Функционирование политической власти в РБ.

Государственный строй Республики Беларусь. Республика Беларусь — унитарное демократическое социально-правовое государство. Главой государства является президент. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Форма правления характеризуется как президентская республика (после 24 ноября 1996г.)

Законодательная власть.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание.

Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Национальное собрание пришло на смену Верховному Совету РБ в 1996г. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Палата представителей.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов.

Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Основные полномочия Палаты представителей:

¡ рассматривает и принимает проекты законов;

¡ назначает выборы Президента;

¡ даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;

¡ выражает вотум недоверия правительству;

¡ выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики.

Совет Республики является палатой территориального представительства.

От каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь (всего 64 места).

Основные полномочия Совета Республики:

¡ одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;

¡ избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

Исполнительная власть.

¡ Исполнительную власть осуществляет Правительство (Совет министров Республики Беларусь), а также Президент РБ (его полномочия были расширены после внесения поправок в Коституцию РБ в 1996 г.).

¡ Совет министров Республики Беларусь состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов исполнительной власти.

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий:

¡ определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов Правительства;

¡ утверждает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

¡ имеет право отменять акты правительства;

¡ является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь;

¡ назначает республиканский референдум;

¡ может издавать декреты, имеющие силу закона.

Судебная власть.

¡ Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за соответствием нормативных актов, законов Президента, Правительства и т.д Конституции в государстве осуществляется Конституционным Судом Белоруссии. Судебная система состоит из городских, районных и областных судов, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Местное самоуправление.

¡ Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное самоуправление осуществляется гражданами через Советы депутатов, референдумы.

К компетенции Советов депутатов относится:

¡ утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;

¡ установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

¡ определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

¡ назначение местных референдумов.

Деятельность по управлению включает три основных элемента: принятие решения, исполнение и контроль за его выполнением. На такой же основе формируется и государственный аппарат, т.е. совокупность органов, реализующих государственную власть. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 6), государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако само по себе провозглашение и закрепление в Конституции принципа разделения властей не влечет автоматически его реализацию. Эффективное осуществление принципа разделения властей предполагает создание надлежащего организационно-правового механизма, поэтому каждый субъект государственной власти включает аппарат соответствующего ему уровня.

Контрольные вопросы и задания по лекции №4:

1. Раскройте содержание понятия "власть", укажите свойства власти.

2. Что такое политическая власть, в чем отличие терминов "политическая власть" и "государственная власть"?

3. Назовите и охарактеризуйте субъекты и объекты политической власти.

4. Какие функции выполняет политическая власть?

5. Опишите основные концепции власти.

6. Как вы понимаете феномен разделения власти?

7. Назовите основные ресурсы политической власти.

8. Что такое легитимность власти?

9. Какие типы легитимности власти вам известны?

10. Перечислите основные средства легитимации власти, применяемые в современной политике.

Литература

[33; 36; 45; 51; 70; 85; 92; 94; 96; 100]

Наши рекомендации