Глава I. Культурологический обзор Франции середины XIX века
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
ФАКУЛЬТЕТ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА, РЕКЛАМЫ И КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНAM:
Культурология и история материальной культуры
Анализ воспроизведения материальной культуры Франции середины XIX века в фильме Франко Дзеффирелли «Травиата».
Работу выполнила студентка
Опарина Анна Дмитриевна,
Группа Г – 4
Научный руководитель
Колосова Ирина Александровна
Санкт-Петербург
Содержание
Введение | ||
Глава 1. | Культурологический обзор Франции середины XIX века | |
Глава 2. | Анализ воспроизведения материальной культуры Франции середины XIX века в фильме «Травиата». | |
Заключение | ||
Список литературы | ||
Иллюстрации |
Введение.
Для своей работы я выбрала фильм Франко Дзеффирелли «Травиата» по опере Джузеппе Верди на либретто Франческо Пьяве. Опера, в свою очередь, написана по мотивам романа Александра Дюма «Дама с Камелиями». Дзеффирелли всегда уделяет повышеное внимание костюмам и декорациям, поэтому любой из его фильмов представляет собой настоящее произведение искусства. Сначала же он работал оперным режиссером и сценографом.
Действие фильма происходит в середине XIX века, в эпоху эклектики и неостилей, по большей части неорококо. Премьера фильма состоялась в 1982 году. Дзеффирелли удалось практически оживить оперу. Актеры не просто превосходно поют и гениально играют, а живут. Постановка оценена как "одна из самых дорогостоящих" в истории кино. Отсутствуют излишества и художественная безвкусица, что обычно случается при богато украшенных роскошных постановках.
Основная задача данной работы - сделать культурологический обзор фильма «Травиата», и анализ интерьера и костюма выделив наиболее яркие моменты, характерные для данной эпохи.
Глава I. Культурологический обзор Франции середины XIX века .
После падения Наполеона в первом двадцатилетии XIX века пришел период реставрации династии Бурбонов - законных королей. Это привело к обострению политической борьбы. Начинается противоборство романтизма и классицизма.
В середине столетия нарастают демократические и пролетарские движения. В 1830-м году пронеслась очередная революционная волна, потрясшая политическую систему государства. Впервые на историческую арену рабочий класс вышел в 1848, представляя из себя чрезвычайно огромную самостоятельную силу, а в 1871 образовалась Парижская коммуна - орган городского самоуправления французской столицы, как образец величайшего пролетарского движения XIX века.
В 1848 году к власти приходит племянник Наполеона - Шарль Луи (Наполеон III), поднявший мятеж против законного короля Франции Луи Филиппа I, и стремится править самостоятельно.
Начало 60-х годов - расцвет Франции и Второй империи. Франция ведет активную внешнюю политику: основывает колонии, побеждает Российскую империю в Крымской войне, выигрывает войну с Австрией, проводит успешные военные кампании на Востоке. Активно страна развивается и внутренне. Идет бурное развитие промышленности, строятся железные дороги, реконструируется Париж. Франция приобретает авторитет на международном уровне и былая роскошь возвращается в императорский двор. Но широкий размах строительства не создает условий для развития архитектуры как искусства. Городские ансамбли утрачивают художественную ценность и целостность в следствие распространения частной капиталистической застройки. Снижается качество объемно-пространственного решения архитектурных композиций.
Но после 1867 года авторитет Наполеона III и партии подорван. Состоялся неудачный и разоряющий военный поход на Мексику. На него происходят покушения, внешние и внутренние преобразования подрывают бюджет страны, и у Франции образуются огромные долги. При этом усиливается оппозиция, падает престиж Второй империи и Наполеона III, и уже к 1870 году устанавливается конституционная монархия.
У Шарля Луи была жена - графиня Евгения де Монтихо испанского происхождения. Она славилась своей красотой и была законодательницей мод для всей Европы, чтила память Марии Антуанетты и боготворила её. Любимым её стилем был стиль Людовика XVI . В последствии он получил название "стиль Людовика XVI Императрицы" и стал активно использоваться в декоративном убранстве эпохи Второй империи.
