То есть именно «технические решения», КОТОРЫЕ СМОГУТ ОБЕСПЕЧИТЬ компенсацию ограничений жизнедеятельности

В соответствии с Приказом от 18 февраля 2013 г. № 65н, «Вид технического средства реабилитации подбирается ИНДИВИДУАЛЬНО С УЧЕТОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНВАЛИДА, УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ технического средства реабилитации в целях компенсации или устранения имеющихся у него стойких ограничений жизнедеятельности».

Пунктом 4 и абзацем первым пункта 7 Порядка определено, что: «индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро)».

Пункт 6 Порядка: «Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ИНВАЛИДУ ВОССТАНОВИТЬ ИЛИ КОМПЕНСИРОВАТЬ УТРАЧЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со СТРУКТУРОЙ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ, КРУГА ИНТЕРЕСОВ, УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ, СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И РЕАЛЬНЫХ возможностей социально-средовой инфраструктуры».

Пунктом 97 Регламента определено: «В случаях, требующих специальных видов обследования получателя государственной услуги, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившие медико-социальную экспертизу, составляют программу дополнительного обследования, которая утверждается руководителем бюро, главного (Федерального) бюро (уполномоченным заместителем руководителя главного (Федерального) бюро). Указанная программа доводится до сведения получателя государственной услуги в доступной для него форме».

Таким образом, в соответствии с действующим специальным законодательством в сфере защиты прав инвалидов, при его системном толковании, государством гарантируется объем таких реабилитационных мероприятий, которые позволят инвалиду МАКСИМАЛЬНО или «БОЛЕЕ ПОЛНО» компенсировать утраченные способности, и могут быть ограничены только в соответствии с медицинскими противопоказаниями.

В обоснование наличия «освещения» и необходимой «максимальной скорости» у кресел-колясок с электроприводом действующее российское законодательство содержит следующие нормы.

В соответствии с ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85) «Кресла-коляски. Термины и определения», введенным в действие 01.07.1994 г., кресло-коляска с электроприводом является транспортным средством.

В соответствии с Правилами дорожного движения в РФ: «1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

10.5. Водителю запрещается: создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».

Также в соответствии с Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" в подразделениях Госавтоинспекции регистрируются автомототранспортные средства с рабочим объемом более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час. Из этого следует, что кресло-коляска с электроприводом, являясь транспортным средством, не подлежит регистрации в ГИБДД, соответственно не требуется и удостоверения на право управления транспортным средством. Но Правила дорожного движения, в части необходимости включения освещения, даже в светлое время суток, на всех движущихся транспортных средствах, с целью их обозначения, а также при выборе скорости учитывать интенсивность движения, необходимо соблюдать.

Необходимость наличия освещения на инвалидных колясках с электроприводом подтверждается письмом из Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды от 06.06.2014 г.

Также прошу обратить внимание, что под понятием "технические характеристики товара" следует понимать совокупность технических (физических, химических, механических, органолептических и т.д.) характеристик товара, позволяющих отличить один товар от другого. Значение данного понятия дано Департаментом развития конкуренции для целей применения ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в Письме Министерства экономического развития РФ от 12 апреля 2011 г. N Д22-577. Действующий на сегодняшний день Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" также не содержит официального определения понятия "технические характеристики товара", поэтому указанное определение может быть применено и к оспариваемым правоотношениям.

Из приведённого определения следует, что преодолеваемый угол подъёма, наличие сервоприводов и устройства для гашения колебаний и поглощения толчков (ударов), объем (ёмкость) аккумуляторов, максимальная скорость, габаритные огни и т.д. относятся именно к техническим характеристикам, которые позволяют отличить одну коляску от другой.

При этом, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе, объявляемом ФСС РФ на закупку колясок, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Следовательно, в случае указания в ИПР инвалида только категории коляски, остальные функциональные, технические и качественные характеристики конкретного объекта закупки, работники ФСС РФ ОБЯЗАНЫ УКАЗАТЬ (в документации к аукциону) самостоятельно, при том, что они не имеют медицинского образования и не учитывают потребности и возможности инвалида. Это ущемляет права инвалида именно на индивидуальный подбор средства реабилитации и не позволяет обеспечить компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности, как требуют нормы ст. 9 и ст. 11.1 Закона.

Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов № 61/106, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., что накладывает на государство серьезные обязательства по ее исполнению.Согласно положений Конвенции ООН о правах инвалидов технические средства должны обеспечивать повышение возможностей инвалидов вести самостоятельный образ жизни, сохранять максимально возможный уровень мобильности и доступа к информации и образованию.

Особое внимание уделяется в Конвенции повышению жизненного уровня и уровня социальной защищенности инвалидов, следовательно, технические средства реабилитации должны быть не только максимально доступны для инвалидов, но при этом их получение не должно вызывать существенных материальных и иных проблем. Таким образом, при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации предлагается руководствоваться следующими принципами: доступности технических средств реабилитации для инвалидов; максимального удовлетворения индивидуальных потребностей инвалида при обеспечении техническими средствами реабилитации для инвалидов; исключения необходимости привлечения личных средств инвалида для обеспечения техническими средствами реабилитации для инвалидов.

Мои требования основаны на правах, гарантированных ст. ст. 2, 4, 5, 20 и 26 Конвенции ООН «О правах инвалидов», ратифицированной в РФ:

Статья 2. Определения

«дискриминация по признаку инвалидности» означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;

«разумное приспособление» означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод…

Наши рекомендации