Возрастание этнического и конфессионального факторов в конфликте
Этнический фактор конфликта.Этнические конфликты — самые распространенные из всех видов социальных конфликтов — сопровождают всю историю человечества. Несмотря на чрезвычайное многообразие этнических конфликтов в мире, можно обнаружить некоторые общие характерные причины их возникновения и тенденции развития.
Среди факторов этнической напряженности в качестве главного следует обозначить территориальные проблемы, территориальные споры. Этносы — территориально организованные общности людей. Поэтому любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса. Если проанализировать основные этнические конфликты, то можно без труда обнаружить территориальную проблему в качестве их важнейшего компонента.
Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты. В качестве доказательств применяется принадлежность той или иной территории к определенному этносу в прошлом. Обе стороны обладают, на их взгляд, бесспорными историческими доказательствами, закрепляющими именно их право на владение территорией. Но в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса неоднократно менялась, как менялись границы государств. Вероятность найти такое решение проблемы, которое удовлетворило бы обе стороны, чрезвычайно мала; в лучшем случае стороны могут принять компромиссное решение, которое не разрешит конфликт по существу, а переведет его из открытого в скрытое (латентное) состояние. При этом, разумеется, не может быть никакой гарантии, что следующие поколения, не удовлетворенные подобным решением, не возобновят открытый конфликт.
Среди актуальных территориальных конфликтов в начале 1990-х гг. на Кавказе можно выделить конфликт вокруг Нагорного Карабаха, продолжавшийся открыто более 5 лет, и осетино-ингушский. Оба этих конфликта не являются локальными, а имеют существенное геополитическое значение, как и конфликт в Чеченской республике (с декабря 1994 г.).
Вторая группа этнотерриториальных проблем связана с вопросом о создании независимых территориально-государственных образований. Основная часть этносов на земном шаре не имеет собственных независимых национально-государственных образований; часть из них имеет различные формы государственности, включенные в состав других суверенных государств.
По мере повышения фактического статуса, развития экономики, культуры этносов, не имеющих собственных суверенных государств, в их среде нередко возникают движения, имеющие целью формирование независимого национального государства. Особенно влиятельным подобное движение может быть в том случае, если этнос имел на определенном этапе своей истории независимое государство и впоследствии утратил его. Подобные тенденции изменения своего государственного статуса — одна из наиболее частых причин этнических конфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести грузино-абхазский конфликт, конфликт вокруг баскской проблемы в Испании, пенджабский в Индии.
В отдельных случаях удается перевести конфликты в латентное состояние, в других они выливаются в длительные войны. Характерным является то, что, вопреки историческому опыту, лидеры национальных движений рассматривают отделение от другого государства как наиболее радикальный путь разрешения накопившихся проблем и единственный способ этнического самоопределения. Так, хотя практически все республики СССР существенно пострадали от распада этого государства, сепаратистские тенденции, вопреки логике, сохранились и даже активизировались уже в новых независимых государствах.
Вторым важнейшим фактором является социально-экономический. Сюда, как нам кажется, следует отнести борьбу этносов за материальные ресурсы, разделение труда, идеологические проблемы, проблему власти и т.д.
В случае возникновения борьбы этносов за материальные ресурсы, среди которых важнейшими являются земля и ее недра, каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов, и, как в случае с территориальными конфликтами, подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер и, как правило, разрешимы мирными средствами лишь на ранних стадиях своего развития, до тех пор, пока не начались межличностные столкновения на этой почве.
Говоря о России, можно сказать, что определяющими в межнациональных противоречиях являются прежде всего насущные проблемы, порожденные развалом единого государства, кризисом неуправляемости, упадком экономики. Это и стало основной причиной борьбы национально-территориальных регионов за выживаемость путем самостоятельного распоряжения природными ресурсами, проведения своей бюджетной и налоговой политики.
Другим фактором, способным усилить напряженность в межнациональных отношениях, может стать борьба внутри этнических групп. Национализм нередко является лишь маскировкой для сокрытия узких интересов местных элит и, как следствие, средством мобилизации масс для реализации этих интересов. Этнический конфликт представляет собой эффективный способ отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы. Возросшая роль этнополитических технологий позволяет вполне осознанной политической манипуляции камуфлироваться в естественные и «стихийные» коллективные действия; запланированные политические акции оформлять как «взрыв народного негодования», народный протест и т.д. Поэтому можно предположить, что в том обществе, в том государственном образовании, где складываются предпосылки для различного рода экономических, социально-политических противостояний и конфликтов, особенно связанных с перераспределением власти и ресурсов, неизбежно возникнут национально-этнические конфликты. . Религиозный фактор конфликта.Неизменная теоретическая модель влияния религии на жизнь общества — содействие его интеграции, сплочению. Реальный исторический опыт говорит о более сложном воздействии религии на процессы, происходящие в обществе. Он может способствовать возникновению и обострению социальных и межнациональных конфликтов. Но может привести к сглаживанию противоречий, выступать как сила интегрирующая. Характер этого влияния во многом зависит от исторического опыта взаимодействия вероисповедальных сообществ, от особенностей государственной политики по отношению к религии, религиозным объединениям и верующим, от позиции религиозных центров, мирян и национальных элит.
Переход от тоталитаризма к демократии в полиэтническом и поликонфессиональном обществе (а российское общество является именно таковым) чреват усилением этнонациональных противоречий, ростом национальной и конфессиональной нетерпимости.
Усилению межконфессиональной и межнациональной напряженности способствуют наряду с экономическим кризисом и переделом государственной собственности стремление властных структур и национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах; нарушение государственными органами и должностными лицами конституционных принципов отделения религиозных объединений от государства и равенства религий перед законом; сильная тенденция к превращению Русской православной церкви в государственную церковь; активизация исламского фундаментализма.
Лозунги превращения русского православия в государственную религию, а России — в «православную державу» находят однозначный отклик в среде народов мусульманской и буддийской культур, способствуя усилению антирусских, националистических настроений, фактически помогая укрепить позиции сепаратистов.