Революционные события не могли не затронуть передовых художников страны. Если в первой трети XIX века главными творцами считались художники-классики и романтики, например, Энгр и Делакруа, с яркими революционными или откровенно классическими работами, то теперь пристальное внимание уделено поэтическому пейзажу, жизни народа, явлениям повседневной действительности, что активно способствовало изживанию романтических иллюзий. C революциями 1830 и 1848 годов связано творчество Домье, непримиримого борца с буржуазными порядками. Его сатирическая графика и карикатуры породили такое направление в искусстве как критический реализм. С помощью искусства Домье разоблачал фальшь и лицемерие, тупое мещанство , взяточничество, воспевая в своих произведениях простого рабочего, борца за свои классовые интересы.
В целом эпоху характеризует особая драматичность и противоречивость. Богатая страна, обладающая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась именно из за внутренних противоречий. В ней присутствовало как и фантастическое богатство, так и удручающая нищета, что изрядно потрясало воображение наиболее ярких писателей этого периода. Например, о своем времени Мопассан писал : "Мы - отвратительные варвары, живущие жизнью животных". А он был человеком весьма далеким от активной политики.
Опосредованное отражение противоречий французской революции середины XIX столетия можно встретить в творчестве Флобера. Он стремился к правде, ненавидя буржуазию. Так же в нем присутствовало неверие в народ и яркий пессимизм.
Главная героиня рассмартиваемого нами фильма - куртизанка Виолетта. Куртизанка - это термин, употребляемый по отношению к проститутке, рабовшей в высших слоях общества. С 1542 года промтитутками назывались все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, и замужние женщины, живущие отдельно от мужа, паралельно имеющие интимные связи с другими мужчинами. Куртизанки отличаются от содержанок и королевских фавориток. Они всегда были прекрасными дамами полусвета, с актерским, музыкальным, литературным, или каким-нибудь еще талантом, являясь обладательницами высокой культуры. Наша героиня принадлежит к "высшей" категории куртизанок, к так называемым "честным" куртизанкам. Они находятся на содержании богатых покровителей, выходцев из высшего сословия, имели свою определенную независимость и были обучены правилам хорошего поведения, умея вести застольную беседу.
Таким образом, любовная связь Виолетты с солидным господином Альфредом являлась пятном на его репутации, и они были осуждены обществом, и в первую очередь, отцом Альфреда Жоржем.
Известной куртизанкой середины XIX века была Графиня ди Кастильоне итальнского происхождения. Это была необычайно красивая женщина с изысканым вкусом. Её кузен, Граф Кавур, сделал её сначала любовницей итальянского короля Виктора-Имануила, а затем, в качестве шпионки, отправил её в Париж, чтобы та стала любовницей Наполеона III, который в последствии, был очарован ею. Она даже была замешана в покушении на него.
Глава II. Костюм и интерьер в Фильме Франко Дзефирелли «Травиата»
Эпоха неорококо во Франции. После поражения Наполеона Бонапарта в начале века во Франции к правлению законно вернулась династия Бурбонов: короли Людвиг XVIII и Карл Х.
В связи с поражением Бонапарта, стиль его правления, Ампир, подвергся отторжению. На смену ему приходит эклектика и различные неостили вследствие ностальгии по довоенному и дореволюционному спокойному времени и усталости от строгости классических линий и стиля Биддермейер. Возвращаются так называемые «королевские стили». В первой половине XVIII века при Людовике ХV господствовал стиль рококо. Он в наибольшей степени отвечал ностальгическим чувствам, возникшим в середине XIX века. С наследственной законной королевской властью ассоциировались легкие, утонченные, изящные формы, нежный пастельный колорит и аристократизм. Отсюда так же возникают названия стиля "легитимистский стиль", то есть "законный" стиль, " стиль Реставрации Бурбонов", "стиль Луи Филлиппа".
