Первые тюрко-язычные племена в Восточной Европе
Прототюрки — древнетюркская этническая и языковая общность, возникшая на территории между Уралом и Алтаем.
Барсилы[1] - тюркский этнос родственный хазарам и булгарам либо тесно связанный с ними.
С именем барсил византийская историография связывает название страны Берсилии. Так, в «Хронографии» Феофана Исповедника (ок. 760 — 818 гг.) говорится, что «...из глубин Берзилии, первой Сарматии вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону, вплоть до Понтийского моря»[2]. Параллельное место у Никифора (ок. 758—829 гг.) в «Бревиарии»: «...вышел великий народ хазар из глубин Берзилии»[3].
Благодаря археологическим исследованиям в Приморском Дагестане мы можем установить происхождение барсил.
В «Византийской истории» Никифора Грегора говорится о болгарах, как об одном из скифских племен: «Теперь я объясню, откуда получила имя Болгария. Есть страна, лежащая по ту сторону и севернее Истра, а река через нее протекает Волга, от нее и сами туземные жители получили название болгар, а сначала были они скифы... Различные названия дают им и древние мудрецы: Гомер называет их киммерийцами, Геродот разнородными скифами... так и скифы — те, кто поселились ближе всех к древней скифской земле, сохраняли неизменным свое название, ибо и сами называются скифами, а земля, питающая их, зовется скифской»[4].
Арабские источники Ибн-Русте (X в.) и Гардизи (XI в.) отмечают, что болгары делятся на 3 отдела: один отдел — берсула, другой — есегел, а третий — болгар[5].
Существует и другая точка зрения, согласно которой название болгарского племени барсил можно расшифровать как «род, племя или страна Барса» («Барс иле»). Барс являлся тотемным животным болгар и символизировал избранность, власть, связь земли с небом[6]. Свидетельством этому, по мнению татарского учёного Г.М. Давлетшина, является тот факт, что к XII в. племенной символ барсилов — серебряных булгар, которые имели лидирующее положение в булгарском обществе (из их среды избирался правитель страны), превращается в символ всей последующей Волжской Булгарии.
Таким образом, все вышеприведенные точки зрения объединяет то, что барсилы занимали лидирующее положение в среде тюркоязычных болгарских племен, которые, по данным античных источников, могли пребывать среди скифов Причерноморья.
Вследствие борьбы с Хазарским каганатом переселяются на территорию Среднего Поволжья.
Хазары[7] – (ивр. כוזרים (кузарим), араб. خزر (хазар), греч. Χαζαροι (хазарой), др.-рус. Козаре, лат. Gazari, Cosri) — средневековый народ, живший на Северном Кавказе, создавший Хазарский каганат. Существует несколько теорий происхождения хазар, наиболее распространённой является гипотеза преимущественно тюркского характера хазарского народа.
Имя хазары является самоназванием, его этимология до конца не ясна.
· По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz — обозначающей кочевание. Также высказаны предположения, что оно восходит:
· к перс. هَزَارْ, hâzâr — «тысяча» (А. П. Новосельцев).
· к титулу кесарь (А. Поляк, А. Рона-Таш),
· к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен)
Хазарским назывались Чёрное и, реже, Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море (см. Хазарское море). На суше название «Хазария» (Газария) дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века).
Вероятнее всего Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. (П. Голден, М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев, Д. Немет).
До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650—969).
Булгары – тюркоязычные племена, населявшие с IV века степи Северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа и мигрировавшие во 2-й половине VII века частично в Подунавье, а позднее в Среднее Поволжье и ряд других регионов. Участвовали в этногенезе таких современных народов, как болгары, татары, чуваши, башкиры, балкарцы, карачаевцы, и передали своё имя государству Болгария.
Самое раннее ретроспективное упоминание о булгарах содержится у армянского историка V века Мовсеса Хоренаци. По его словам при армянском царе Аршаке I, сыне Вагаршака, булгары поселились в армянских землях: «В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну.» Время правления Аршака I датируется 1-й половиной II в. до н. э.,что вызывает сомнение историков в достоверности данного сообщения. Мовсес Хоренаци ссылается на более раннего летописца Мар Абаса Катину, жившего самое позднее на рубеже III—IV вв.
