Социальные аспекты образования
Как и в некоторых западных странах, отмечается тенденция рассматривать образование отдельно от социальной политики и здравоохранения и причислять к фундаментальной науке и инновационной политике – также государственному сектору, но связанному скорее с экономикой, чем с социальной сферой. Кроме того, актуальной проблемой реформирования системы российского образования является его коммерциализация, например, посредством внедрения системы образовательных кредитов, государственного заказа на подготовку специалистов на конкурсных основах, поощрения конкуренции между учебными заведениями.
Необходимость государственной поддержки образования обосновывается не целями и задачами социальной политики, а большим временным лагом между расходами на образование и получением добавленной стоимости от специалистов. Наивысшая стоимость специалиста с высшим образованием на предприятиях с низким уровнем текучести персонала приходится на возраст 35-40 лет с учётом его будущей работы. Наивысшая стоимость управленца и консультанта относится к возрасту 40-45 лет. Эффективнее всего специалист с высшим образованием трудится в возрасте 45-60 лет. Таким образом, срок окупаемости инвестиций в высшее образование составляет более 20 лет. Это служит одним из барьеров на пути частных инвестиций в развитие образования.
В целом, такой подход рассматривает людей как средство получения добавленной стоимости и таит в себе угрозу дегуманизации производственных и экономических отношений. Следует помнить, что преимуществом советской системы образования служил равный доступ к системе образования, обязательный, если не сказать принудительный, характер начального и, позднее, среднего образования, обеспечение высокого и равного качества образования в рамках одной ступени. Советская школа служила не поставщиком услуг, а незаменимым и универсальным институтом социализации личности.
Роль системы образования как социальной технологии отметил в своё время Отто фон Бисмарк. Он считал, что единую Германию формирует школа и армия. Даже в самых либеральных обществах система образования выполняет важнейшие социальные и социально-политические функции.
Попытки полной коммерциализации системы образования оказались безуспешными. Коммерциализация за счёт покупки образовательных услуг самими клиентами не соответствует объективным потребностям рынка труда с точки зрения количества и качества квалифицированной рабочей силы, а потенциальные учащиеся образовательных учреждений не могут точно оценить перспективы трудоустройства. Кроме того, платёжеспособный спрос на образовательные услуги не обеспечивает эффективного и сбалансированного развития образования и уровня образованности, востребованного обществом.