Различие парламентской и президентской республик

Президентская (США, Россия и Франция) Парламентская (Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия и др.) Смешанная
Президент (глава государства) избирается населением Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом Президент (глава государства) избирается населением
Глава правительства ― Президент Глава правительства ― премьер-министр (ключевая роль в управлении) Глава правительства ― премьер-министр
Правительство назначается Президентом Правительство формируется парламентом Правительство назначается Президентом
Правительство несет ответственность перед Президентом Правительство несет ответственность перед парламентом Правительство несет ответственность перед парламентом

Конституция РФ характеризует Россию как демократическое государство с республиканской формой правления и содержит все ее необходимые атрибуты: народ как единственный источник власти, избираемость и сменяемость главы государства, важная роль представительных органов, политический плюрализм, правовой статус гражданина, основанный на полномасштабном каталоге прав и свобод и т.д.;

2. форма территориального государственного устройства, устанавливающая организованность территории государства, деление е на части, отношения центра с составными территориальными единицами государства. Форма государственного устройства отражает: 1) отношения между центральными и местными государственными органами; 2) государственную форму выражения интересов каждой нации, проживающей на территории данного государства. Различают (наравне с конфедерацией) две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Унитарные государства ― государства, имеющие простое административно-территориальное деление, составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований. В них существует единая система органов государственной власти, единая система законодательства и единое гражданство. Органы административно-территориальных единиц либо полностью подчиняются центру, либо и центру и местным представительным органам. Законодательные органы представлены одной палатой, но не исключена возможность существования двухпалатного парламента. Палаты парламента не имеют спциального представительства от регионов страны. Федеративные государства ― система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом. Входящие в состав федерации государственные образования называются субъектами. Верховная власть в государстве принадлежит высшим (федеративным) органам государственной власти. Субъекты федерации вправе иметь свои органы власти и управления, свою систему законодательства, собственное гражданство. Для федерации характерно существование двухпалатного парламента, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации. В основе федерации лежат несколько принципов ее построения, в связи с чем различают территориальную федерацию (она характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации) и национальную федерацию (она характеризуется более сложным государственным устройством). Конфедеративные государства ― временное объединение суверенных государств, созданное для достижения определенных целей. Конфедерация ― союз двух и более государств, при котором союзные органы координируют их деятельность по вопросам, которые явились причиной их объединения. Особенности конфедерации заключаются в отсутствии единой денежной системы, сохранении государствами своей самостоятельности. После достижения целей ее создания она либо прекращает свое существование, либо объединяется в иную форму государственного устройства, чаще всего в федерацию;

3. государственный (политический) режим, уточняющий способы и средства, используемые государством для осуществления своей власти, степень участия в ней населения и положение личности в государстве. Государственные (политические) режимы делятся на демократические и антидемократические (подробнее см. тему 4.5. «Политический режим. Демократия»).

Форма государства, формы территориального устройства и государственного режима складываются под влиянием множества факторов. Большое значение на нее оказывают: а) уровень экономического развития; б) отношения между основными политическими силами в нем; в) исторические традиции, присущие народам, населяющим страну; г) господствующая идеология; д) господствующая религия; е) уровень культурного и национального сознания народа, степень его политической активности; ж) географическое положение страны, размеры территории и климат.

Основные понятия

Выборная (избирательная) монархия Президентская республика
Государственный (политический) режим Республика
Дуалистическая монархия Унитарные государства
Конституционная монархия Факторы, влияющие на формирование формы государства
Монархия Федеративные государства
Парламентская монархия Форма государства
Парламентская республика Форма территориального государственного устройства

Наши рекомендации