Неорококо снова изгибает формы и линии мебели, возрождает экзотические и восточные мотивы, особенно в рисунках тканей. Но это "второе" рококо отличается от первого тяжеловесностью основных формообразующих элементов, отсутствием чувства новизны и искусственности, потерей чувства связи детали и целого, отсутствием подлинного вдохновения, сухостью рисунка.
В стиле неорококо делается не только дорогая утварь и мебель для аристократии, крупной буржуазии и королевского двора, как раньше при рококо, а еще и массовая дешевая мебель.
Начиная с 1840 года, мебель приобретает характерные черты рокайля . Её линии изящно изгибаются, опорные части превращаются в кабриоль. Активно применяется пышный рокайльный декор: бронзовые накладки, золочение, резьба, маркетри, интарсия, фарфоровые расписные вставки.
Мебель в некоторых моментах превосходила классическую по удобству и прочим эксплуатационным свойствам. Так же меняется и покрой женского платья - от свободного и и простого на корсет и кружева. Иногда из-за желания подчеркнуть изящность и причудливость формы, и из-за перегруженности декоративными элементами вызывалось ощущение дисбаланса и абсурда. Подражание не всегда даёт высокохудожественный результат
Интерьер.В фильме представлено несколько богато уставленных интерьеров. Внимание им уделено особенное, так как постановка театрализированая, и интерьер играет очень большую роль. Для анализа выбран жилой интерьер. Это дом главной героини Виолетты - богатый особняк в центре Парижа.
Потолки. Потолки особняка гладкие, побеленные, с позолоченной падугой, в традициях рококо. На потолке висят шикарные огромные люстры, многоярусные, с обилием хрустальных подвесок, что также вошло в моду в период первого рококо, и так и продержалась, во многом благодаря ампиру, когда была востребована повышенная помпезность.
Пол. В главной галерее присутствует деревянный пол, наборный паркет. В будуаре у Виолетты виден голубой ковер, вписывающийся в ансамбль всей спальни. На нем можно выделить легкий золотистый растительный орнамент. Другой ковер напоминает восточный, имеет геометрический и растительный орнамент. Интерес ко всему восточному так же свойственен для эпохи неорококо, как и для рококо. В парадной гостиной присутствует Бордовый ковер, обязательный для гостиной XIX века.
Стены. На стене в будуаре висит портрет хозяйки дома в пышной раме Блонделя, так как неорококо неизбежно впитывало в себя элементы других стилей. Так же в будуаре и гостиной на стене присутствуют вставки "в рамку" и шелковые обои, характерные для неорококо. В галерее - обилие зеркал в пышных рамах, тоже отголосок рококо.
Двери. Над дверью со внутренней стороны будуара, как, впрочем, и во многих других комнатах, находится ламбрекен, дополняющий общий ансамбль обоев, ковра, покрывал, скатерти, балдахина и пр.
Дверной проем, ведущий в парадную залу оформляют античные золотые коллоны, и фронтон дверной рамы выполнен в классическом стиле.
Зеркальную дверь с позолоченными деталями и узорами можно увидеть в главной галерее особняка. Зеркал там очень много, они использовались для визуального расширения пространства и отражали свет.
Окна. Длинное, узкое, прямоугольное окно, поделенное на сегменты, с маленькой кованой решеткой снаружи дома. Изнутри окно украшено ламбрекеном, шторами с подхватом. Шторы серо-голубые, колорит нежный и сдержанный, в традициях рококо. Для неорококо еще характерны шторы из индийских тканей, например, шелка и парчи, обилие драпировок.
Камин. Единственный во всем фильме камин находится так же в будуаре Виолетты. Это очень богато обделанный камин, ажурный, позолоченный, с элементами рокайль, как и принято в эпоху рококо, и, как следствие, в эпоху неорококо. На нем стоят нарядные часы, вазы, лампы. Часы использовались, в основном, для украшения, как и нарядные вазы. Очень много ваз в стиле "шинуазри" в следствие интереса востоком и возрождения рококо.
