Оформление договорных отношений в дописьменный период

Глава 3

АКТЫ

I. Общая характеристика

Термин «акт» происходит от латинского оборота «actum est», что в переводе означает «сделано, совершено». Актами часто называют разнообразные документы договорного, законодательного, распорядительного, регистрационного, удостоверительного и другого характера.

Вместе с тем в источниковедении термин «акт» используется в узком смысле для обозначения определенного вида письменных исторических источников. Они имеют специфику в назначении, содержании и форме, поэтому их не отождествляют с законодательными, распорядительными и другими документами, которые также имеют свои особые функции, форму и содержание.

Главное назначение акта в узком смысле заключается в закреплении в письменном виде условий соглашения между двумя контрагентами. Одной или обеими договаривавшимися сторонами могли выступать или верховная власть, или светские корпорации, или духовные корпорации, или частные лица. Содержание актов отражает многообразие договорных отношений, существовавших на том или ином историческом этапе в политической, социальной, экономической сферах. Тексты договорных документов построены с помощью специальных устойчивых формул, расположенных в определенной последовательности. Таким образом, актами называются «документы, в которых в форме определенных юридических норм зафиксированы экономические или политические сделки, договоры между «частными лицами»; «частным» (юридическим или физическим) лицом и государством (или церковью); между церковью и государством; между государствами»[1].

Сегодня акты X–XVII вв. представляют собой значительный корпус текстов на бересте, пергамене и бумаге. Одной из проблем источниковедческого изучения этих текстов договорного характера является их классификация. Разработано много вариантов деления совокупности договорных документов на более или менее однородные группы. Например, по принадлежности актов к сфере политических, социальных и экономических отношений. Детальную классификацию договоров периода феодализма предложил С.М.Каштанов. Его классификация строится на типах отношений (политических, социальных и экономических) и юридическом положении контрагентов, при этом учитываются стадии развития [90]феодализма. Классификация, построенная на основе этих трех признаков, позволяет увидеть, «что в разные периоды развития феодализма акты преобладают в различных сферах общественно-политической жизни»[2]. Другой вариант систематизации актов учитывает только юридическое положение контрагентов. В соответствии с этим признаком акты делятся на две большие группы. Первая группа носит название публично-правовых актов. В качестве одного или обоих контрагентов публично-правовые акты имеют верховную власть. Во второй группе объединяются частные акты. Они отражают сделки, в которых контрагентами с обеих сторон выступали частные лица.

II. Эволюция актов X–XVII вв.

Оформление договорных отношений в дописьменный период

Анализ различных письменных исторических источников (актов, граффити, берестяных грамот, летописей) показывает, что в переходе к письменной фиксации договоров существовало несколько фаз: во-первых, заключение соглашения, условия которого закреплены только обрядом; во-вторых, запись о сделке «для памяти»; в-третьих, запись для официального утверждения сделки.

Разнообразные сделки между отдельными лицами, или группами людей, или сообществами (обмен продуктами труда, соглашения вождей племен о мире, договоры в области семейно-брачных отношений и т.д.) появились еще в дописьменный период. На том этапе общественного развития условия соглашений закреплялись обрядами, состоявшими из определенных символических действий и словесных формул. Уникальный пример подобного обряда доносят до нас так называемый Усть-Вымский сборник 20-х гг. XVI в. и Вологодско-Пермская летопись XVI в., которые сообщают о заключении русскими послами мира с остяками и вогулами в конце 1484 г. или начале 1485 г. Со стороны остяков и вогулов заключение мира сопровождалось обрядом, необычность которого поразила русских послов, и они, вернувшись в пределы Руси, рассказали о нем своим соотечественникам: «А мир их таков. Подкинувше елку в жерьдь протолъсту, протесав на четыре, а под нею послали медведно (медвежью шкуру. – Авт.). Да на медведно покинули две сабли острей в верх супротивно. Да на медведно же положили рыбу да хлеб. А наши поставили в верх елкы крест. А югричи по своему жабу берестену (т.е. свой тотем. – Авт.) доспену и с нохти. Да привяжуть под крестом ниско, да под жабою над нами как почнуть ходити вкруг елки в посолон (т.е. по движению солнца, с востока на запад. – Авт.) дръжати [91] две сабли, подкнув елку острей вниз. Да человек, стоячи, приговаривает: «Кто сесь мир изменить, по их праву Бог казни». Да обоидуть 3-жды, да наши поклонятся кресту, а они на полъдень (юг. – Авт.). А после того всего с золота воду пили, а приговор их так же: «Кто изменить, а ты, золото, чюй!»[3].