Далее свидетельства об их активности исчезают из источников вплоть до распада Гуннской империи. Это даёт основания предполагать, что булгары входили в тот огромный союз племён, который современники именовали гуннами.
Иордан разделяет булгар и гуннов, описывая в середине VI века места их расселения: «Далее за ними [ акацирами ] тянутся над Понтийским морем места расселения булгар…».
Великая Болгария. В 632 году хан Кубрат объединил тюркоязычные протоболгарские племена, создав племенную конфедерацию Великая Болгария. С этого началась история Болгарии как государства. Великая Болгария. Столицей государства, предположительно, стал город Фанагория.
Освободившись из под власти Западно-Тюркского каганата, Кубрат расширил и укрепил свою державу, которую греки называли Великой Булгарией.
О Великой Болгарии VII века, о правителе хане Кубрате и его сыновьях мы узнаем из
«Хронографии» Феофана Исповедника (ок. 760-818) и «Бревиария» Никифора Патриарха (ок.758-829), которые многократно анализировались учеными. Феофан сообщает: «Во времена Константина Западного умер властитель упомянутой Булгарии и котрагов Кроват. Он оставил пять сыновей, завещав им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе, так, чтобы они властвовали надо всем и не попадали в рабство к другому народу. Но спустя недолгое время после его смерти, разделились пять его сыновей и удалились друг от друга каждый с подвластным ему народом. Первый же сын [Кровата],по имени Батбаян, храня завет отца своего, оставался на земле предков доныне. А второй его брат, по имени Котраг, перейдя реку Танаис, поселился напротив первого брата. Четвертый же и пятый, переправившись через реку Истр, называемую также Дунай, один – оставался в подчинении вместе со своим войском у хагана аваров в Паннонии Аварской, а другой – достигнув Пентаполя, что у Равенны, попал под власть империи
христиан. Наконец, третий из них, по имени Аспарух, переправившись через Днепр и Днестр и дойдя до Огла – реки севернее Дуная, поселился между первыми и последним…»[8].
Кубрат родился ок. 605 года. По свидетельству Иоанна Никиусского, своё детство Кубрат провёл в императорском дворце в Константинополе, и здесь же принял крещение. Он поддерживал близкие дружеские отношения с византийским императором Ираклием. К 635 году Кубрат объединил под своей властью несколько булгарских племён и добился независимости от авар. В современной историографии созданное им объединение называется Великая Болгария. Столицей государства, предположительно, стал город Фанагория.
От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция. Около 634—641 заключил с императором дружественный союз. Однако нет никаких свидетельств того, что христианство получило широкое распространение среди болгар.
Перед смертью Кубрат завещал сыновьям не разделяться, чтобы быть сильными и не разрушить созданное им государство. Главным образом над ним нависала угроза со стороны хазар, которых Кубрат сдерживал при жизни. После смерти Кубрата, скончавшегося около 665 года, его сыновья не исполнили завет отца: каждый из них со своим племенем избрал свой путь и уже вскоре Великая Болгария была разгромлена хазарами.
Могила Кубрата найдена на Украине, близ деревни Перещепино Полтавской области (подробнее см. Перещепинский клад).
На время захоронения указывает то обстоятельство, что происходящие из клада византийские монеты относятся к царствованию Маврикия (582—602) и его ближайших преемников вплоть до Константа II (641—668). На персидском блюде вычеканен профиль Шапура II (309—379), на греческом блюде — надпись епископа города Томы, жившего в начале VI века. На кольце с печаткой — греческая монограмма, в которой читают «Куврат патрикий», напоминающее о том, что при дворе Ираклия Кубрат носил титул патрикия. Наличие крестового узора на рукоятке меча подтверждает свидетельство историка Иоанна из Никиу о том, что при византийском дворе Кубрат принял крещение[9].
Распад Великой Болгарии[10].
После смерти Кубрата территорию Великой Болгарии поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из сыновей Кубрата возглавил свою собственную орду, и ни у кого из них в отдельности не достало сил, чтобы соперничать с хазарами. В ходе столкновения с хазарами, воследовавшего в 660-е гг., Великая Булгария прекратила своё существование. Этническую основу Хазарского каганата составляли те же родственные народы гунно-болгарского круга.