Мебель. Одностворчатые шкафы приходят на смену крупногабаритным, буфеты превращаются в серванты с открытыми полками для демонстрации красивой посуды и фарфоровых изделий. Письменные столы вытесняют секретеры. Диваны и кресла приобретают тяжеловесность и непропорциональность за счет низкого сиденья и чрезмерно высокого изголовья. Активно используется как каркасная мебель, так и корпусная (хотя в фильме преобладает именно каркасная мебель). Неорококо несвойственна строгая симметрия предшествующих классицизма и ампира. Поэтом мебель в будуаре расставляется свободно и непринужденно.
Каркасная мебель.
Стулья и кресла. В особняке весьма богатый ассортимент стульев, как и полагается в подобном доме. В эпоху неорококо встречается множество кресел и стульев, напоминающих рококо, но всё же немного отличающихся. Общие черты стульев выражаются в завышенных спинках и низких ножках, что не характерно для рококо, но для неорококо является одной из отличительных черт. Задние ножки стульев прямые, а у передних присутствует изгиб кабриоль. У некоторых имеются изящные подлокотники. У стульев мягкие спинки и сиденья с объемной обивкой. Обивка тоже весьма разнообразна. Она бывает бархатная или плюшевая. Так же есть еще специальный вид обивки, который называется "гобелен-рококо". Это тканая обивка с растительными мотивами и легким светлым цветовым решением. В фильме присутствует пара таких стульев. Они находятся в галлерее, в то время как кресла находятся в гостиной и спальне.
При создании стульев и кресел в данную эпоху используют орех , темное дерево махагони, красное дерево, и ротанг для мебели загородного дома, так как в XIX веке это очень популярное явление, и такая мебель имелась даже у самого Короля. Характерный тип кресла эпохи рококо и неорококо - мягкое, глубокое кресло с высокой спинкой (иногда стеганой), с локотниками, на ножках кабриоль. Это кресло "бержер".
Еще встречается распространенная в данную эпоху форма "картуш" - мотив полуразвернутого свитка или ленты. Картушь в фильме можно увидеть в формах спинок стульев и кресел.
В будуаре Виолетты присутствуют два кресла эпохи необидермайер, или "кутанные" кресла. Это соответствует эпохе неостилей и эклектике в целом, частью чего является и неорококо.
Диван. В спальне стоят два одинаковых дивана. Они похожи на турецкие, большие, с бахромой и восточными узорами. между ними в середине стоит большой пуф выдержанный в стилистике диванов.
В галерее рядом с классическими колонами у входа в парадный зал располагаются два весьма скромных по виду дивана переходного стиля, тем самым подчеркивая классическую атмосферу галереи. Они стеганые, светлые и однотонные, обладают невысокой спинкой. Это так же характерно для эклектики.
Кушетка и кровать. Кушетка находится в спальне, дополняя её общий ансамбль. По форме она напоминает стиль необидермейер. Кушетки были особо популярны в годы ампира и более ранних стилей, и за счет своей функциональности остались в обиходе.
Кровать с пологом и балдахином в виде палатки похожа на стиль ампир. Вместе с кушеткой они дополняют общий вид спальни, поддерживая его единую стилистику по цветовой гамме.
Консоли и столы. Консоли можно увидеть в главной галлерее особняка. У них массивные ножки кабриоль и гладкая столешница. Они украшены позолоченными лицами ангелов, различным растительным орнаментом и свойственным рокко узором рокайль.
В будуаре находятся три маленьких столика. Один из них, однопорный с позолотой, - "геридон". У него резная опорная конструкция.
Другой столик имеет четыре ножки кабриоль, соединенные внизу крестообразной проножкой. Третий столик очень низкий, имеет четыре маленькие ножки кабриоль и широкую столешницу.