В конце XVI в. русские послы не предполагали того, что их далекие предки, заключая более пятисот лет тому назад договоры с Византией, также клялись оружием (мечом) и своими языческими богами. Так, погодные записи 907, 911, 944 и 971 гг. из Повести временных лет показывают, что обряд заключения международных договоров языческой Русью состоял из определенных действий и словесных формул: «А Олга водивше на роту и мужи его по Рускому закону, кляшеся оружьем своим, и Перуном богом своим, и Волосомъ, скотьемъ богом, и утвердиша миръ» (погодная статья 907 г.); «некрещеная Русь полагають щиты своя и мече свое наги, обруче свое и прочаа оружья, да кленутся о всем, яже суть написана на харатьи сей» (погодная статья 944 г., описание утверждения мира Русью в Царьграде); «...и прииде на холмъ, аде стояше Перунъ и покладоша оружые свое, и щиты, и золото, и ходи Игорь роте и люди его, елико поганыхъ Руси» (погодная статья 944 г., описание процедуры утверждения Русью того же договора в Киеве); «...да имеем клятву от бога, в его же веруем – в Перуна и в Волоса, скотья бога, и да будем золоти, яко золото, и своим оружием да исечени будем» (погодная статья 971 г., из текста договора).

Следы некоторых сторон процедуры дописьменного оформления сделок сохраняются в частных актах периода феодальной раздробленности в виде особых терминов.

В текстах купчих и данных грамот, возникших в период независимости Новгорода и Пскова, встречаются термины «одерень», «вдерень». Они происходят от слова «дерн» – верхний слой почвы, заросший травянистыми растениями и скрепленный их переплетающимися корнями. Дерн был символом некоторых обрядов, связанных с отчуждением земли при передаче ее в собственность, при произнесении присяги перед межеванием земли и т.д. В текстах, оформлявших земельную сделку, термин «одерень» («вдерень») стал означать вечное право собственности: «А продал есми ту четверть лука в одерен(ь) без выкупа и отвел, а нет до тое чети лука дела ни моему роду, ни племяни, ни жене, ни детем».

В купчих грамотах, особенно двинских и абсолютном большинстве актов конца XIV – первой половины XVI в. Северо-Восточной Руси, отмечается термин «пополонок» («пополнок») – натуральная придача к основной денежной плате за покупку. Нату: ральная придача могла состоять из скота и домашней птицы, зерна, одежды и меха и т.д. Стоимость пополонка зависела от величины основной суммы сделки: чем она выше, тем дороже придача. Этот термин несет следы уравнения ценности предметов в [92]ходе натурального обмена ими. Например, покупая вотчинные земли у Степана Нечая и Парфена Постника Григорьевых Овчи-ниных детей Сытина, архимандрит Новоспасского монастыря Нифонт от себя и братии в купчей грамоте 1544/1545 г. указал, что «а дали есмя на ней тридцат(ь) рублев и чотыре рубли да пополнъку вол рыж»[4].

Определенным архаизмом в текстах актов выступает термин «послух» («послухи»). Корнем этого термина является слово «слух», которое указывает на то, что послух был свидетелем устно совершенной сделки. Послухи выступали гарантами соблюдения условий договора, а в случае их нарушения – свидетелями при дальнейшем разбирательстве.

Когда сделки стали оформляться в письменном варианте, в текст договора со временем была введена удостоверительная формула с указанием, как скреплен акт и чья печать приложена к документу. Формула свидетельствовала о подлинности документа. В такой ситуации изменилась роль послухов, чьи имена также записывались в удостоверительной части акта, и они теперь стали свидетелями письменного оформления сделки, а не самой договоренности между контрагентами.

Элементы дописьменного периода заключения сделок, отразившиеся в текстах местных актов, постепенно исчезают в условиях Русского централизованного государства. В этот период оформляются более или менее единые по структуре, терминологии и юридическим формулам разновидности документов договорного характера. Кроме того, в новых исторических условиях государство начало вести учет письменно оформленных сделок между контрагентами различных сословий и социальных категорий, законодательно обеспечивая унификацию текстов.

Наши рекомендации