Чёрные болгары.Старший сын Батбай (Батбаян) со своей ордой остался на месте. Эти группы стали хазарскими данниками и впоследствии были известны под именем «чёрных болгар». Они упоминаются в договоре князя Игоря с Византией. Игорь обязуется защищать византийские владения в Крыму от нападений чёрных болгар.
Волжская БулгарияВторой сын Кубрата — Котраг перешёл Дон и поселился напротив Батбая. Вероятнее — именно эта группа булгарских племён двинулась на север и, обосновалась впоследствии на средней Волге и Каме, где возникла Волжская Булгария. Волжские булгары, являются предками населения Поволжья в лице чувашей и казанских татар. Миграций на Каму болгарских народов с территорий Великой Болгарии и Хазарского каганата было несколько.
Дунайская Болгария Третий сын Кубрата — Аспарух со своей ордой ушёл на Дунай и ок. 650, остановившись в районе нижнего Дуная, создал Болгарское царство. Местные славянские племена, не имевшие опыта создания государств, попали под владычество булгар. С течением времени булгары слились со славянами, и из смешения Аспаруховых булгар и вошедших в его состав различных славянских и остатков фракийских племен сложилась болгарская нация.
Булгары в Воеводине и Македонии Четвёртый сын Кубрата — Кубер (Кувер), со своей ордой Кубер двинулся в Паннонию и примкнул к аварам. В городе Сирмий он сделал попытку стать аварским каганом. После неудачного восстания он привел свой народ в Македонию. Там он осел в районе Керемисия и сделал неудачную попытку захвата города Салоники. После этого он исчезает со страниц истории, и его люди объединились со славянскими племенами Македонии.
Булгары в Южной Италии Пятый сын Кубрата — Альцек ушёл со своей ордой в Италию. Около 662 г. он устроился во владениях лангобардов и попросил землю у короля Гримоальда I Беневентского в Беневенто в обмен на военную службу. Король Гримуальд отправил булгар к своему сыну Ромуальду в Беневенто, где они и осели в Сепини, Бовиане и Инзернии. Ромуальд принял булгар хорошо и дал им земли. Он также распорядился, чтобы титул Альцека был изменен с герцога, как называет его историк Павел Диакон, на гастальдия (имеется в виду возможно титул князя), в соответствии с латинским названием.
В Прикаспии, на территории нынешнего Дагестана еще в IV-V вв. жили многочисленные тюркоязычные народы: барсилы, савиры, авары, болгары, хазары, оказавшиеся здесь в составе Гуннской державы. Они часто враждовали и воевали друг с другом, а иногда и объединялись для борьбы со своими соседями.
Эти племена были покорены тюркским каганом Ис-теми, однако ненадолго. Хазары настойчиво стремились выйти из-под подчинения Тюркскому каганату. И когда тот из-за долгих войн ослабел, они, подобно болгарам Кубрата, в VII в. создали свое государство Хазарский каганат.
Волжская Булгария
Территория и этнический состав населения. Племенной состав жителей Волжской Булгарии, кроме самих булгар включал, также, равноправные тюркоязычные племена: сувар, эсегель, барсил, баранджар, а также живших на Волге до прихода булгар угро-финнов. Такая пестрота населения Волжской Булгарии была в основном в начальный период существования государства. Более поздние путешественники, например, араб ал-Гарнати, побывавший в этой стране в XII веке, а также другие географы уже не отмечают среди булгар названных выше племен. В их рассказах отсутствуют также сведения о других, новых племенах. Принято считать, что в XII веке была создана единая народность с общим названием “булгары”.
В Волжской Булгарии официальной религией считался ислам, однако это государство отличалось своей веротерпимостью. Кроме мусульман там проживали иудеи, христиане и язычники. Языком Волжской Булгарии был тюркский булгарский язык, хотя наравне с ним действовали и другие языки и наречия. Вместе с приходом монголов, на территорию Булгарии пришли и многочисленные выходцы с Юга - племена кипчаков (половцев). Селиться в Булгарии и оказывать на нее существенное влияние они стали еще до нашествия монголов, но вместе с приходом монголов, они смогли селиться в булгарских землях уже совершенно беспрепятственно и в достаточно большом количестве.