Корпусная мебель. Из корпусной мебели в фильме присутствуют только самые простые книжные стеллажи, что весьма нехарактерно для данной обстановки и эпохи. Эти стеллажи деревянные, украшенные интарсией.
Еще в фильме присутствует маленький письменный стол с выдвижным ящиком. Он стоит на четырех прямых ножках с фигурной резьбой, что, опять же, не характерно для эпохи, так как в неорококо активно возрождается кабриоль.
Мужской костюм. Мужской силуэт, с подчеркнутой мужественностью, широкой грудью и узкой талией нивелируется, убираются излишние декоративные детали. Преобладает спокойная, сближенная цветовая гамма, яркие цвета присутствуют только в одежде щеголей. Увлечение эпохи востоком ярко отражается на галстуках и жилетках. Англия занимает лидирующую позицию в мире моды.
Рубашка. Рубашка классическая для данного времени - белая, с простыми манжетами и воротником-стойкой. В фильме такая рубашка надета и на знатном господине Альфреде, и на еще более знатном господине Жорже, его отце, и на простом рабочем. Они отличаются только качеством ткани.
Жилет. В фильме встречается большое разнообразие жилетов, парадных, бальных, и простых охотничьих.
На балу все мужчины одеты в нарядные жилеты из дорогих тканей. У кого-то однотонные, с нарядными пуговицами, у кого-то из парчи и различных других тканей с экзотическим рисунком и вышивкой. Жилеты служили проявлением индивидуальности владельца. На одном из знатных гостей бала одет светлый атласный жилет с маленькими пуговицами под цвет самого жилета с низкой застежкой. Жилеты так же выражали и повышенный интерес к востоку. В фильме все парадные нарядные жилеты однобортные. Двубортный жилет можно увидеть на мальчике-грузчике. Он шерстяной и серый, без каких либо дополнительных изысков, как и охотничий жилет господина Альфреда. Ко времени второго рококо мужской костюм становится более практичным и строгим - почти исчезли все излишние декоративные элементы.
Фрак, редингот, сюртук, пальто. На мужчинах одето пальто "макферлейн". Оно однобортное, без рукавов, с отложным воротником и пелериной. Подобное пальто было очень модным в эпоху неорококо.
В фильме на Альфреде так же можно увидеть охотничий костюм в который входит редингот - длинный сюртук широкого покроя, изначально предназначенный для езды на лошадях. Редингот получил огромное распространение в Европе сер.XIX века. На нашем герое - редингот болотного цвета, как раз для охоты.
К середине XIX века фраки становятся привилегией богатых людей и надеваются только в парадных случаях. Парадный темно-синий щегольский фрак можно увидеть на господине Альфреде, и еще в сцене бала, где собралось много знатных мужчин, можно увидеть парадные черные фраки.
Панталоны и Брюки. В охотничьем костюме Альфреда присутствуют узкие панталоны, которые закрыты сапогами чуть выше колена и ниже, соответствуют по цвету сапогам. Охотничий костюм отличается от обычного тем, что внем легче двигаться. Он приспособлен для верховой езды.
Брюки от парадного костюма достаточно широкие,в цвет фрака. Черный цвет свойственен парадной одежде эпохи неорококо.
Обувь. На мужчинах, собравшихся на балу, надеты лакированные черные ботинки, так как черный считался самым торжественным цветом, а цветную обувь мужчине того времени одевать было недопустимо.
Высокие охотничьи сапоги для верховой езды входят в охотничий костюм господина Альфреда.
Головные уборы. Самый популярный головной убор данного времени для состоятельного мужчины - цилиндр. Поля цилиндра могут быть как и прямыми, так и слегка загнутыми. Еще в ходу были специальные шляпы для охоты. Они делались из фетра, с широкими полями и красивым пером. Мужчины попроще и рабочие носили кепки.
Галстуки и шарфы. Галстуки и шарфы активно служили как способ выражения индивидуальности носителя. Галстук данного времени - это сложенный по диагонали платок, или косая лента ткани, концы которого спереди или завязывали в пышный бант, или убирали под жилет. Способов завязывания существовало великое множество, и время от времени они менялись.
