Возрастание этнического и конфессионального факторов в конфликте

Этнический фактор конфликта.Этнические конфликты — самые распространенные из всех видов социальных конфликтов — сопровождают всю историю человечества. Несмотря на чрезвычай­ное многообразие этнических конфликтов в мире, можно обнаружить некоторые общие характерные причины их возникновения и тен­денции развития.

Среди факторов этнической напряженности в качестве главно­го следует обозначить территориальные проблемы, территориаль­ные споры. Этносы — территориально организованные общности людей. Поэтому любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса. Если проанализировать основные этнические конфликты, то мож­но без труда обнаружить территориальную проблему в качестве их важнейшего компонента.

Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты. В качестве доказательств применя­ется принадлежность той или иной территории к определенному этносу в прошлом. Обе стороны обладают, на их взгляд, бесспор­ными историческими доказательствами, закрепляющими именно их право на владение территорией. Но в результате многочислен­ных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса неоднократно менялась, как менялись границы государств. Вероятность найти такое реше­ние проблемы, которое удовлетворило бы обе стороны, чрезвычай­но мала; в лучшем случае стороны могут принять компромиссное решение, которое не разрешит конфликт по существу, а переведет его из открытого в скрытое (латентное) состояние. При этом, разу­меется, не может быть никакой гарантии, что следующие поколе­ния, не удовлетворенные подобным решением, не возобновят от­крытый конфликт.

Среди актуальных территориальных конфликтов в начале 1990-х гг. на Кавказе можно выделить конфликт вокруг Нагорного Карабаха, продолжавшийся открыто более 5 лет, и осетино-ингуш­ский. Оба этих конфликта не являются локальными, а имеют су­щественное геополитическое значение, как и конфликт в Чечен­ской республике (с декабря 1994 г.).

Вторая группа этнотерриториальных проблем связана с во­просом о создании независимых территориально-государствен­ных образований. Основная часть этносов на земном шаре не имеет собственных независимых национально-государственных обра­зований; часть из них имеет различные формы государственности, включенные в состав других суверенных государств.

По мере повышения фактического статуса, развития экономи­ки, культуры этносов, не имеющих собственных суверенных го­сударств, в их среде нередко возникают движения, имеющие целью формирование независимого национального государства. Особен­но влиятельным подобное движение может быть в том случае, если этнос имел на определенном этапе своей истории независи­мое государство и впоследствии утратил его. Подобные тенден­ции изменения своего государственного статуса — одна из наиболее частых причин этнических конфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести грузино-абхазский конфликт, конфликт вокруг баскской проблемы в Испании, пенджабский в Индии.

В отдельных случаях удается перевести конфликты в латент­ное состояние, в других они выливаются в длительные войны. Ха­рактерным является то, что, вопреки историческому опыту, лиде­ры национальных движений рассматривают отделение от другого государства как наиболее радикальный путь разрешения накопив­шихся проблем и единственный способ этнического самоопреде­ления. Так, хотя практически все республики СССР существенно пострадали от распада этого государства, сепаратистские тенден­ции, вопреки логике, сохранились и даже активизировались уже в новых независимых государствах.

Вторым важнейшим фактором является социально-экономиче­ский. Сюда, как нам кажется, следует отнести борьбу этносов за ма­териальные ресурсы, разделение труда, идеологические проблемы, проблему власти и т.д.

В случае возникновения борьбы этносов за материальные ресурсы, среди которых важнейшими являются земля и ее недра, каж­дая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естествен­ное» право на использование земли и природных ресурсов, и, как в случае с территориальными конфликтами, подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер и, как правило, разрешимы мирными средствами лишь на ранних стадиях своего развития, до тех пор, пока не начались межличностные столкновения на этой почве.

Говоря о России, можно сказать, что определяющими в межнаци­ональных противоречиях являются прежде всего насущные пробле­мы, порожденные развалом единого государства, кризисом неуп­равляемости, упадком экономики. Это и стало основной причиной борьбы национально-территориальных регионов за выживаемость путем самостоятельного распоряжения природными ресурсами, проведения своей бюджетной и налоговой политики.

Другим фактором, способным усилить напряженность в межна­циональных отношениях, может стать борьба внутри этнических групп. Национализм нередко является лишь маскировкой для сокры­тия узких интересов местных элит и, как следствие, средством моби­лизации масс для реализации этих интересов. Этнический конфликт представляет собой эффективный способ отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы. Возросшая роль этнополитических технологий позволяет вполне осознанной политической манипуляции камуфлироваться в естественные и «стихийные» коллективные дей­ствия; запланированные политические акции оформлять как «взрыв народного негодования», народный протест и т.д. Поэтому можно предположить, что в том обществе, в том государственном образова­нии, где складываются предпосылки для различного рода экономи­ческих, социально-политических противостояний и конфликтов, осо­бенно связанных с перераспределением власти и ресурсов, неизбежно возникнут национально-этнические конфликты. . Религиозный фактор конфликта.Неизменная теоретическая модель влияния религии на жизнь общества — содействие его ин­теграции, сплочению. Реальный исторический опыт говорит о более сложном воздействии религии на процессы, происходящие в обществе. Он может способствовать возникновению и обострению социальных и межнациональных конфликтов. Но может привести к сглажива­нию противоречий, выступать как сила интегрирующая. Характер этого влияния во многом зависит от исторического опыта взаимо­действия вероисповедальных сообществ, от особенностей государ­ственной политики по отношению к религии, религиозным объе­динениям и верующим, от позиции религиозных центров, мирян и национальных элит.

Переход от тоталитаризма к демократии в полиэтническом и поликонфессиональном обществе (а российское общество является именно таковым) чреват усилением этнонациональных противоре­чий, ростом национальной и конфессиональной нетерпимости.

Усилению межконфессиональной и межнациональной напря­женности способствуют наряду с экономическим кризисом и пе­ределом государственной собственности стремление властных структур и национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах; нарушение государственными орга­нами и должностными лицами конституционных принципов отде­ления религиозных объединений от государства и равенства рели­гий перед законом; сильная тенденция к превращению Русской православной церкви в государственную церковь; активизация ис­ламского фундаментализма.

Лозунги превращения русского православия в государственную религию, а России — в «православную державу» находят однознач­ный отклик в среде народов мусульманской и буддийской культур, способствуя усилению антирусских, националистических настрое­ний, фактически помогая укрепить позиции сепаратистов.

Наши рекомендации