Массовая информация и ее роль в современном мире
Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики. Массовая информация на ранних этапах развития массовой коммуникации. Понятие информационного общества. Развитие массовой прессы. Процесс монополизации прессы. Особенности информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран. Глобализация информационных процессов.
Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков – время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства, развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба.
Все эти социальные, политические, культурные экономические факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерческой, научной, культурной информации, а также политической – о внутреннем и международном положении дел. Технические возможности тиражирования информации способствуют быстрому росту и развитию всесторонних связей между странами. Именно поэтому время выхода на арену истории буржуазии с ее экономическими интересами, а затем и политическими притязаниями сопровождались становлением и развитием журналистики. Кроме, того, и феодально-клерикальные круги стали поддерживать развитие печати, понимая ее значение для политической и идеологической борьбы.
основные предпосылки и причины:
1. Информационная (необходимость передачи информации как таковой) 2. Развитие духовной культуры общества 3. Материально-техническое развитие общества 4. Потребность общества Экономические преобразования в обществе Её участие в идеологических и политических процессах.
В России журналистика как индустрия информации появилась в начале XVIII. Это произошло в 1702 году, когда в России появилась первая печатная газета «Ведомости», издаваемая типографским способом, то есть широко тиражировалась. Следует отметить серьезное отличие первой русской газеты от первых газет других европейских стран. Она была менее всего коммерческим изданием, каким были впервые возникшие европейские газеты. Русская газета был с самого начала проводником определенной политики, была пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости. Но это и не удивительно, так как газета стала издаваться по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I. Но, несмотря на свою определенную политическую направленность, газета дала начало быстрому развитию журналистики в России.
Уже в 20 веке пресса становилась все более массовой. Буржуазно-демократическая революция вызвала острый интерес населения к политическим темам и существенно изменила систему средств массовой информации. Царским Манифестом от 17 октября 1905 г. было объявлено о свободе слова, разрешена политическая полемика в газетах. С гласностью стали выходить из подполья социал-демократические, эсеровские газеты. Были вновь созданы газеты партий народных социалистов, трудовиков, промышленников, кадетов и т.д. Это были новые типы изданий: газеты-манифесты, газеты-призывы, дискуссионные листки. Благодаря партийным, профсоюзным, молодежным, сатирическим газетам число периодических изданий с 1900 по 1906 г. возросло с 1002 до 1797. Правда уже через год, в 1907 г., количество изданий сократилось – сказались меры правительства по стабилизации общества, введение судебной ответственности за подстрекание к разрушению государственности.
Тем не менее, 1909-1913 гг. были периодом цивилизованной гласности и расцвета российской прессы. И уже к 1917 году Россия обладала мощной для своего времени прессой.
1922 году в СССР выходит 955 газет
1931-1940 гг. Возникновение социально-классового принципа печати и развитие сети многотиражек.
1941-1950 гг. Преобладание в прессе военной тематики. Жесткая цензура.
1961-1970 гг. Политическая оттепель, но журналистов называют «подручными партии»
1971-1981 гг. Выход еженедельных газет производственных объединений.
1981-1990 гг. Появились первые частные издания. Гласность. Выход из подполья самиздатовских изданий.
1991-2000 гг. Отмена цензуры. Свобода слова. С января 1991 по сентябрь 1992 года число газет и журналов, выходящих в Петербурге и Ленинградской области возросло с 208 до 805. Такой же рост числа изданий наблюдался и в других городах России. Появление частных и акционерных телерадиокомпаний, возникновение издательских домов и холдингов.
На ряду с развитием массовой прессы происходила и ее монополизация.
Первая российская газета “Куранты” (1621 г.) была рукописной. Их по-другому называли “Вестовые письма”. Это была газета наоборот – ее “выпускали” в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц многие люди, дьяки и подьячие Посольского приказа, для очень ограниченного круга читателей – царя Алексея Михайловича и его приближенных. Она создавалась по типу “Ньюз-леттерз” и содержала выборку сообщений на дипломатическую, военную, придворную и торговую темы из немецких, шведских, польских и голландских газет, переведенных на русский язык. Для массовой аудитории не предназначалась и вообще ее выпуск был окружен тайной. С текстами этих газет можно ознакомиться по академическим изданиям “Вести-Куранты”. 1600-1639, М., 1972; “Вести-Куранты”. 1642-1644, М., 1976; “Вести-Куранты”. 1645-1648, М., 1980.