У Альфреда, важного человека, нарядный красно-зеленый пестрый галстук, подобранный к охотничьему костюму. Парадный щегольский вариант галстука можно увидеть у Альфреда вместе с нарядным костюмом, темно-синим фраком. Здесь пепельно серый галстук подобран по цвету к брюкам. Более солидный вариант - два пожилых мужчины в бальном зале. У одного господина галстук черный, а у другого атласный серый. А у простого рабочего парня галстук клетчатый, на английский манер.
Перчатки. Перчатки в мужскому костюме играют очень важную роль. Для всех случаев существовал свой определенный вид перчаток. По прибытии на бал у мужчин одеты чистые белые перчатки, контрастирующие с их общим черным одеянием, тем самым акцентируя руки.
Прически. В фильме у всех мужчин все прически практически одинаковые - волосы, достаточно длинные, чтобы прикрыть уши. Волосы с крупной волной, в чем сказывается влияние романтизма. У большинства мужчин можно увидеть бакенбарды в различных формах.
Женский костюм. В середине XIX века женский костюм представляет из себя немного заниженную талию, длинную юбку (настолько длинную,что в фильме не видно ни одной пары обуви), острый шнип, узкие и длинные рукава (кроме бальных платьев). Отделка ансамбля белым воротничком и манжетами делает фигуру четкой и графичной. В итоге силуэт выглядит как сопоставление двух треугольников с пересекающимися вершинами углов, при этом вся фигура визуально вписывается в один большой треугольник из-за узких плеч.
Платья. Бальное платье с открытыми плечами и широкой оборкой "берте", украшенной, возможно, Брюссельскими кружевами, пользующимися популярностью в данное время , и блестящей бисерной вышивкой надето на главной героине на бал в начале фильма. Рукава у платья достаточно узкие, но более-менее свободные, с кружевными ангажантами. Присутствует туго затянутый корсаж с острым шнипом. Кринолин, скорее всего, еще отсутствует. До 1856 года под главную верхнюю юбку для придания объема одевали несколько нижних юбок. На другой молодой женщине на том же балу одето похожее платье, только оно более закрытое и с пышными воланами. Множество бальных платьев подобного рода, различных по цвету и декоративной отделке, можно увидеть на других дамах всё на том же балу. Они, возможно, уже с кринолинами.
Девушки в поместье одеты уже не в бальные платья, а в более скромные закрытые домашние наряды с длинными рукавами. Как и в бальном зале ткани платьев весьма разнообразны, так как процветала тканевая промышленность.
Простые скромные платья можно увидеть на Виолетте и её служанке в поместье. Но у Виолетты платье более пестрое, чем у служанки, с замысловатыми узорами, с расширяющимся к низу рукавом и оборками. У служанки рукав напоминает по форме мини "жиго".
На платье важной пожилой дамы в особняке присутствует низкий рукав "жиго". Хотя это дама пришла на бал, её платье полностью закрыто, что и полагается по возрасту.
Пеньюар из легкой и мягкой ткани с воланами и кружевом, с завышенной талией можно увидеть на Виолетте, когда она находится одна у себя в будуаре. Он состоит из нижнего платья-сорочки и верхней накидки. В это время было принято иметь особую одежду для определенного времени суток. Пеньюар немного напоминает ампир, но обилием воланов и кружев выглядит весьма своевременно.
Верхняя одежда. Так как в фильме представлено в основном тёплое время года, то серьезной верхней одежды очень мало. В основном мы наблюдаем платки и шали, популярность которых дико возросла в 40ых годах. Их носят и бедные дамы, и богатые. Различие лишь в качестве материала.
