущевская идея целины, где главная роль отводилась Казахстану. Нужно отметить, что целина не находила поддержки в руководстве партии.
В 1954 г. на февральско-мартовском Пленуме ЦК КПСС была поставлена задача расширить посевы зерновых за счет целинных земель на 13 млн. га. Но уже в последующие годы принимались решения о дальнейшем увеличении посевных площадей до 20-25 млн. га.
Наиболее масштабными были распашки на севере Казахстана. Для реализации поставленных задач ЦК КПСС произвели кадровые перестановки, мотивируя это необходимостью «усиления» аппарата партийного руководства республики.
Без учета мнения членов ЦК КП Казахстана в Москве принимались решения по смещению и назначению руководителей республики. Первым секретарем ЦК КП Казахстана, как было уже сказано, в был избран 1954 г. П.К.Пономаренко, вместо снятого с этой должности Ж.Шаяхметова. Всего с 1954 по 1964 год в Казахстане руководство сменялось 6 раз. Л.И.Брежнев руководлил республикой в 1955-1956 гг., И.Д.Яковлев – в 1956-1957 гг., Н.И.Беляев – в 1957-1960 гг., Д.А.Кунаев – в 1960-1962 гг., М.Юсупов – в 1962-1964 гг. и с 1964 г. вновь – Д.А.Кунаев.
Сам Н.С.Хрущев побывал в Казахстане 6 раз и по его инициативе северные области были преобразованы в Целинный край, город Акмолинск был переименован в Целиноград. На освоение целины были направлены огромные людские и материальные ресурсы. По призыву партии приезжали десятки тысяч работников сельского хозяйства. Так только в1954-56 гг. в Казахстан прибыло более 640000 человек. Нужно отметить, что в первые годы на целине вместе с потоком энтузиастов побывало не мало случайных людей стремившихся к быстрым заработкам. Столкнувшись с первыми трудностями, они покидали целину, в результате была высокая текучесть рабочей силы. Для материальной заинтересованности целинникам предусматривались значительные льготы. Это – единовременные денежные пособия до 1000 рублей на главу семьи и по 200 рублей на каждого члена семьи, бесплатный проезд с имуществом, кредит для постройки дома до 10000 рублей сроком на 10 лет, до 2000 рублей на приобретение скота, освобождение от сельхоз. налогов до 5 лет.
Масштабы целины и сжатые сроки реализации требовали большого количества техники, стройматериалов, транспорта. Приток людей вызывал необходимость обеспечения жильем, питанием и другими социально-бытовыми условиями, с чем руководство не всегда справлялось. На осуществление правительственной задачи работала вся страна, с разных ее концов на целину отправлялись сельхозтехника, стройматериалы, предметы быта, продукты питания.
Уже к августу 1954 г. в Казахстане было распахано 6,5 млн.га. К началу 1955 г. площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 г. началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960 гг.) было распахано 25,5 млн.га. Для обеспечения новых земель рабочей силой была проведена мобилизация добровольцев из западных районов страны. Им предоставлялись значительные льготы – бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1 тыс. руб., кредит на постройку до 20 тыс. руб. на 10 лет, до 2 тыс. руб. на приобретение скота, освобождение от сельхозналога от 2 до 5 лет. Всего на освоение целины в 1954 - 59 гг. было выделено более 20 млрд. руб.
Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 г., были достаточно благоприятными. В 1956 г. в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. тонн зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-ых г. стали превращаться в серьезную проблему. К 1960 г. в Северном Казахстане из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 млн. га почв. .Эффективность целинных почв ежегодно падала и если в 1954-58 гг. средняя урожайность была 7,3 ц/га, то в 1961-65 гг. – 6,1 ц/га.
Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики – животноводства. В 1955 г. пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясные породы скота.
В период освоения целины ухудшилась демографическая ситуация в республике. Удельный вес казахского населения значительно сократился. По резуьтатам переписи населения 1959 года представителей коренной национальности в Казахстане было 2 млн. 787 тыс. человек, т.е. 29% от общей численности населения. На местах закрывались национальные школы, большинство казахских детей из аулов стали обучаться в укрупненных школах-интернатах с русским языком обучения. Лишь с получением независимости в республике стали избавляться от процесса масоовой руссификации.
Начало 70-х гг. ознаменовалось попытками интенсифицировать сельское хозяйство на основе комплексной механизации, химизации и мелиорации земель. Планировалось перевести животноводство на промышленную основу. В 1977 г. началась поддержка частного сектора в сельском хозяйстве, были сняты ограничения на поголовье домашнего скота, увеличена площадь приусадебного участка. В начале 80-ых годов продолжающаяся стагнация в сельском хозяйстве заставила власти пойти на еще более радикальные реформы. Были образованы агропромышленные комплексы с включением сельскохозяйственных, научно-исследовательских и промышленных предприятий, введен бригадный подряд, однако эти меры не дали желаемого результата. Те тенденции, которые были заложены в сельском хозяйстве, еще в 50-е годы продолжали на растать. Валовый сбор зерна и поголовье скота росли медленно, остро чувствовался недостаток рабочей силы, с конца 70-х годов вновь остро встала проблема обеспечения населения мясными и молочными продуктами. Ежегодно СССР вынужден был закупать за границей около 40 млн. тонн зерна.
В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.