Первая настоящая газета – “Ведомости” (декабрь 1702-1727). Это государственное издание. Создана по Указу Петра Первого. Это существенно отличается от путей формирования западной системы СМИ, где первые газеты возникали в основном как частная инициатива и служили торгово-коммерческим целям. Первый номер не сохранился, до нас дошел номер от 2 января 1703 г. Петр I нередко сам принимал участие в подготовке, редактировании и отборе материалов для газеты. Цель издания – пропаганда внешней и внутренней политики государства. Важная тема – Северная война. Первый редактор – директор печатного двора Ф.Поликарпов. Выходила под разными названиями – “Ведомости Московского государства”, “Ведомости Московские”, “Российские ведомости”. Тираж был непостоянный – от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Периодичность – тоже различной: в 1703 – 39 номеров, в 1705 – 46, а в 1718 – один! С 1715 г. “Ведомости” начинают выходить и в Петербурге. А с 1719 г. – только в Петербурге. В 1720 г. в газете появился первый репортер, который собирал и готовил к печати сведения о русской жизни, прежде всего – придворной жизни. Это был Яков Синявич. Он готовил сообщения об успехах российской экономики, давал информации об ассамблеях, гуляниях и празднествах. Важной фигурой в газете был переводчик, готовивший переводы материалов из иностранных газет для публикации в “Ведомостях”. В Петербурге во главе газеты встал переводчик Б.Волков. Газета скорее напоминала брошюру или тетрадь – восьмая доля листа. Количество страниц в разных номерах было различным – от 2 до 22. Главное содержание – информационные материалы и официальные сообщения. Тематика выступлений широкая – от политических новостей до устройства лодки. Газета продавалась, но особым спросом не пользовалась. Перестала издаваться через два года после смерти Петра I.
Конец 20-х – 30-е годы характеризуются значительным усилением партийного контроля над средствами массовой информации. что главной задачей средств массовой информации является коммунистическое воспитание трудящихся, внедрение в среду читателей «боевых традиций большевистской партии», что СМИ – это «острейшее большевистское орудие на идеологическом фронте». В конце 20-х – 30-е годы происходит значительный количественный рост и увеличение тиражей газет и журналов. Если в 1928 г. в стране выходило около 2 тыс. газет, разовый тираж которых составлял 9,5 млн. экз., то в 1940 г. их стало около 9 тыс., а тираж превысил 38 млн. экз. Год от года возрастали тиражи национальной печати. Газеты выходили на 50 национальных языках; 25 народностей СССР получили свою азбуку и свою прессу при Советской власти.
Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Э. Тоффлер и другие западные футурологи [2]. Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации.
Отличительными чертами информационного общества являются:
· увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
· возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
o эффективное информационное взаимодействие людей,
o их доступ к мировым информационным ресурсам и
o удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
· Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. С помощью новых коммуникационных технологий возникает возможность осуществления «референдной демократии[1]».
· С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в инофрмационные системы – потеря анонимности.
Государственная информационная политика– регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т.п.
Монополизация средств массовой информации идет высокими темпами. Этому, в частности, способствует отмена многих антимонопольных ограничений, которая была проведена многими странами вслед за США. Так, отменен запрет на основание студий кабельного телевещания телефонным компаниям, оказывающим телефонные услуги в данной местности; практически нет ограничений на количество телестанций, принадлежащих одному физическому или юридическому лицу; разрешено дублирование передач средневолновых радиостанций станциями УКВ, отменены ограничения на владение одновременно эфирными станциями и кабельными каналами и т.п.
В процессе монополизации появились новые тенденции. Так, слияния и поглощения стали проходить «по географическому принципу», т.е. в каком-либо регионе одна монополия захватывает все, скажем, печатные издания. Другая тенденция касается создания «мультимедийных групп», когда объединяются под рукой одного владельца (индивидуального или коллективного) различные СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение...
Еще одним направлением структурной перестройки монополистических объединений СМИ можно назвать перераспределение информационных потоков в каналах коммуникации. Наблюдается перенос деловой информации в специализированные информационные агентства и компьютерные сети.
В современных условиях процессы концентрации капитала и монополизации СМИ продолжаются. Независимо от форм собственности и методов руководства предприятиями, концентрация и монополизация СМИ в современных условиях идет по целому ряду направлений. Наращивают свою мощь уже существующие монополии, неуклонно сокращая число «независимых» СМИ; усиливается связь СМИ с транснациональными корпорациями; органы правительственной власти играют все более значительную роль в ориентации и инспирации масс-медиа. Появились транснациональные предприятия СМИ с «рассеянным» капиталом, когда практически невозможно установить их национальную принадлежность.
Любое средство массовой информации можно рассматривать как торгово-промышленное предприятие, на которое воздействуют все законы и закономерности экономики. Можно эффективность средства массовой информации определить и по-иному: новость рассматривается как товар, а аудитория – как капитал. СМИ выступают как группы экономических интересов, а во взаимодействии с властными структурами – как группы влияния, «лобби». В последние годы заметно меняется экономическая структура СМИ. Все большее значение играет реклама как основной источник финансовых поступлений. В ряде случаев государство субсидирует СМИ как прямо, так и косвенно – предоставлением различных льгот, грандов, правительственной рекламы и т.д. Включение средств массовой информации в промышленно-финансовые группы позволяет добиваться финансовой устойчивости СМИ.
Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.
Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.
Прежде всего, дадим определение понятию «информационная инфраструктура».
Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.