Платки и шали. Яркие тёплые шерстяные платки, полосатые и клечатые, в фильме можно увидеть на горожанках. В них закутаны женщины, идущие по улице. В фильме бордовая шаль с восточным орнаментом находится на пожилой знатной женщине, приехавшей в поместье из города. Легкий летний платок неброской окраски присутствует на молодой девушке в поместье. Там же, у другой молодой девушки - белый шелковый шарф, а у пожилой служанки - плотная черная шаль. У Виолетты, нарядно одетой для бала-маскарада, мы видим парадную горностаевую мантию.
Головные уборы. Различные чепчики с кружевами и лентами, как подобает в то время, присутствуют на служанках и простых горожанках. Очень популярна шляпа "баволе", в духе романтизма, Бидермейера. Шляпы "баволе"носят и пожилые женщины, и молодые девушки. В фильме можно увидеть эти шляпы с перьями и цветами, с вуалью, и прочими украшениями. Они достаточно быстро вышли из моды но в провинции их всё-равно носили.
Прически. У Виолетты для бала сделана английская прическа с локонами, обрамляющими лицо, и с блестящими украшениями из искусственных цветов. Эта прическа в духе романтизма, что свойственно данному времени. Прическу в духе "изабо", так же свойственную середине XIX века, можно увидеть на балу, на одной из важных дам. У нее гладкий верх, ровный пробор по середине головы, косы вокруг ушей. Она украшена лентами. В бальном зале видно многообразие подобных причесок с локонами и различным декором. Прическа "бандо" с украшениями украшает головы двух знатных девушек, тоже пришедших на бал.
Украшения и аксессуары. Как очередное стремление к возрождению рококо, у дам на балу присутствует веер, правда, черный, но кружевной с золотом, подходящий под платье. На дамах одеты различные драгоценности, например, ажурные колье и массивные браслеты. Два похожих браслета с камеями по середине одеты на главной героине Виолетте. На одной из дам можно увидеть перстни, на мизинце и на безымянном пальце. У всех женщин, которые пришли на бал, можно увидеть именно парадный тип украшений - "большие парюры". Это и массивные браслеты, и тяжелые ожерелья, и достаточно заметные кольца и перстни.
Перчатки. Ношение перчаток было обязательным для дамы "из общества". Перчатки черные можно увидеть у пожилой дамы в темном наряде. Черные перчатки одевались обычно к траурному наряду. Белые или просто светлые, желтоватого оттенка, перчатки считались нормой повседневного ношения. В фильме они присутствуют у Виолетты, когда она выходит из кареты в поместии. Для бала были специальные бальные перчатки на которых не должно было быть никаких складок. Их укрепляли браслетами. Такие перчатки можно увидеть в начале фильма, на молодой девушке, в самом начале бала в особняке Виолетты.
Заключение.
Так как фильм «Травиата» является экранизацией одноименной оперы, то фильм сам по себе театрален. Очень часто маленькая уютная спальня или закуток в бальном зале, характерный для 1850-ых годов, превращается в настоящую огромную оперную сцену.
В фильме повышенное внимание уделено интерьеру. Особняк Виолетты очень богато обставлен и украшен, и вполне соответствует интерьерам в стиле неорококо, за исключением практически полного отсутствия корпусной мебели. Но тем не менее, очень точно отражена эклектичность, которая свойственна Парижу середины XIX века, сочетающая в себе рококо, экзотику, классику, и прочие стили.
Костюм, как мужской, так и женский, представлен очень богато и разнообразно, хотя в мужском костюме больше достоверности и следования эпохе чем в женском. Но образы создаются яркие, что и должно присутствовать в театральной постановке.
Список литературы.
· Мерцалова М., История костюма. М.,1972
- Кес, Д. Стили мебели. , М., 2001
· Энтони Уайт, Мебель и други предметы обстановки.Справочник.,М.,2005
· Макс Тильке,Всеобщая история костюма.,М.,2007
· Fashion Design, the Pepin Press
· http://vernisag.com.ua/19vek/449-costum-19-veka
· http://artwood.org.ua/bider.html
· http://operaghost.ru/MODA/style_family_divorce
· http://ru.wikipedia.org