Кипчакский этнос стал, как бы вливаться в булгарский, путем принятия кипчаками ислама, но при этом, определенную часть времени в булгарском государстве было двуязычие (булгарский и кипчакские языки). Со временем, из-за численного преобладания кипчаков по отношению к булгарам, язык булгар был полностью вытеснен языком половцев-кипчаков и утерян навсегда. Но это не было проблемой, так как объединение столь разных, хоть и тюркских племен, произошло благодаря исламу. Так, кипчаки смогли ассимилироваться с булгарами благодаря принятию ислама.
Территория. Волжская Булгария занимала довольно большую для тех времен территорию. Ее северная граница в Х–XI веках проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге с ее левыми притоками, восточная – по реке Шешме, а южные пределы доходили до Самарской Луки–большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор. В XII веке в результате социально-экономического и политического роста государства его границы расширились. Так, северные пределы дошли до бассейна реки Казанки – в ее бассейне поисками казанских археологов в последнее время обнаружен целый ряд поселений, возникших где-то к концу именно этого столетия. Примерно в это же время увеличились владения Волжской Булгарии в юго-восточном направлении.
“Булгаром” именовалась и столица этого государства, расположенная на удобном и выгодном месте слияния Волги и Камы — двух крупнейших рек Восточной Европы. Булгар и соседний с ним Сувар становятся объектом внимания мусульманского Востока благодаря работам представителей классической школы арабской географии Х в. С 30-х годов этого же столетия в данных городах начинается чеканка собственных монет — диргемов. Возникновению городов и распространению городской культуры в Волжской Булгарии способствовало принятие ислама, которое произошло в 922 г. Тогда по просьбе правителя булгар Ал-маса из Багдада прибыло арабское посольство, миссией которого и было распространение мусульманства в этой далекой стране. Секретарь посольства Ибн-Фадлан подробно описал быт и обычаи булгар, его книга “Рисаля” (“Записка”) является к настоящему времени лучшим историко-этнографическим источником для исследования прошлого северных племен раннего средневековья, особенно булгар.
См. Из глубины столетий / сост. Вступл. И коммент. Б.Л. Хамидуллина. Казань: Тат. Книжн. Изд-во, 2004. С. 69-88. Ибн Фадлан о народах Восточной Европы
Принятие ислама Волжской Булгарией. В 922 году официальной религией булгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Булгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности. Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря ему булгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как булгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью. Если ислам в Булгарском Государстве консолидировал разные этносы в один, то есть с булгарским (тюркоязычньш) языком и булгарской культурой, то племена сохранявшие язычество в значительной степени смогли избежать ассимиляции, продолжая сохранять архаичные элементы тюркской, угро-финской культуры и свои локальные самоназвания. Т.о. ключевые причины принятия ислама. 1. Консолидация нации под знаменем единой веры. 2. Политический союз с набирающим силу арабским Халифатом, как альтернативы Хазарского каганату и Руси. Ранняя история Волжских булгар известна мало, но известно, что на Волге болгары оказались не позднее VIII — IX вв. и вплоть до середины X века продолжали находиться в зависимости от Хазарского каганата, что подтверждает и тюркский титул правителя Волжской Булгарии «эльтебер», то есть зависимый от хана.
ЭЛЬТЕБЕР (древнечув. эль – народ, тебер – предводитель) – в Волжской Болгарии кон. 9–10 вв. предводитель народа, царь.
Ибн Фадлан - арабский путешественник и писатель 1-й половины X века. Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе. В 921—922 годах в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Волжскую Булгарию. В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путевых заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Наибльшую известность записки получили благодаря описанию волжских викингов, включая свидетельство о погребении в ладье. В 921 году в Багдад прибыло посольство из Волжской Булгарии. Правитель булгар мусульманин Алмуш стремился освободиться из-под власти Хазарского каганата и с этой целью просил халифа прислать мусульманских наставников и строителей мечети, а также соорудить военную крепость. Ответное арабское посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, возглавляемое Сусаном ар-Раси, выехало из Багдада 21 июня (11 Сафара 309 года хиджры) и возвратилось в Багдад весной 923 года. В состав посольства в качестве секретаря был включен Ахмад ибн Фадлан. Помимо задачи упрочения ислама в странах Восточной Европы, халиф рассчитывал усилить свое политическое влияние в регионе и получить от союза с Волжской Булгарией большие торговые привилегии.